Дело № 2 - 1541 - 10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 июля 2010 года город Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Смирновой Е.Д., при секретаре судебного заседания Герасимовой М.В., с участием истца Ежовой Н.Г., представителя ответчика Ванеркина А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ежовой Н.Г. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Чебоксары Чувашской Республики о возложении обязанности включить периоды работы в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, и назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения,
у с т а н о в и л :
Ежова Н.Г. обратилась в суд с иском к УПФР в г. Чебоксары с учетом последовавшего уточнения о возложении обязанности включить периоды работы в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, мотивируя свое требование тем, что решением ответчика от ХХХ года № ХХХ отказано в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения ввиду отсутствия специального стажа на дату обращения за пенсией.
Указывая, что данное решение является незаконным и необоснованным, нарушающим её конституционные права, законные права и интересы на социальное обеспечение, при этом ссылаясь на ранее действовавшее и ныне действующее законодательство в области регулирования пенсионных отношений, просила обязать ответчика включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды:
1. с ХХХ 1983 года по ХХХ 1985 года (1 год 3 меся. 20 дн.) - в должности медицинской сестры в проктологическом отделении стационара в Республиканской больнице Минздрава ЧАССР в льготном исчислении как 1 год 6 месяцев за 1 год работы;
2. с ХХХ 1994 года по ХХХ 2003 года (9 лет 4 мес. 7 дн.) - в должности заместителя директора по медицинской части в Территориальном СОЦ «Г.» Министерства социальной политики Чувашской Республики (ныне - РГУ «СОЦ граждан пожилого возраста и инвалидов «Г.») д. В. Чебоксарского района Чувашской Республики в льготном порядке как 1 год 3 месяца за 1 год работы;
3. с ХХХ 2003 года по ХХХ 2003 года, с ХХХ 2003 года по ХХХ 2006 года, с ХХХ 2006 года по ХХХ 2008 года, с ХХХ 2008 года по ХХХ 2009 года (6 лет 1 мес. 2 дня) - в должности заместителя директора по медицинской части в РГУ «РЦ для ветеранов и инвалидов» (ныне - РГУ «СОЦ граждан пожилого возраста и инвалидов «Г.») д. В. Чебоксарского района Чувашской Республики в льготном порядке как 1 год 3 месяца за 1 год работы;
4. с ХХХ года по ХХХ года (8 мес. 21 день) - период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет в календарном порядке;
и назначить досрочную пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с момента обращения к ответчику - ХХХ года.
Истец Ежова Н.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала в уточненном варианте по приведенным в иске основаниям и вновь привела их суду.
Представитель ответчика Ванеркин А.Н., действующая на основании доверенности от ХХХ года сроком действия три года, исковые требования не признал, полагая решение Управления Пенсионного фонда РФ в г. Чебоксары относительно периодов, не включенных в специальный стаж истца, правильным.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Ежова Н.Г. ХХХ 2009 года обратилась в УПФР в г. Чебоксары с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии.
Решением УПФР в г. Чебоксары от ХХХ 2010 года № ХХХ в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья Ежовой Н.Г. отказано ввиду отсутствия требуемого специального тридцатилетнего стажа.
При этом период работы истца в должности медицинской сестры в проктологическом отделении Республиканской больницы Минздрава ЧАССР с ХХХ 1983 года по ХХХ 1985 года включены календарно, поскольку должность не отнесена к числу должностей, предусмотренных Перечнем;
не включены период работы в должности заместителя директора по медицинской части в Территориальном СОЦ «Г.» Министерства социальной политики Чувашской Республики (ныне РГУ «ХХХ граждан пожилого возраста и инвалидов «Г.») д. В. Чебоксарского района Чувашской Республики с ХХХ года по ХХХ 2003 года, поскольку учреждение и должность не отнесены к числу учреждений и должностей, предусмотренных Списком;
период работы с должности заместителя директора по медицинской части в РГУ «РЦ для ветеранов и инвалидов» (ныне «СОЦ граждан пожилого возраста и инвалидов «Г.» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики) д. В. Чебоксарского района Чувашской Республики с ХХХ 2003 года по ХХХ 2003 года, с ХХХ 2003 года по ХХХ 2006 года, с ХХХ 2006 года по ХХХ 2008 года, с ХХХ 2008 года по ХХХ 2009 года, поскольку должность не отнесена к числу должностей, предусмотренных Списком;
период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с ХХХ 1991 года по ХХХ 1992 года.
