ч.1 ст.238 УК РФ



Дело № 1 - 712/2010П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

30 декабря 2010 года г. Чебоксары

Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Прохоровой Н.З.,

с участием государственного обвинителя - старшего помощника прокурора Калининского района г. Чебоксары Кузнецова А.Г.,

подсудимого Братилова В.И.,

защитника - адвоката <данные изъяты>» Кузиной К.В., представившей удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре судебного заседания Егоровой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в особом порядке материалы уголовного дела в отношении

БРАТИЛОВА В.И., <данные изъяты> несудимого,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 238 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Братилов В.И. оказывал услуги, не отвечающие требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, при следующих обстоятельствах.

Братилов В.И. умышленно оказывал услуги по перевозке пассажиров, не отвечающие требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, заведомо нарушая права потребителей на безопасность оказываемой услуги, установленные следующими нормативно-правовыми актами, содержащими требования безопасности жизни и здоровья потребителей:

- Федеральным законом от 10.12.1995 года (в ред. от 23.07.2010г.) № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», согласно ч. 2 ст. 16 которого обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих
транспортные средства; ч. 1 ст. 19 которого запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения;

- ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992 года (в ред. от 23.11.2009г.) № 2300-1 «О защите прав потребителей», гарантирующей право потребителя на безопасность предоставляемой услуги;

- п.п.4.4.2 и 4.3.3.3. «Общих требований услуг пассажирского автомобильного транспорта Государственного стандарта Российской Федерации», утвержденных Постановлением Госстандарта России от 14.11.2001г. № 461-ст, установивших обязанность водителя при оказании услуги обеспечивать соблюдение требований безопасности для жизни и здоровья граждан; определивших в качестве обязательных условий, при которых должна осуществляться перевозка пассажиров, отсутствие неисправностей на автотранспортных средствах, при которых их эксплуатация запрещена, а также запрет на оказание услуг по перевозке пассажиров в случае, если движение сопряжено с реальной угрозой жизни и здоровью пассажиров;

- п.2.3.1. Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 года №1090 (в ред. 10.05.2010г.), обязывающего водителя транспортного средства обеспечить
исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», а также запрещающих движение транспортного средства при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого
управления, работы внешнего освещения, внесения изменений в конструкцию транспортного средства;

- п.п. 11 и 12 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» (далее - Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации), утвержденных
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993г. № 1090 (в ред. от 10.05.2010г.), установивших запрет на эксплуатацию транспортных средств, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям «Перечня неисправностей
и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств», являющемуся приложением к указанным Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации, и запрещающим должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, выпускать на линию транспортные средства,
имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация.

Так, ДД.ММ.ГГГГ Братилов В.И., являясь индивидуальным предпринимателем и водителем автомобиля <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком №, на основании договора фрахтования автотранспортного средства для перевозки пассажиров по заказу, заключенного с индивидуальным предпринимателем С., имея водительское удостоверение, подтверждающее право управления транспортными средствами, относящимися к категории «D», то есть лицом управляющим и эксплуатирующим маршрутное транспортное средство общего пользования, предназначенного для перевозки по дорогам людей и движущегося по установленному маршруту №», находясь на рабочем месте, из корыстных побуждений в целях улучшения своего материального положения и, осознавая, что оказывает услуги по перевозке пассажиров, не отвечающие требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, до того момента, когда около 10 часов возле <адрес> государственными инспекторами ДПС ГИБДД МВД по Чувашии был осуществлен осмотр данного транспортного средства, по результатам которого были выявлены неисправности в виде установленных у заднего аварийного выхода дополнительных стоек, дополнительного пассажирского сиденья, при наличии которых в соответствии с п.7.18 «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 109 от 28.02.2006г., указанное маршрутное такси подлежало запрещению к эксплуатации до устранения обнаруженных неисправностей. За допущенные нарушения Правил дорожного движения водитель Братилов В.И. двумя постановлениями государственного инспектора ДПС ГИБДД МВД по Чувашии: <данные изъяты> был привлечен к административной ответственности <данные изъяты>. Водителю Братилову В.И. государственным инспектором ДПС ГИБДД МВД по Чувашии на месте было сообщено о выявленных неисправностях и необходимости их устранения, была сделана соответствующая отметка в путевом листе с разъяснением о том, что с данными техническими неисправностями эксплуатация транспортного средства и осуществление на нем перевозок пассажиров запрещены.

Несмотря на это, Братилов В.И. с целью получения прибыли и увеличения денежной выручки, не устранив выявленные неисправности и достоверно зная о технических неисправностях управляемого им автомобиля, являющегося источником повышенной опасности, запрещающих его эксплуатацию, умышленно продолжил осуществлять перевозку пассажиров на технически неисправном транспорте, осознавая, что оказывает услуги по перевозке пассажиров, не отвечающие требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, примерно до 16 часов ДД.ММ.ГГГГ, когда автомобиль <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком № под его управлением, перевозивший пассажиров, был остановлен по пути следования по маршруту № возле <адрес> и повторно осмотрен государственными инспекторами ДПС ГИБДД МВД по Чувашии, которыми были выявлены ранее установленные технические неисправности.

