о признании права собственности



Дело № 2- 367/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30    марта    2011 года                                  г. Новосибирск

Калининский районный суд г. Новосибирска

в    с о с т а в е:

председательствующего судьи                                              Емельяновой В.О.

при секретаре                                                    Виноградовой Д.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Токарева Игоря Анатольевича, Токаревой Маргариты Николаевны, Токаревой Марии Игоревны, Токарева Максима Игоревича к войсковой части № 23727 Министерства обороны РФ, Управлению Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по НСО о признании права общей долевой собственности на квартиру в порядке приватизации,

у с т а н о в и л :

Токарев И.А., Токарева М.Н., Токарева М.И., Токарев М.И. обратились в суд с иском к войсковой части Министерства обороны РФ, Управлению Федеральной службы регистрации кадастра, и картографии НСО, в котором просили признать право общей долевой собственности на квартиру <адрес>. В обоснование иска указали, что Токарев И.А., Токарева М.Н., Токарева М.И., Токарев М.И. на основании ордера от 11.01.1999г., выданного администрацией Калининского района г. Новосибирска вселились в трехкомнатную квартиру по адресу: <адрес> В 2009 году истцы решили приватизировать занимаемое ими жилое помещение, на тот момент в спорной квартире проживали: Токарев И.А. - квартиросъемщик, Токарева М.Н. - жена, Токарева М.И. - дочь, Токарев М.И.- сын. Истцы обратились к командиру войсковой части Министерства обороны Российской Федерации, с заявлением о передаче в собственность квартиры <адрес> В качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию составлен договор передачи в собственность квартиры от 06.11.2009 г., согласно которому войсковая часть МО РФ передаёт, а Токарев И. А., Токарева М.Н., Токарева МИ., Токарев М.И. принимают квартиру по вышеуказанному адресу. В соответствии с п.1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещественные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре. В регистрации было отказано. Для проведения государственной регистрации права общей долевой собственности на указанную квартиру, необходима регистрация права собственности учреждения Министерства обороны Российской Федерации - войсковая часть , учреждение не обладает правом собственности на объект недвижимости, соответственно, не обладает правом распоряжаться ею. В соответствии со ст.35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности. В соответствии со ст.2 Закона РФ от 04.07.1991 г. №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих членов семьи приобрести эти помещения в собственность. Токарев И.А., Токарева М.Н., Токарева М.И., Токарев М.И. занимают данное жилое помещение на условиях социального найма, вселились в него на законных основаниях. Регулярно производят оплату, в том числе и за социальный найм. Ранее право приватизации истцы не использовали. Право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условии для реализации данного права. Так как на занимаемое истцами жилое помещение не произведена государственная регистрация права собственности, они не могут воспользоваться своими правами на приобретение в собственность занимаемого по договору социального найма жилого помещения, что нарушает положения ст.35 Конституции РФ и ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ». Таким образом, истцы по независящим от них причинам не могут реализовать свои права на приватизацию занимаемого ими жилого помещения, и вынуждены обратиться в суд с иском о признании за ними права собственности в судебном порядке. На основании вышеизложенного просят признать за Токаревым Игорем Анатольевичем ДД.ММ.ГГГГ Токаревой Маргаритой Николаевной ДД.ММ.ГГГГ., Токаревой Марией Игоревной ДД.ММ.ГГГГ., Токаревым Максимом Игоревичем 15.05.1993 г.р. право общей долевой собственности в порядке приватизации, на трехкомнатную квартиру жилой площадью 38,3 кв.м., расположенную на 8 этаже 10-ти этажного здания по адресу: <адрес>

            В судебном заседании истцы Токарев И.А., Токарева М.Н., Токарев М.И. и Токарева М.И. доводы искового заявления поддержали в полном объёме. Дали суду аналогичные пояснения.

             В судебное заседание представитель ответчика войсковой части не явился, о времени и месте слушания дела был извещён надлежащим образом (л.д.72), представил заявление, в котором не возражал против удовлетворений исковых требований (л.д.66).

