Приговор по п. `а` ч. 3 ст. 158 УК РФ



Дело № 1-321/2010

П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

17 июня 2010 года город Чебоксары

Калининский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики

под председательством судьи Жемеричкиной М.Б.,

с участием: государственных обвинителей - старшего помощника прокурора Калининского района г. Чебоксары Грудцыной Н.В., помощника прокурора Калининского района г. Чебоксары Мадюшкиной Н.А.,

подсудимого Макаров В.Л.,

его защитника - адвоката Коллегии адвокатов «Республиканская» г. Чебоксары Петровой И.Л., представившей удостоверение ХХХ, выданное Управлением МЮ по Чувашской Республике ХХХ года, и ордер ХХХ от ХХХ года,

при секретарях судебного заседания Головиной В.Н., Никитине Д.И., Тавиновой Е.Н.,

а также с участием потерпевшего Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении,

Макаров В.Л., родившегося ХХХ года в ХХХ ХХХ ХХХ, ХХХ, не работающего, имеющего ХХХ образование, разведенного, военнообязанного, гражданина ХХХ, судимого ХХХ года ХХХ судом ХХХ ХХХ по п.п. «б,г» ч. 2 ст. 161, ч. 3 ст. 213, ст. 70 УК РФ к лишению свободы на срок ХХХ с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, освобожденного по отбытии наказания ХХХ года,

по обвинению в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ,

у с т а н о в и л:

Макаров В.Л. совершил кражу, то есть тайное хищение чужого имущества с незаконным проникновением в жилище, при следующих обстоятельствах.

В период времени примерно с ХХХ часов ХХХ года примерно по ХХХ часа ХХХ года Макаров В.Л., с целью тайного хищения чужого имущества подошел к дому ХХХ ХХХ по улице ХХХ г. Чебоксары и, выставив стекло размером 60 см на 70 см из наружной рамы, а затем с помощью неустановленного следствием предмета разбив оконное стекло внутренней рамы, через образовавшийся проем незаконно проник в указанное жилище, где осмотрел комнату дома и тайно охитил телевизор «Витязь» стоимостью ХХХ рублей, и продукты питания: 6 кг макаронных изделий стоимостью ХХХ рублей за 1 кг; 1 пачку чая «Лисма насыщенный» пакетированный стоимостью ХХХ рубля; 1 пачку чая «Лисма крепкий лимонный» пакетированный стоимостью ХХХ рублей; одну пачку чая зеленого стоимостью ХХХ рублей; 2 бутылки водки «Атал» емкостью 0,25 л стоимостью ХХХ рублей каждая; 2 бутылки бальзама «Парне» емкостью 0,1 л стоимостью ХХХ рублей каждая; 3 банки говяжьей тушенки производства г. Йошкар-Ола Республики Марий Эл стоимостью ХХХ рубля каждая, - принадлежавшие Я., и скрылся с места совершения преступления, причинив ему материальный ущерб на общую сумму ХХХ рублей.

Подсудимый Макаров В.Л. в судебном заседании вину в предъявленном обвинении не признал, от дачи показаний, как и в стадии предварительного следствия, отказался. Однако в обоснование своей невиновности показал, что с ХХХ года по ХХХ года он находился в г. ХХХ и г. ХХХ ХХХ, куда он выехал в ХХХ после освобождения из мест лишения свободы. В доме Я., также как и в районе, где находится его (Я.) жилище, он никогда не был. По его мнению, банку из-под майонеза, на которой обнаружен отпечаток пальца его руки, подкинули в дом Я.

Вина подсудимого Макаров В.Л. в совершении преступления установлена показаниями потерпевшего Я., свидетеля обвинения З., свидетелей защиты М., Е., И., и протоколами следственных действий.