Согласно заключению эксперта от <данные изъяты> на транспортном средстве марки <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком № установлены неисправности в техническом состоянии, при наличии которых Правилами дорожного движения РФ (Приложение к «Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») запрещается эксплуатация транспортных средств, а именно: 1) несоответствие удельной тормозной силы предусмотренным коэффициентам, что не соответствует требованиям ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки» (далее ГОСТ); 2) имеется относительная разность тормозных сил колес оси на переднее левое колесо, что не соответствует п. 4.1.3. ГОСТ; 3) имеется неисправности в рулевом управлении (суммарный люфт рулевого управления превышает предусмотренные коэффициенты), что не соответствует п.4.2.3. ГОСТ; 4) нарушена работа внешнего освещения (неисправны фары дальнего и ближнего света, противотуманные фары не работали), имелся износ протектора шины, что не соответствует пункту 4.5.1 ГОСТ; 5) внесение изменений в конструкцию (установлены дополнительные стойки возле аварийного выхода), что противоречит п.4.7.2 ГОСТ и п.4.7.5 ГОСТ; 6) внесение изменений в конструкцию транспортного средства (установление дополнительного пассажирского сиденья), что не соответствует требованиям «Одобрения типа транспортного средства».

Оказание Братиловым В.И. услуг по перевозке пассажиров на автобусе марки <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком № с выявленными техническими неисправностями и условиями, при которых эксплуатация транспортного средства запрещается, создало реальную угрозу для жизни и здоровья пассажиров, перевозимых на данном транспортном средстве.

Подсудимый Братилов В.И. свою вину признал полностью, пояснив, что он полностью признает вину при обстоятельствах, как она изложена в обвинительном заключении. Он подтвердил свое ходатайство об особом порядке судебного заседания, то есть без проведения судебного разбирательства.

Суд, выслушав мнения участников судебного разбирательства, которые не возражали против особого порядка проведения судебного заседания и особого порядка принятия решения, также считает возможным проведение судебного заседания в особом порядке.

Учитывая, что в судебном заседании подсудимый Братилов В.И. подтвердил свое ходатайство об особом порядке судебного заседания, то есть без проведения судебного разбирательства, то, что данное ходатайство заявлено подсудимым Братиловым В.И. добровольно, после консультации с адвокатом, при этом судом подсудимому Братилову В.И. были разъяснены последствия рассмотрения дела при проведении судебного заседания в особом порядке, и подсудимый Братилов В.И. пояснил, что он осознает характер и последствия постановления приговора без проведения судебного разбирательства, и он согласен на рассмотрение дела в особом порядке, - суд также считает возможным применить особый порядок принятия судебного решения по данному делу.

Суд приходит к выводу, что обвинение, с которым согласился подсудимый Братилов В.И., обоснованно, подтверждается доказательствами, собранными по уголовному делу, и эти доказательства достаточны для вынесения обвинительного приговора.

Суд считает вину Братилова В.И. в совершении преступления, приведенного в установочной части приговора, установленной.

Подсудимый Братилов В.И. умышленно оказывал услуги по перевозке пассажиров, не отвечающие требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, заведомо нарушая права потребителей на безопасность оказываемой услуги, установленные нормативно-правовыми актами, содержащими требования безопасности жизни и здоровья потребителей, поэтому его действия правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 238 УК РФ.

При назначении наказания Братилову В.И. суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного им преступления, относящегося к категории преступлений небольшой тяжести; то, что дело рассматривается в особом порядке.

Обстоятельствами, смягчающими наказание, суд признает в соответствии со ст. 61 УК РФ наличие у виновного малолетнего ребенка, признание вины и раскаяние в содеянном; при этом обстоятельств, отягчающих наказание, не имеется.

Учитывая конкретные обстоятельства дела, личность виновного, ранее не привлекавшегося к уголовной ответственности, имеющего семью и характеризующегося по месту жительства в целом с положительной стороны, а также наличие по делу ряда смягчающих наказание обстоятельств, суд приходит к выводу о возможности исправления подсудимого без изоляции от общества, применив к нему наказание в виде штрафа.

Имеющееся по делу вещественное доказательство по вступлении приговора в законную силу подлежит оставлению при уголовном деле для дальнейшего хранения.

Гражданский иск в уголовном судопроизводстве не заявлен.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 316 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л:

БРАТИЛОВА В.И. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 238 УК РФ, и назначить наказание в виде штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей.

Меру пресечения в отношении осужденного Братилова В.И. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении отменить.

Вещественное доказательство по делу, а именно: путевой лист <данные изъяты> оставить при уголовном деле в течение всего срока хранения последнего.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Чувашской Республики с соблюдением требований ст. 379 УПК РФ, - то есть в части несоответствия выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции, - в течение 10 суток со дня его провозглашения через Калининский районный суд г.Чебоксары.

В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать об участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий: Н.З. Прохорова