            Представитель ответчика, Управления Федеральной службы регистрации кадастра, и картографии по НСО в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, не просил об отложении дела (л.д. 69).

            Суд, выслушав пояснения истцов, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему выводу:

    В соответствии со ст.35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.

    В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04 июля 1991г. «О приватизации жилищного фонда в РФ», граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

      По смыслу указанного Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

       В соответствии с требованиями ч. 1. ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

       В соответствии с требованиями ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются в порядке, установленном ЖК РФ, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или, соответственно, законом субъекта РФ.

          Таким федеральным законом является Федеральный закон № 76-ФЗ от 27 мая 1988 г. «О статусе военнослужащих».

      В соответствии со ст.15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих», военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

     Как следует из содержания данной нормы, военнослужащим предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности по договору социального найма.

        Судом установлено, что Токареву И.А., как военнослужащему на основании ордера от 11.01.1999г. на состав семьи из четырех человек была предоставлена трехкомнатная квартира <адрес>, общей площадью 65,3 кв.м. на основании постановления КЭЧ от 20 февраля 1997 г. (л.д.13).

         Согласно выписки из домовой книги от 03.11.2010г., в квартире <адрес> проживают и состоят на регистрационном учёте: Токарев М.И. - наниматель, Токарева М.Н.- супруга, Токарев М.И. - сын, Токарева М.И. – дочь, данное обстоятельство также подтверждается выпиской из домовой книги ( л.д.14).

      В соответствии с ч.1, 3, 4 ст.214 ГК РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации). От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294,296).

В соответствии с ч. 3 ст.125 ГК РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и Постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

     На основании Указа Президента РФ от 30 ноября 1992г. № 1518 « О порядке реализации и использования высвобождаемого военного имущества» действовавшего в период с 30 ноября 1992г. по 08 августа 1997г.», т.е. на момент государственной приемки в эксплуатацию дома по ул. Родники, 1, в целях определения порядка реализации и использования высвобождаемого (излишнего, не используемого и не нашедшего применения в Вооруженных Силах) военного имущества, получения дополнительных источников финансирования строительства и приобретения жилья и решения других социальных проблем военнослужащих, в том числе увольняемых с военной службы, и членов их семей было установлено Предоставить Министерству обороны Российской Федерации право реализации и использования высвобождаемого военного имущества (кроме вооружения и боеприпасов) на внутреннем и внешнем рынках ( п. 1).

Реализацию высвобождаемого военного имущества (кроме вооружения и боеприпасов) осуществлять:

на внутреннем рынке - через создаваемые специализированные государственные хозрасчетные предприятия при Министерстве обороны Российской Федерации (Центральном управлении материальных ресурсов и внешнеэкономических связей Министерства обороны Российской Федерации), как правило, на биржах и аукционах; ( п. 2.)

Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом осуществлять контроль за реализацией военного имущества в установленном порядке и по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации разрабатывать необходимые методические рекомендации ( п. 6).

В соответствии с законом РФ от 24.09.1992 N 3531-1(ред. от 24.12.1993) "Об обороне" действовавшего до 31 мая 1996г. войсковая часть являлась воинским формированием Министерства обороны Российской Федерации и финансировалась из федерального бюджета.

Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 3 Постановления Пленума от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснил, что документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности. При разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанные реестр или перечень, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями N 1, N 2 и N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1.

В соответствии с Приложением N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" имущество вооруженных сил Российской Федерации, независимо от того, на чьем балансе оно находится, и от ведомственной подчиненности предприятий, относится исключительно к федеральной собственности.

     В соответствии с ч.1 ст.296 ГК РФ, казенное предприятие и учреждение за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

В соответствии с ч.1 ст.299 ГК РФ, право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

            Согласно договору об инвестиционной деятельности от 15.11.1994г. заключенному между АООТ Новосибирский завод Химконцентратов и СПАО «Сибакадемстрой», АООТ Новосибирский завод Химконцентратов обязуется организовать строительство десяти этажного дома по адресу: <адрес> (строительный адрес) используя денежные средства СПАО «Сибакадемстрой» с выделение в его пользу соответствующего вкладу количество жилья, после сдачи жилого дома в эксплуатацию в 1996г., а именно после ввода дома в эксплуатацию АООТ Новосибирский завод Химконцентратов передает инвестору «Сибакадемстрой» в собственность: 10 однокомнатных квартир, 10 двухкомнатных квартир, 20 трехкомнатных квартир (л.д.35).