Записями в трудовой книжке и материалами пенсионного дела подтверждаются вышеперечисленные периоды работы.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости ранее достижения установленного законом возраста назначается гражданам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста..
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 21 января 2002 года № 30 «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в РФ» установлено, что нормативные правовые акты РФ, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.
Согласно постановлению Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464.
В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Указанным Списком предусмотрено исчисление сроков выслуги для среднего медицинского персонала отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
Согласно постановлению Правительства РФ от 19 февраля 2001 г. N 130 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066" правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066, по желанию гражданина могут применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 года.
Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 утвержден Перечень структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и шесть месяцев.
Согласно данному перечню колопрактологическое отделение является отделением хирургического профиля.
Аналогичное положение содержится в Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781.
При изложенных обстоятельствах требование истца о включении в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, в льготном порядке как 1 год и 6 месяцев за 1 год работы в период её работы в должности медицинской сестры в проктологическом отделении Республиканской больницы Минздрава ЧАССР с ХХХ 1983 года по ХХХ 1985 года основано на нормах закона и подлежит удовлетворению.
Истцом заявлено требование о включении в специальный стаж периода работы в должности заместителя директора по медицинской части в Территориальном СОЦ «Г.» Министерства социальной политики Чувашской Республики (ныне РГУ «СОЦ граждан пожилого возраста и инвалидов «Г.») д. ХХХ Чебоксарского района Чувашской Республики с ХХХ 1994 года по ХХХ 2003 года, а также в той же должности Республиканского государственного учреждения «Реабилитационный центр для ветеранов и инвалидов» (ныне РГУ «СОЦ граждан пожилого возраста и инвалидов «Г.») д. ХХХ Чебоксарского района Чувашской Республики с ХХХ 2003 года по ХХХ 2003 года, с ХХХ 2003 года по ХХХ 2006 года, с ХХХ 2006 года по ХХХ 2008 года, с ХХХ 2008 года по ХХХ 2009 года в льготном порядке как 1 год 3 месяца за 1 год работы.
Как указывалось выше, в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) в должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
До 01 ноября 1999 года исчисление работникам здравоохранения выслуги не зависело от названия учреждения (отделения в нем), конкретизации вида учреждения, а определялось исходя из профиля работы врача и лечебной деятельности учреждения.
Как следует из Положения о Территориальном СОЦ «Г.» Министерства Чувашской Республики по социальной политике, утвержденного министром Чувашской Республики по социальной политике, названный центр предназначен для проведения лечения и оздоровления пенсионеров, ветеранов труда и войны, инвалидов II-III групп, детей-инвалидов, детей из малообеспеченных семей, нуждающихся в санаторном лечении и оздоровлении.
Основными видами лечения в ТСОЦ «Г.» являются:
- лечение заболеваний костно-мышечной системы;
- заболеваний органов дыхания;
-заболеваний сердечно-сосудистой системы;
- заболеваний нервной системы (п. 2.2.).
Согласно п. 2.2.1. Положения при необходимости ТСОЦ организует консультации в лечебных учреждениях здравоохранения. Имеет право на договорной основе осуществлять отдельные виды лечения в близлежащих оздоровительных учреждениях.
В п. 4.1. Положения предусмотрено, что лечебно-оздоровительную работу центра возглавляет заместитель директора по лечебной части (врач).