Потерпевший Я. в судебном заседании показал, что в летний период времени он проживает с ранней весны до поздней осени в дачном доме ХХХ ХХХ по ХХХ г. Чебоксары. ХХХ года около ХХХ часов он на несколько дней ушел с дачи. ХХХ года от М. узнал о незаконном проникновении в его дом ХХХ ХХХ по ХХХ г. Чебоксары. М. об этом стало известно от З., проживавшей по соседству с ним. Приехав к дому, он (Я.), не заходя в жилище, позвонил в милицию. В ХХХ часов ХХХ минут ХХХ года прибыла оперативно-розыскная группа сотрудников милиции с собакой. В доме они провели все необходимые следственные мероприятия: сняли отпечатки пальцев, осмотрели жилое помещение, провели другие действия. При них он обнаружил пропажу телевизора марки «Витязь» стоимостью ХХХ рублей, а также продуктов питания: 6 кг макаронных изделий на сумму ХХХ рубля, 1 пачки чая марки «Лисма насыщенный лимоном» пакетизированный стоимостью ХХХ рубля; 1 пачки чая марки «Лисма крепкий» пакетизированный стоимостью ХХХ рублей; 1 пачка зеленого чая стоимостью ХХХ рублей; 2 бутылок водки «Атал» каждая емкостью 0,25 л стоимостью ХХХ рублей за 1 бутылку; двух бутылок емкостью по 100 грамм бальзама «Парне» стоимостью ХХХ рублей за 1 бутылку; 3 банок тушенки производства г. Йошкар-Ола по цене ХХХ рубля за банку, - всего на общую сумму ХХХ рублей. При осмотре места происшествия на столе на банке из-под майонеза, которая до проникновения в его жилище стояла на подоконнике окна, расположенного над частью стола, обнаружен след пальца руки.

В судебном заседании свидетель обвинения З. показала, что около ХХХ часов ХХХ года она находилась в своем доме ХХХ ХХХ по ХХХ г. Чебоксары и проснулась от громкого лая собак с соседних дворов, который продолжался примерно 15 минут. Она выглянула в окно, но в темноте ничего не увидела. ХХХ года примерно в ХХХ часов она заметила, что в окне дома ХХХ ХХХ по ХХХ г. Чебоксары, принадлежавшем Я., отсутствует стекло. Она сообщила об этом М., родственнику Я.

Свидетель защиты М. в судебном заседании показал, что со слов З. ему стало известно о том, что утром ХХХ года она обнаружила отсутствие стекла в окне дома Я., расположенного по ХХХ, д. ХХХ ХХХ. Об этом он сообщил Я.

ХХХ года с согласия потерпевшего Я. осмотрено место происшествия - дом ХХХ ХХХ по ХХХ г. Чебоксары. В ходе его осмотра, проведенного с соблюдением требований УПК РФ на банке из-под майонеза и на календаре «Дачник», находившихся на столе в указанном жилище, обнаружены следы пальцев рук, которые изъяты на дактилопленки светлого цвета, упакованы в соответствии с требованиями УПК РФ в бумажный конверт.

л.д. ХХХ)

В судебном заседании по ходатайству подсудимого Макаров В.Л. в качестве свидетелей защиты допрошены следователь СО при ОВД по Калининскому району г. Чебоксары И. и эксперт межрайонного экспертно-криминалистического центра МВД ЧР Е.

Свидетель защиты И. в судебном заседании показала, что ХХХ года ею в присутствии понятых А. и В. с участием специалиста Э.,- эксперта межрайонного экспертно-криминалистического центра МВД Чувашской Республики, потерпевшего Я. произведен осмотр места происшествия- дома ХХХ ХХХ по ХХХ г. Чебоксары. В качестве понятых при его производстве были приглашены соседи Я. В ходе осмотра обнаружено, что общий порядок в доме нарушен, разбито стекло в окне дома. На банке из-под майонеза и на календаре «Дачник», находившихся на столе в вышеуказанном жилище обнаружены и изъяты на светлые дактилопленки следы пальцев рук, дактилопленки упакованы в бумажный конверт, он скреплен печатью за подписями ее и понятых. Все вышеперечисленные действия были произведены с соблюдением норм УПК РФ.

Свидетель защиты Е. в судебном заседании показала, что она участвовала в качестве специалиста при осмотре места происшествия, - дома ХХХ ХХХ по ХХХ г. Чебоксары. При предъявлении ей при допросе в судебном заседании протокола осмотра указанного жилища от ХХХ года она подтвердила, что, прочитав его и согласившись с его содержанием, подписала его, замечаний ни от кого от участников осмотра места происшествия не поступило. В настоящее время всех обстоятельств производства указанного осмотра она не помнит.

ХХХ года следователем Т. в присутствии понятых Х. и П. осмотрены дактилоскопические пленки, изъятые в ходе осмотра места происшествия ХХХ года, - дома ХХХ ХХХ по ХХХ г. Чебоксары, упакованные в бумажный конверт с пояснительной надписью о происхождении и внешнем виде объектов, скрепленный подписями понятых и следователя. Осмотром установлено, что целостность упаковки не нарушена, при вскрытии конверта внутри обнаружены две светлые дактилоскопические пленки прямоугольной формы № 1 размером 40*35 мм, №2 размером 44*40 мм, при визуальном осмотре вышеуказанных дактилоскопических пленок на просвет в них визуально просматриваются по одному следу папиллярных узоров рук. По окончании осмотра дактилоскопические пленки упакованы в бумажный конверт, скреплены подписями следователя, понятых и опечатаны печатью «ОВД по Калининскому району г. Чебоксары». Указанные дактилоскопические пленки ХХХ года признаны и приобщены в уголовному делу в качестве вещественных доказательств.