            Как указано в соглашении от 15.12.1997г. о передаче правомочий по договору об инвестиционной деятельности от 15.11.1994г. СПАО «Сибакадемстрой» с согласия ОАО «НЗХК» заключило соглашение с ЗАО «САС-Недвижемость» о передаче своих прав и обязанностей по вышеуказанному договору об инвестиционной деятельности в части 19 квартир, согласно которому «САС-Недвижемость» выделено 8 однокомнатных квартир, 3 двухкомнатных, 8 трехкомнатных (л.д.37).

            Согласно соглашению от 26.12.1997г. о передаче правомочий по договору об инвестиционной деятельности от 15.11.1994г. ЗАО «САС-Недвижемость» с согласия ОАО «НЗХК» в соответствии с договором об инвестиционной деятельности от 15.11.1994г., соглашением о передаче правомочий от 15.12.1997г. заключило соглашение с в/ч о передаче своих прав и обязанностей по вышеуказанному договору об инвестиционной деятельности в части 11 квартир, согласно которому войсковой части № 61922 выделено: 3 двухкомнатных и 8 трехкомнатных квартир (л.д.38).

     Согласно акту приема-передачи в собственность квартир по договору об инвестиционной деятельности от 15.11.1994г., составленного ОАО «НЗХК» и войсковой частью т 20.04.1998г. о том, что в соответствии с договором об инвестиционной деятельности от 15.11.1994г., соглашением о передаче правомочий от 15.12.1997г. и от 26.12.1997г., ОАО «НЗХК», именуемое в дальнейшем «Заказчик» предает, а войсковая часть именуемая в дальнейшем «Инвестор», принимает в собственность 11 квартир, а именно: 3 двухкомнатные квартиры 8 трехкомнатных квартир в жилом доме <адрес>, в том числе и спорную квартиру № , в которой проживают истцы (л.д. 39).

           Судом установлено, что в соответствии с Приказом МО РФ № 040 от 03.08.1997г. и Директив ГША ВС РФ от 11.02.1998г. и ГША В ПВО № от 19.02.1998г. Отдел капитального строительства в/ч № и КЭО в/ч переформирован в в/ч . В соответствии с Приказом командира в/ч от 30.05.2008г. № 037 п.5 правопреемником расформированной в/ч определена в/ч (л.д.20).

            Как следует из ответов Территориального Управления Федерального Агентства по Управлению Государственным имуществом по НСО от 20.02.2011 (л.д.67) квартира <адрес> в реестре федерального имущества не числится.

            Из заключения ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 27.01.2011г. следует, что сведения о принадлежности квартиры <адрес> – отсутствуют (л.д.52).

           Из справки МУ ГЖА от 13 мая 2009г. следует, что <адрес> в реестре муниципального имущества г. Новосибирска не значится (л.д.27).

           Таким образом, суд пришёл к выводу о том, что инвестирование строительства производилось за счёт средств федерального бюджета, выделяемых главным распорядителем бюджетных средств - Министерством обороны РФ войсковой части № для приобретения жилья для военнослужащих, что подтверждается вышеперечисленными доказательствами, следовательно, занимаемая истцами квартира относится к федеральной (государственной) собственности.

             Тот факт, что ранее истцы занимали жилое помещение на основании договора найма жилого помещения, а после введения в действия нового Жилищного кодекса РФ на основании договора социального найма, подтверждается выданным им ордером на жилое помещение, который на момент предоставления им жилого помещения, выдавался    на основании решения о предоставлении жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда ( ст.47 ЖК РСФСР).