Зам. директора по лечебной части отвечает, в том числе, за жизнь, организацию медицинского обслуживания, лечение и питание, отдых оздоравливаемых и медработников на вверенном участке работы (п. 4.2.1.);
за предоставление отчетов о лечебно-оздоровительной работе в вышестоящие организации в установленные сроки (п. 4.2.3.);
совместно с отделом Министерства ЧР по социальной политике составляет и контролирует план оздоровления на предстоящий год, обеспечивает его выполнение п. 4.3.);
организует лечебно-просветительную работу в центре среди оздоравливаемых (п. 4.4.);
в ТСОЦ «Г.» допускаются дополнительные платные услуги по лечебной части, предусмотренные перечнем специальных средств (п. 4.7.).
В свидетельстве о государственной регистрации Территориального СОЦ «Г.» в качестве одного из основных видов его деятельности указано оказание лечебно-оздоровительной профилактической помощи.
Из пояснений истца и допрошенного в судебном заседании свидетеля следует, что в Центре независимо от его наименования всегда существовал распорядок дня, в соответствии с которым время с 8 час. 30 мин. до 12 часов было отведено лечебным процедурам, обходу врачей, старшей медсестры и приему врачей, что также подтверждается представленным истцом соответствующим распорядком.
Суду представлены медицинские документы относительно лиц, проходивших лечение в ТСОЦ «Г.», в частности, А.. в период с ХХХ 1996 года, поступившего с диагнозом: «Бронхиальная астма инфекционно-зависимая форма, гормонозависимая форма средней степени тяжести». История болезни, план лечения больного оформлялись Ежовой Н.Г. Ею же оформлен посмертный эпикриз больного л.д. 38-42).
Согласно отчету по медико-санитарному обслуживанию ТСОЦ «Г.» за 1994 год в указанный год было принято 11 заездов взрослых (1113 чел) и 3 заезда детей (278 чел.), проведен анализ по разным формам заболеваний; предусмотрены следующие штатные должности (роме среднего медицинского персонала): зам. директора по лечебной части, врач-ординатор, врач-стоматолог. Указанный отчет составлен заместителем директора по медицинской части Ежовой Н.Г. л.д. 58-60).
Аналогичный отчет, составленный Ежовой Н.Г., имеется за 2 квартал 1995 года л.д. 61).
Из справки ведущего специалиста-врача отдела социальных учреждений по результатам проверки состояния медицинского обслуживания отдыхающих ТСОЦ «Г.» от ХХХ года, следует, что медицинское обслуживание обеспечивает зам. директора по лечебной работе л.д. 65-66).
Ежовой Н.Г. в адрес зам. министра социальной политики Чувашской Республики направлялись служебные записки, где перечислялись случаи с лечением больных с заболеваниями тяжелой формы, с учетом тяжелого контингента отдыхающих отмечалась необходимость расширения и оборудования лечебных площадей для внедрения новых методов диагностики и лечения: иглорефлексотерапии, лазеротерапии, спелеотерапии, иридодиагностики.
Действующим в спорный период с ХХХ 1994 года по ХХХ 1999 года Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 предусмотрено включение в специальный стаж работы в качестве врача или среднего медицинского персонала независимо от наименования должности.
Содержание перечисленных выше документов позволяет сделать вывод о том, что Центр осуществлял лечебную деятельность, заместитель директора по лечебной части Ежова Н.Г. выполняла врачебную деятельность. К тому же в Положении оговаривалось, что заместитель директора по лечебной части, возглавляющий лечебно-оздоровительную работу, является врачом л.д. 31).
В этой связи работа истца в спорный период подлежит включению в спецстаж.
В период с ХХХ 1999 года по ХХХ 2002 года подлежат применению Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066.
Этим Списком предусмотрена должность врачей-специалистов, в том числе врачей - руководителей учреждений (их структурных подразделений), осуществляющих врачебную деятельность.
Осуществление Ежовой Н.Г. врачебной деятельности в спорный период судом установлено.