л.д. ХХХ)

Две светлые дактилопленки со следами папиллярных узоров рук, откопированные при осмотре места происшествия ХХХ года и упакованные в бумажный конверт без повреждений размером 109*90 мм, заверенные подписями двух понятых и следователя, опечатанные печатью «Для пакетов № 2 ОВД по Калининскому району г. Чебоксары Чувашской Республики» с пояснительной запиской «две дактилопленки со следами рук, изъятые в ходе осмотра места происшествия от ХХХ года» представлены на дактилоскопическую экспертизу.

Из заключения дактилоскопической экспертизы ХХХ от ХХХ года явствует, что по одному следу папиллярного узора руки на дактилопленках под №№ 1,2 для идентификации личности пригодны.

л.д. ХХХ).

Согласно заключению эксперта (дактилоскопической экспертизы) ХХХ от ХХХ года следы папиллярных узоров на дактилопленках № 1, 2, признанные пригодными для идентификации личности, оставлены не Я. (потерпевшим), а другим лицом.

л.д. ХХХ).

После проведения дактилоскопических экспертиз две дактилоскопические пленки упакованы в бумажный конверт, опечатанный печатью «ЭКЦ МВД по Чувашской Республике», и направлены вместе с дактилоскопическими заключениями следователю, в производстве которого находилось данное уголовное дело по факту кражи чужого, принадлежавшего Я. имущества, с незаконным проникновением в его жилище, - дом ХХХ ХХХ по ХХХ г. Чебоксары.

л.д. ХХХ)

ХХХ года от подозреваемого Макаров В.Л. в присутствии защитника Самокаевой Е.В. получены образцы папиллярных узоров ладоней рук, о чем составлен протокол в соответствии со ст. 166, 167 УПК РФ.

л.д. ХХХ)

Отпечатки пальцев и оттиски ладоней рук Макаров В.Л., два отрезка дактилоскопической пленки, изъятые при осмотре места происшествия - дома ХХХ ХХХ по ХХХ г. Чебоксары,- от ХХХ года, упакованные в конверт в соответствии с требованиями УПК РФ, представлены на дактилоскопическую экспертизу.

Из выводов эксперта (дактилоскопической экспертизы) ХХХ от ХХХ года явствует, что след пальца руки на светлой дактилопленке № 1, изъятой из дома ХХХ ХХХ по ХХХ г. Чебоксары, -признанный пригодным для идентификации личности, оставлен указательным пальцем левой руки Макаров В.Л., ХХХ

л.д. ХХХ)

Таким образом, в судебном заседании доводы подсудимого Макаров В.Л. о том, что он никогда не находился в доме ХХХ ХХХ по ХХХ г. Чебоксары и его непричастности к краже чужого имущества опровергнуты вышеприведенными доказательствами.

В обоснование своего алиби о нахождении его в период с ХХХ года по ХХХ года в г. ХХХ и г. ХХХ ХХХ, не привел убедительных доказательств: из его показаний в судебном заседании следует, что после освобождения из мест лишения свободы он прибыл сначала в г. Чебоксары, где не имел определенного места жительства и с его слов, проживал в подъездах, не мог трудоустроиться, собирал бутылки и сдавал их, а на полученные деньги покупал продукты питания. У него не могло быть средств для поездки в Республику Татарстан и у него не было возможности ввиду отсутствия денежных средств поехать в г. ХХХ и г. ХХХ. Приведенный им суду довод о поездке в Республику Татарстан для выяснения у Р. мотивов оговора его в совершении совместно с ним кражи группой лиц по предварительному сговору с незаконным проникновением в жилище в ХХХ, за совершение которого он (Макаров В.Л.) был осужден и отбывал наказание в местах лишения свободы, суд находит неубедительным.

Подсудимый Макаров В.Л. высказал сомнение в достоверности показаний потерпевшего Я. о количестве и стоимости похищенного из его (Я.) жилища имущества, с чем суд не может согласиться.