После ввода в эксплуатацию указанного объекта и оформления акта государственной комиссии, войсковая часть № , а в последующем, в порядке правопреемства войсковая часть № 23727, приняла на себя обязательства, в силу требований ст.ст. 125, 296 ГК РФ, осуществлять права по владению, пользованию и распоряжению указанным имуществом, являющимся федеральной собственностью, следовательно, это обстоятельство определяет ее процессуально-правовое положение, как ответчика по делу.

             Согласно правовой позиции, изложенной в п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 24 августа 1993г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).

            В соответствии со ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре.

           Как установлено ранее, право собственности за войсковой частью № ,     в порядке правопреемства за войсковой частью № на спорную квартиру не зарегистрировано в установленном законом порядке.

Однако, отсутствие регистрации права собственности на недвижимое имущество за фактическим правообладателем – ответчиком по делу войсковой частью № не может являться препятствием для реализации права истцов на приватизацию указанного жилого помещения.

Вместе с тем, суд полагает, что в иске к Управлению Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по НСО следует отказать, поскольку указанный ответчик является не надлежащим, так как права истцов со стороны указанного ответчика не нарушались.

В силу п. 2. ст. 62 ЖК РФ, приватизации подлежат только изолированные жилые помещения (квартира или комната), поскольку, исходя из указанных положений, неизолированное жилое помещение не может быть самостоятельным предметом договора социального найма.

            То обстоятельство, что спорное жилое помещение является изолированным, подтверждается кадастровым паспортом помещения от 13 марта 2009г., и экспликацией к поэтажному плану здания (строения), из которой следует, что общая площадь квартиры составляет 62,3 кв. м., жилая площадь 38,3 кв. м., подсобная площадь 24,0 кв. м. (л.д. 18).

Согласно ст. 11 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Факт того, что Токарев И.А., Токарева М.Н., Токарева М.И., Токарев М.И. не использовали право на приватизацию жилья в г. Новосибирске, подтверждается справками МУ «Городское жилищное агентство» от 14 мая 2009 г., № (л.д.23-26), а также справками: из Домоуправления военного городка № Толмачёвской КЭЧ района от 16 июня 2009 г и из войсковой части № от 15 мая 2009 г., из которых следует, что истцы проживали на территории г.Новосибирска и Новосибирской области ( л.д. 21-22).

           На основании изложенного и учитывая то, что имеющиеся препятствия в приватизации жилого помещения являются нарушающими конституционные права истцов, суд пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования о признании права собственности на указанное жилое помещение подлежат удовлетворению в полном объеме. При этом, удовлетворение исковых требований истцов в соответствии с п.17 Правил ведения ЕГРП, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998г. № 219, является основанием, как для государственной регистрации права на указанное имущество, так и для погашения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве собственности предыдущего собственника на указанный объект недвижимости.

    Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

    Исковые требования Токарева Игоря Анатольевича, Токаревой Маргариты Николаевны, Токаревой Марии Игоревны, Токарева Максима Игоревича к войсковой части № Министерства обороны РФ, Управлению Федеральной службы регистрации кадастра и картографии по НСО о признании права общей долевой собственности на квартиру в порядке приватизации - удовлетворить частично.

Признать право общей долевой собственности в порядке приватизации на квартиру <адрес>, общей площадью квартиры 62,3 кв.м., жилой площадью квартиры 38,3 кв.м. за Токаревым Игорем Анатольевичем, Токаревой Маргаритой Николаевной, Токаревым Максимом Игоревичем, Токаревой Марией Игоревной в размере ? доли за каждым.

          В удовлетворении исковых требований к Управлению Федеральной службы регистрации кадастра и картографии НСО - отказать.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления в окончательной форме.

           Решение в окончательной форме изготовлено: 11 апреля 2011 г.

Судья:                                                                                   Емельянова В.О.

«копия верна»

Подлинник решения суда находится в деле № 2-367/2011 в Калининском районном суде г. Новосибирска

Судья:                                                                                                   Емельянова В.О.

Решение не обжаловано и вступило в закону силу «22» апреля 2011 года

Судья:                                                                                                    Емельянова В.О.