Кроме Положения о Территориальном СОЦ «Г.» Министерства Чувашской Республики по социальной политике, в котором содержатся обязанности истца, позволяющие оценить их как врачебную деятельность, истцом в подтверждение своей деятельности представлен ряд документов.
Так, представленными справками подтверждается, что заместитель директора по лечебной части ТСОЦ «Г.» Ежова Н.Г. регулярно представляла в Министерство социальной политики Чувашской Республики отчеты и справки по медико-санитарному обслуживанию больных. Согласно ним в ТСОЦ «Г.», в основном, оздоровление получают пенсионеры, ветераны войны и труда, инвалиды II и III групп, дети-инвалиды и дети из малообеспеченных семей, нуждающиеся в санаторном лечении и оздоровлении, с заболеваниями органов дыхания, костно-мышечной, сердечно-сосудистой и нервной систем. Для проведения лечения имеется медицинский блок, включающий кабинеты тепло-, водо-, светолечения, процедурный, стоматологический кабинеты, зал ЛФК.
Разделом «Наименование учреждений» названного Списка 1999 года предусмотрено наименование учреждений - «Центры органов государственной власти субъектов Российской Федерации (независимо от наименований).
Поскольку ТСОЦ «Г.» осуществляет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, образовано Министерством социальной политики Чувашской Республики, суд приходит к выводу, что наименование ТСОЦ «Вега» предусмотрено п. 7 раздела «Наименование учреждений» Списка 1999 года.
Следовательно, период работы истца в период с ХХХ 1999 года по ХХХ 2002 года в должности заместителя директора по лечебной части Территориального санаторно-оздоровительного центра «Г.» Министерства Чувашской Республики по социальной политике подлежит включению в специальный медицинский стаж.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Приказом Министра социальной политики Чувашской Республики от 18 августа 2003 года № 241 утвержден Устав РГУ «Реабилитационный центр для ветеранов и инвалидов», согласно которому учреждение является правопреемником территориального СОЦ «Г.» Министерства социальной политики Чувашской Республики.
Целью создания учреждения является комплексная реабилитация инвалидов, участников Великой отечественной войны, ветеранов боевых действий, членов семей погибших и умерших ветеранов боевых действий, оздоровления и отдыха детей, пенсионеров, а также оказание на договорной основе медико-социальной помощи, консультативно-диагностических, реабилитационных и санаторно-курортных услуг иным категориям граждан.
По периоду работы истца в указанном учреждении спор по наименованию учреждения отсутствует.
Разделом «Наименование должностей» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения предусмотрена должность врачей-специалистов всех наименований, в том числе врачей - руководителей учреждений (их структурных подразделений), осуществляющих врачебную деятельность.
Согласно Уставу РГУ «РЦ для ветеранов и инвалидов» Министерства социальной политики Чувашской Республики учреждение осуществляет основные виды деятельности: проведение медицинской реабилитации, социальная реабилитация, организация ухода за проживающими, предоставление медицинской помощи, проведение лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и др.
Комиссией по лицензированию медицинской деятельности при Министерстве здравоохранения Чувашской Республики ХХХ года учреждению выдана лицензия серии ХХХ на следующие виды медицинской деятельности: доврачебная помощь, санаторно-курортная помощь по специальности терапия и физиотерапия, прочие работы и услуги.
Из содержании информационного письма об учете в ЕГРПО от ХХХ года № ХХХ следует, что РГУ «РЦ для ветеранов и инвалидов» Министерства социальной политики Чувашской Республики установлена идентификация по общероссийским классификаторам, в том числе и по коду ОКВЭД - 85.11.1. «Деятельность больничных учреждений широкого профиля и специализированных».
Осуществление РГУ «РЦ для ветеранов и инвалидов» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики лечебной деятельности подтверждается Положением об организации реабилитационных мероприятий в Центре (п. 3).
