о включении имущества в состав наследственного имущества и признании права собственности на квартиру



Дело № 2-873/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 марта 2011 года                                                 г.Новосибирск

Калининский районный суд г. Новосибирска

в с о с т а в е :

председательствующего судьи                         Тайлаковой О.В.

при секретаре                                Кузнецовой А.Ю.

рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по иску Беловой Нины Ивановны, Белова Александра Дмитриевича, Белова Валерия Дмитриевича к Мэрии г.Новосибирска о включении имущества в состав наследственного имущества и признании права собственности на квартиру,

У С Т А Н О В И Л :

Белова Н.И., Белов А.Д., Белов В.Д. обратились в суд с исковым заявлением к Мэрии г. Новосибирска о признании права собственности по <данные изъяты> доли за каждым в праве общей долевой собственности на <данные изъяты>. В обосновании иска указав, что они являются законными наследниками первой очереди после смерти ФИО11, умершего ДД.ММ.ГГГГ. Согласно договора № 173724 передачи в собственность граждан квартиры от 23.01.2008 года, ФИО12 является собственником <данные изъяты> в праве общей долевой собственности на <данные изъяты> по адресу: <адрес> Также по <данные изъяты> доли в указанной квартире принадлежит ФИО13 (внуку умершего) и истице Беловой Нине Ивановне. Однако при жизни Белова Дмитрия Александровича, право собственности на данную долю в соответствующем органе им зарегистрировано не было. В соответствии с действующим законодательством РФ истцы обратились к нотариусу г.Новосибирска по месту открытия наследства с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону. Нотариус Миняева Т.Ю. отказала в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону, ссылаясь на то, что право общей долевой собственности на вышеуказанную квартиру на умершего ФИО14 при его жизни не было зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области.

          22 марта 2011г. истцы уточнили исковые требования, дополнили исковые требования просьбой включить <данные изъяты> доли в общей долевой собственности квартиры по адресу: <адрес> в состав наследственного имущества (наследственную массу), оставшегося после умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО15.

Истцы в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие (л.д.49,50,51).

Представитель истцов Леонтьва А.Л., действующая на основании нотариально удостоверенных доверенностей (л.д.43, 44, 45), исковые требования и обоснование иска поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика – Мэрии г.Новосибирска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил (л.д. 55).

           Представитель третьего лица – Управление Федеральной регистрационной службы по НСО в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил (л.д.56).

Суд, выслушав пояснения представителя истцов Леонтьевой А.Л., исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст.6 Закона РФ «Об основах Федеральной жилищной политики», передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Согласно ст.7 указанного закона, передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления. Право собственности на данное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в едином государственном реестре учреждениями юстиции.

В соответствии с ч.2 ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В соответствии со ст.1111 ГК РФ, наследование осуществляется по завещанию и по закону.

Согласно п.1 ст.1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

В силу ст.1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе, имущественные права и обязанности.

В соответствии с договором № 173724 от 07.02.2008г. (л.д.42), Мэрия г.Новосибирска передает, а Белова Н.И., Белов Д.А., Белов А.В. принимают каждый по <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес>.

Согласно выкопировке из поэтажного плана здания, квартира <адрес> расположенная на 3 этаже, состоит из коридора площадью 6,6 кв.м., туалета – 1,1 кв.м., ванной комнаты – 2,0 кв.м., кухни – 6,7 кв.м., жилой комнаты – 12,32 кв.м., жилой комнаты 10,2 кв.м., жилой комнаты 20,4 кв.м.. Общая площадь данной квартиры 59,2 кв.м., жилая 42,8 кв.м. (л.д. 35).

Так, согласно свидетельству о смерти (л.д.38), ФИО16 умер ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст.1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Согласно свидетельству о рождении (л.д. 39) Белов Александр Дмитриевич является сыном ФИО17

Согласно свидетельству о рождении (л.д. 40) Белов Валерий Дмитриевич является сыном ФИО18.

Согласно свидетельства о браке (л.д. 41) Белова Нина Ивановна является супругой ФИО19

Следовательно, истцы Белов А.Д., Белов В.Д., Белова Н.И., как наследники первой очереди, наследует имущество, принадлежащее наследодателю, в том числе и долю умершего в праве собственности на квартиру.

Однако, в соответствии с постановлением № 27 от 18.02.2011г. об отказе в совершении нотариального действия (л.д.36), Белову В.Д., Белову А.Д., Беловой Н.И. было отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону в отношении наследственного имущества – квартиры <адрес>, по причине того, что право общей долевой собственности на вышеуказанную квартиру не было зарегистрировано в УФРС по Новосибирской области.

Согласно уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии но Новосибирской области право общей долевой собственности на квартиру <адрес> не было зарегистрировано (л.д. 37).

В соответствии со ст.131 ГПК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Регистрации подлежит, в том числе и право собственности.

Согласно п.8 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.08.1993г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразивший при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.

    Проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая, что на основании договора <данные изъяты> от 07.02.2008г. ФИО20 в собственность передавалась <данные изъяты> доля на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, и на которую право собственности не было зарегистрировано в управлении федеральной регистрационной службы по Новосибирской области, в связи со смертью ФИО21, суд приходит к выводу, что указанное имущество принадлежало умершему при его жизни, в связи с чем, <данные изъяты> доля в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес>, подлежит включению в наследственную массу имущества, оставшуюся после его смерти.

       Кроме того, суд приходит к выводу, что за истцами следует признать в порядке наследования право собственности на <данные изъяты> долю в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес>, поскольку истцы являются наследниками первой очереди по закону умершего ДД.ММ.ГГГГ. ФИО22

При рассмотрении спора истцы не ставили вопрос о возмещении судебных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Беловой Нины Ивановны, Белова Александра Дмитриевича и Белова Валерия Дмитриевича к Мэрии г. Новосибирска о включении имущества в состав наследственного имущества и признании права собственности на квартиру – удовлетворить в полном объеме.

Включить <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес> в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти ФИО23, умершего ДД.ММ.ГГГГ.

       Признать за наследниками ФИО24, умершего ДД.ММ.ГГГГ, Беловой Ниной Ивановной, Беловым Александром Дмитриевичем, Беловым Валерием Дмитриевичем в порядке наследования право общей долевой собственности по <данные изъяты> доли за каждым на <данные изъяты> долю в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес>, оставшуюся после смерти ФИО25.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через суд Калининского района г. Новосибирска.

Судья -                                 Тайлакова О.В.