Потерпевший Я. в стадии предварительного следствия и в судебном заседании давал последовательные показания о количестве, стоимости с учетом износа похищенного из его жилища имущества, и у суда не имеется оснований не доверять его показаниям.

Таким образом, все вышеприведенные доказательства, представленные стороной обвинения, в судебном заседании получены с соблюдением норм УПК РФ, тщательно исследованы в судебном заседании и признаны судом допустимыми доказательствами.

Совокупность имеющихся доказательств свидетельствует о том, что Макаров В.Л. в период времени примерно с ХХХ часов ХХХ года примерно по ХХХ часа ХХХ года с целью тайного хищения чужого имущества подошел к дому ХХХ ХХХ по ХХХ г. Чебоксары и, выставив стекло размером 60 см на 70 см из наружной рамы, а затем с помощью неустановленного следствием предмета разбив оконное стекло внутренней рамы, через образовавшийся проем незаконно проник в указанное жилище, откуда тайно похитил чужое, принадлежавшее Я., имущество на общую сумму ХХХ рублей, вытащив его через тот же проем, и скрылся с места происшествия.

Преступление является оконченным, так как подсудимый Макаров В.Л. распорядился имуществом по своему усмотрению.

Квалифицирующий признак совершения преступления, - с незаконным проникновением в жилище, - нашел свое подтверждение в стадии судебного разбирательства: для реализации своего преступного умысла, направленного на кражу чужого имущества, Макаров В.Л. незаконно проник в дом, являющийся жилищем Я., через проем в окне дома при вышеизложенных обстоятельствах.

Суд квалифицирует содеянное Макаров В.Л. по п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ - как кражу, совершенную с незаконным проникновением в жилище (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 283-ФЗ).

Исходя из данных, характеризующих личность подсудимого, обстоятельств дела; его поведения в быту, в стадии предварительного и судебного следствий, того обстоятельства, что на учете в Республиканской психиатрической больнице Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики он не состоит л.д. ХХХ), у суда не возникает сомнений в его психической полноценности.

При назначении Макаров В.Л. наказания суд исходит из положений ст. 60 УК РФ, то есть учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, его личность, в том числе и отягчающее его наказание обстоятельство, влияние назначенного наказания на его исправление.

Подсудимый Макаров В.Л. совершил умышленное преступление, представляющее большую общественную опасность, относящееся согласно ст. 15 УК РФ к категории тяжких преступлений.

По месту отбывания наказания в ФБУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике с ХХХ года по ХХХ года он характеризуется отрицательно: к мероприятиям воспитательного характера относился лояльно, из проводимых с ним бесед воспитательно-профилактического характера не всегда делал правильные выводы л.д. ХХХ).

Он судим ХХХ года ХХХ судом г. ХХХ ХХХ по п.п. «б,г» ч. 2 ст. 161, ч. 3 ст. 213, ст. 68 УК РФ.

В соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 63 УК РФ отягчающим наказание обстоятельством Макаров В.Л. суд признает наличие рецидива преступления.

Суд, принимая во внимание вышеизложенное, считает, что исправление Макаров В.Л. невозможно без реального отбывания наказания, при этом в соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 58 УК РФ полагает необходимым назначить ему отбывание наказания в исправительной колонии строгого режима.

С учетом материального положения подсудимого Макаров В.Л. (после освобождения не работал, не имел определенного места жительства), суд полагает возможным не назначать ему дополнительного наказания в виде штрафа.

Вещественные доказательства: две светлые дактилопленки с отпечатками папиллярных узоров пальцев рук, приобщенные к материалам уголовного дела, - после вступления приговора в законную силу подлежат оставлению при уголовном деле.

Руководствуясь ст.ст. 307, 308, 309 УПК РФ, суд

п р и г о в о р и л :

Макаров В.Л. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 283-ФЗ), и назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок ХХХ без штрафа с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Меру пресечения Макаров В.Л. до вступления приговора в законную силу оставить прежней- в виде заключения под стражу.

Срок отбывания наказания с зачетом времени содержания под стражей Макаров В.Л. исчислять с ХХХ года.

Вещественное доказательство: две светлые дактилопленки с отпечатками папиллярных узоров пальцев рук, приобщенные к материалам уголовного дела, - после вступления приговора в законную силу оставить при уголовном деле.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение 10 (десяти) суток со дня его провозглашения через Калининский районный суд г. Чебоксары, а осужденным, содержащимся под стражей, - в тот же срок со дня вручения ему копии приговора.

В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать об его участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий Жемеричкина М.Б.