ХХХ года РГУ «РЦ для ветеранов и инвалидов Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики» выдана лицензия № ХХХ, согласно приложению к ней номенклатура работ и услуг:
При осуществлении доврачебной медицинской помощи по: диетологии, медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинскому массажу, сестринскому делу, физиотерапии. При осуществлении санаторно-курортной помощи по: восстановительной медицине, стоматологии терапевтической, терапии л.д. 51, 52).
ХХХ года по той же номенклатуре работ и услуг выдана лицензия № ХХХ РГУ «СОЦ граждан пожилого возраста и инвалидов «Г.» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.
Согласно справке директора РГУ «СОЦ граждан пожилого возраста и инвалидов «Г.» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики от ХХХ года № ХХХ ТСОЦ «Вега» в 2003 году был переименован в РГУ «РЦ для ветеранов и инвалидов», должностная инструкция заместителя директора по лечебной части не изменялась.
Как было установлено выше, зам. директора по лечебной части Ежова Н.Г. выполняла обязанности врача.
Кроме того, согласно должностным инструкциям заместителя директора по медицинской части, утвержденным ХХХ года и ХХХ года директором ТСОЦ «Г.» И. и директором РГУ «Реабилитационный центр для ветеранов и инвалидов» соответственно л.д.33, 10-11), заместителем директора по медицинской части назначается врач, имеющий опыт клинической и организационной санаторно-курортной работы; заместитель директора по медицинской части непосредственно руководит лечебно-профилактической работой центра.
Предусмотрены следующие обязанности заместителя директора по медицинской части:
разрабатывает с участием лечащего врача режим лечения с обеспечением активного использования климатических факторов;
систематически проверяет качество диагностики и лечения пациента и контролирует выполнение ими санаторного и индивидуального режима;
организует специализированную консультативную помощь при необходимости;
контролирует работу лечебно-диагностических отделений, лечебной аппаратуры;
дает рекомендации по правильной организации леченого питания, лечебной физической культуры и культурно-массового обслуживания пациентов;
руководит систематической санитарно-просветительной работой среди оздоравливаемых;
контролирует надлежащее ведение, оформление и хранение историй болезни и другой медицинской документации;
регулярно по специальному графику обходит комнаты оздоравливаемых, лечебные кабинеты;
курирует 40 человек пациентов:
- ведет прием, назначает восстановительное лечение и оценивает результаты лечения.
В подтверждение представлены истории болезни, оформленные врачом Ежовой Н.Г. в период с 2007 года по 2009 год, в которых заполнены графы относительно диагноза больных, сопутствующих заболеваний, анамнеза заболевания в жизни, данных объективного исследования, плана лечения, дневника наблюдения, эпикриза.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в спорный период истец Ежова Н.Г. выполняла обязанности, свидетельствующие об осуществлении ею врачебной деятельности, следовательно, он подлежит включению в специальный медицинский стаж.
В соответствии со Списки 1991 года, 1999 года, 2002 года врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) один год работы засчитывается за 1 год и 3 месяца.
Как следует из материалов дела, Территориальный СОЦ «ХХХ» Министерства социальной политики Чувашской Республики, впоследствии - Республиканского государственного учреждения «РЦ для ветеранов и инвалидов» (ныне РГУ «СОЦ граждан пожилого возраста и инвалидов «Г.») был расположен в д. В. Чебоксарского района Чувашской Республики, т.е. в сельской местности.
Следовательно, периоды работы истца в должности заместителя директора по медицинской части в Территориальном СОЦ «Г.» Министерства социальной политики Чувашской Республики с ХХХ 1994 года по ХХХ 2003 года, а также в той же должности Республиканского государственного учреждения «РЦ для ветеранов и инвалидов» с ХХХ 2003 года по ХХХ 2003 года, с ХХХ 2003 года по ХХХ 2006 года, с ХХХ 2006 года по ХХХ 2008 года, с ХХХ 2008 года по ХХХ 2009 года в подлежат включению в спецстаж в льготном порядке - как 1 год 3 месяца за 1 год работы.
