о признании приказа незаконным



Дело № 2-1990/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 сентября 2011 г. г. Новосибирск

Калининский районный суд г. Новосибирска в составе:

Председательствующего судьи Надежкина Е.В.

при секретаре Сериковой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Антоновского Виктора Петровича о признании действий руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ незаконными, выразившихся в отказе согласования списка распределения жилого помещения, обязании руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ принять решение о предоставлении Антоновскому В.П. и членам его семьи распределенного жилого помещения

У С Т А Н О В И Л :

Заявитель Антоновский В.П. обратился в суд с заявлением о признании действий руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ незаконными, выразившихся в отказе согласования списка распределения жилого помещения, обязании руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ принять решение о предоставлении Антоновскому В.П. и членам его семьи распределенного жилого помещения.

В обоснование поданного заявления ссылается на то, что по окончанию прохождения военной службы заявитель был признан нуждающимся в получении жилого помещения для постоянного проживания. На основании приказа командира войсковой части № заявитель был исключен из списков личного состава. В ДД.ММ.ГГГГ. РФ приобрела и оформила в установленном порядке право собственности на трехкомнатную квартиру <адрес>. В последующем указанная квартира была передана МО РФ для обеспечения жилой площадью военнослужащих уволенных с военной службы. Квартира <адрес> имеет общую площадь <данные изъяты>. Исходя из норм действующего законодательства заявителю и членам его семьи может быть предоставлено жилое помещение площадью не более <данные изъяты>. На основании решения жилищной комиссии войсковой части № <данные изъяты> заявителю Антоновскому В.П. была распределена квартира <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., превышение размера общей площади было сочтено как незначительное. В связи с превышением размера общей площади распределенной квартиры Департамент жилищного обеспечения МО РФ отказался согласовать список распределенного заявителю жилого помещения в связи с превышением размера общей площади жилого помещения, что привело к нарушению прав и законных интересов заявителя на обеспечение жилым помещением в связи с окончанием прохождения военной службы. Общий период прохождения заявителем военной службы составил 30 календарных лет.

Заявитель Антоновский В.П. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, дал аналогичные заявлению пояснения.

Представитель заинтересованного лица Департамента жилищного обеспечения МО РФ в судебное заседание не явился, о месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, уважительность причины не явки в суд не сообщил. Возражений относительно доводов изложенных в заявлении в суд не представил.

Суд, выслушав пояснения заявителя, исследовав письменные материалы дела, полагает, что заявление Антоновского В.П. подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям:

На основании ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства.

На основании ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В силу ст. 254 ГПК РФ «гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы».

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ «к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности».

Согласно ч.1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» - государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

В соответствии с ч.1 ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

Военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Согласно п.5 ст. 2 ФЗ «О статусе военнослужащих», социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются: военнослужащим и членам их семей.

Как следует из выписки из приказа командира войсковой части <данные изъяты> по личному составу, ДД.ММ.ГГГГ. подполковник Антоновский В.П. был исключен из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе.

Согласно выписки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии войсковой части № заявителю Антоновскому В.П., как уволенному военнослужащему была распределена квартира № <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. на семью из четырех человек.

Таким образом, заявитель Антоновский В.П. на основании действующего законодательства как военнослужащий уволенный с военной службы по достижению предельного возраста имеет право на предоставление (обеспечение) жилым помещением за счет средств МО РФ.

ДД.ММ.ГГГГ. командиром войсковой части № в письменном виде было сообщено командиру войсковой части № о том, что Департамент жилищного обеспечения МО РФ отозвал распределенное подполковнику запаса Антоновскому В.П. жилое помещение- квартиру № ДД.ММ.ГГГГ доме № <адрес> в связи с превышением нормы предоставления жилой площади на <данные изъяты>м., список распределения жилого помещения не согласован.

Суд полагает, что данный отказ в согласовании и распределении жилого помещения заявителю необоснован, так как превышение жилой площади квартиры <данные изъяты>. над нормой предоставления жилой площади является незначительным.

Кроме того, на основании Приказа Министра обороны РФ № <данные изъяты> от <данные изъяты>. (и приложения к приказу) в случае превышения площади жилого помещения установленному нормативу военнослужащий в праве за свой счет выкупить жилую площадь предоставляемого жилого помещения, в случае если площадь предоставляемого жилого помещения превышает учетную норму предоставления.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что превышение размера площади предоставляемого заявителю жилого помещения над учетной нормой предоставления жилого помещения является незначительным, в связи с чем, решение об отказе заявителю в согласовании распределенного жилого помещения подлежит отмене с последующим повторным рассмотрением вопроса об обеспечении заявителя жилым помещением.

Суд считает, что не подлежит удовлетворению требование заявителя об обязании должностного лица предоставить заявителю определенное жилое помещение (квартиру) в случае удовлетворения заявления, при этом суд принимает во внимание правовую позицию ВС РФ изложенную в п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 «О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ» о том, что принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. Так, установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение предусмотренного частью 1 статьи 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что не имеется оснований для обязания должностного лица, действия которого обжалуются заявителем предоставить Антоновскому В.П. распределенное ранее жилое помещение, так как в противном случае судом фактически предрешается существо решения, которое должно или может быть принято должностным лицом.

Кроме того, спорное жилое помещение отозвано Департаментом жилищного обеспечения МО РФ для дальнейшего перераспределения, что подтверждается письменным указанием командира войсковой части № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ., следовательно, у жилищной комиссии войсковой части № <данные изъяты> не имеется возможности распределить ранее распределенное заявителю жилое помещение.

Вместе с чем, при условии удовлетворения заявления, суд в праве обязать должностное лицо действия которого оспариваются повторно рассмотреть вопрос о распределении жилого помещения заявителю.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о неправомерности действий руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ выразившихся в отказе согласования списка распределения жилого помещения, что привело к нарушению прав и законных интересов заявителя, в связи с чем заявление об оспаривании решения руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ подлежит частичному удовлетворению, так как суд пришел к выводу о необходимости отказать в удовлетворении доводов заявления, касающихся обязания руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ принять решение о предоставлении Антоновскому В.П. и членам его семьи ранее распределенного жилого помещения.

При рассмотрении дела стороны не ставили вопрос о распределении понесенных судебных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 254-258,194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Заявление Антоновского Виктора Петровича о признании действий руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ незаконными, выразившихся в отказе согласования списка распределения жилого помещения, об обязании руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ принять решение о предоставлении Антоновскому В.П. и членам его семьи распределенного жилого помещения - удовлетворить частично.

Действия руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ выразившиеся в отказе в согласовании распределения жилого помещения за счет средств Министерства обороны РФ заявителю Антоновскому Виктору Петровичу на семью из четырех человек- признать незаконными.

Обязать руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ повторно рассмотреть вопрос о согласовании распределения жилого помещения за счет средств Министерства обороны РФ заявителю Антоновскому Виктору Петровичу на семью из четырех человек.

В удовлетворении остальной части заявления – отказать.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский Областной суд в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Калининский районный суд г. Новосибирска.

Судья (подпись) Е.В. Надежкин

Решение принято в окончательной форме 26 сентября 2011 года

Судья (подпись) Е.В. Надежкин

«Копия верна»

Подлинник находится в деле № 2-1990/11 в Калининском районном суде г. Новосибирска

Судья

Секретарь