При этом, суд принимает во внимание, что согласно уточняющей справке Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики от ХХХ 2009 года № ХХХ Ежова Н.Г. находилась в административных отпусках с ХХХ года по ХХХ года, с ХХХ 2006 года по ХХХ 2006 года, с ХХХ 2008 года по ХХХ 2008 года.
Согласно уточняющей справке ГУЗ «РКБ» от ХХХ года № ХХХ Ежова Н.Г. в период с ХХХ 1991 года по ХХХ 1992 года находилась в отпуске по уходу за ребенком до трех лет. Указанный период ответчиком в специальный медицинский стаж не включен.
Положения пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, не предусматривают включение в специальный трудовой стаж периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, трех лет.
Однако действующие в спорный период положения ст. 165 КЗоТ РСФСР (в редакции 1971 года) предусматривали предоставление женщинам отпуска по беременности и родам, а также предоставление женщине по её заявлению дополнительного отпуска без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года. Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком согласно части 3 статьи 167 КЗоТ РСФСР засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» в целях создания более благоприятных возможностей для материнского ухода за новорожденными и малолетними детьми были установлены частично оплачиваемый отпуск до одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, который предоставлялся с сохранением непрерывного трудового стажа по специальности.
06 июля 1982 года постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС было утверждено Разъяснение «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до 1 года и дополнительного отпуска до 1. 5 лет», в соответствии с которым время частично оплачиваемого отпуска и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы засчитывалось как в общий, так и в непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий.
22 августа 1989 года было издано Постановление Совета Министров № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей». Указанным постановлением было предусмотрено поэтапное увеличение частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет по ряду регионов с 1 декабря 1989 года, по остальным регионам с 1 июля 1990 года, а также об увеличении повсеместно с 1 декабря 1989 года продолжительности дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Разъяснением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 23/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 375/24-11, предусмотрено, что указанный отпуск вводится одновременно по всей стране с 1 декабря 1989 года. Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.
Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в статью 71 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, в соответствии с которыми было предусмотрено предоставление частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Федеральным законом от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР» в статью 167 КЗоТ РСФСР внесены изменения, согласно которым отпуск по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях).
Таким образом, указанные изменения исключают возможность зачета в специальный стаж, дающий право на льготную пенсию, периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком. Эти периоды могут засчитываться в специальный стаж для исчисления льготной пенсии до ХХХ года, т.е. до момента вступления в действие указанного Закона.
При изложенных обстоятельствах период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с ХХХ 1991 года по ХХХ 1992 года подлежит включению в специальный стаж работы.
В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней.
Днем обращения считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Ежова Н.Г. с таким заявлением обратилась ХХХ 2009 года. Требуемый тридцатилетний стаж на указанный день с учетом включения вышеперечисленных периодов в льготном и календарном порядке у неё имелся.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Включить в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды работы Ежовой Н.Г.:
- с ХХХ 1983 года по ХХХ 1985 года в должности медицинской сестры в проктологическом отделении Республиканской больницы Минздрава ЧАССР в льготном порядке как 1 год 6 месяцев за 1 год работы;
- с ХХХ 1994 года по ХХХ 2003 года в должности заместителя директора по лечебной части Территориального СОЦ «Г.» министерства социальной политики Чувашской Республики в льготном порядке как 1 год 3 месяца за 1 год работы;
- с ХХХ 2003 года по ХХХ 2003 года, с ХХХ 2003 года по ХХХ 2006 года, с ХХХ 2006 года по ХХХ 2008 года, с ХХХ 2008 года по ХХХ 2009 года в должности заместителя директора по медицинской части Республиканского государственного учреждения «РЦ для ветеранов и инвалидов» в льготном порядке как 1 год 3 месяца за 1 год работы;
- период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с ХХХ 1991 года по ХХХ 1992 года в календарном порядке;
назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с ХХХ 2009 года
На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Чувашской Республики через Калининский районный суд г. Чебоксары в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: судья Е.Д. Смирнова
Мотивированное решение составлено 06 июля 2010 года.