о назначени досрочной трудовой пенсии по старости



Дело № 2-ХХХ/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ХХХ 2010 года г. Чебоксары

Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Мулеевой С.М., при секретаре Новиковой З.А., с участием истца Никифоровой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Никифоровой Л.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы и назначить досрочную трудовую пенсию по старости,

у с т а н о в и л :

Никифорова Л.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР - Чувашии о возложении обязанности включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы с ХХХ года по ХХХ года - в должности ХХХ в средней школе ХХХ г. Чебоксары; периоды работы с ХХХ года по ХХХ года, в том числе с ХХХ года по ХХХ года) - в должности ХХХ в ХХХ» г. Чебоксары; с ХХХ года по ХХХ года - отпуск по уходу за ребенком до ХХХ лет; с ХХХ года по ХХХ года - отпуск по уходу за ребенком до ХХХ и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в пенсионный орган. Исковые требования мотивированы тем, что решением ответчика от ХХХ года ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения. При этом в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, неправомерно не включены вышеупомянутые периоды, с чем истица не согласна.

В судебном заседании Никифорова Л.А. иск поддержала по изложенным в нем основаниям и вновь привела их суду.

Представитель ответчика УПФ РФ в г.Чебоксары Ванеркин А.Н., действующий на основании доверенности, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, просил в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в решении комиссии по пенсионным вопросам.

Выслушав объяснения истца, изучив пенсионное дело Никифоровой Л.А., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность не менее 25 лет, на получение пенсии за выслугу лет, предусмотренное Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», трансформировалось в их право, предусмотренное Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» на досрочное получение трудовой пенсии ранее наступления возраста, предусмотренного статьей 7 данного закона.

Согласно ст. 55 Федерального закона «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет (досрочную трудовую пенсию по старости).

В силу п. 2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Как следует из копии трудовой книжки, Никифорова Л.А. в спорные периоды работала в следующих учреждениях: с ХХХ года по ХХХ года - в должности ХХХ в средней школе ХХХ г. Чебоксары; с ХХХ года по ХХХ года, в том числе с ХХХ года по ХХХ года) - в должности ХХХ в ХХХ г. Чебоксары.

Решением Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР - Чувашии от ХХХ года ХХХ л.д. ХХХ) Никифоровой Л.А. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с подп. 19 п. 1 статьи 27 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения за пенсией (ХХХ года).

Как следует из решения требуемая продолжительность специального стажа - 25 лет, фактическая продолжительность специального стажа истицы составляет ХХХ дней. При этом в специальный стаж Никифоровой Л.А. не включены спорные периоды:

с ХХХ года по ХХХ года - в должности ХХХ в средней школе ХХХ г. Чебоксары, поскольку должность не отнесена к числу должностей работа, в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии со Списком должностей и учреждений, утв. постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2002 года № 781 (далее Список 2002 года); периоды работы с ХХХ года по ХХХ года, в том числе с ХХХ года по ХХХ года) - в должности ХХХ в ХХХ» г. Чебоксары, поскольку должность и учреждение не отнесены к числу должностей и учреждений, предусмотренных Списком 2002 года; период нахождения в отпуске по уходу за детьми с ХХХ года по ХХХ года до ХХХ лет и с ХХХ года по ХХХ года - до ХХХ лет в соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 (далее п. 5 Правил).

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 года № 30 «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу указанных федеральных законов применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.

Соответственно, для определения права на включение указанных спорных периодов в стаж, дающий право на назначение пенсии по подпункту 19 пункта 1 статьи 27 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», подлежит применению законодательство, действовавшее в спорные периоды.

В п. 3 постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.

Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» были утверждены: Перечень учреждений, организаций и должностей, работы в которых дает право на пенсию за выслугу лет (далее Перечень 1959 года) и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее Положение 1959 года).

В периоды работы Никифоровой Л.А. ХХХ действовал Перечень 1959 года, в соответствии с п. 2 положения которого в стаж работы ХХХ и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве ХХХ.

Таким образом, Никифорова Л.А. имеет право на зачет указанного периода работы в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право.

Как отмечено в определении Верховного Суда РФ от 02 марта 2007 года по делу № 66-В06-18, положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Следовательно, период работы Никифоровой Л.А. с ХХХ года по ХХХ года - в должности ХХХ в средней школе ХХХ г. Чебоксары подлежит включению в специальный стаж.

Требования истца о включении в специальный стаж периодов работы с ХХХ года по ХХХ года, в том числе с ХХХ года по ХХХ года) - в должности ХХХ в ХХХ ХХХ» г. Чебоксары подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 12 Закона «Об образовании», введенного в действие постановлением Правительства РФ от 10 июля 1992 года, спортивные школы отнесены к образовательным учреждениям дополнительного образования. Педагогическая деятельность в указанных школах в соответствии с вышеприведенными нормативными актами дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с занятием педагогической деятельностью.

Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» были утверждены: Перечень учреждений, организаций и должностей, работы в которых дает право на пенсию за выслугу лет (далее Перечень 1959 года) и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее Положение 1959 года).

В п. 2 Положения предусмотрено, что в стаж работы учителей и других работников просвещения также засчитывается работа по специальности в техникумах, комвузах, рабфаках, профшколах и совпартшколах, в школах, училищах и на курсах профессионального и профессионально-технического образования, в школах малограмотных и пунктах ликвидации неграмотности и малограмотности, во внешкольных детских учреждениях и в детских комнатах.

В п. 3.2. Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» указано, что к работе по специальности, подлежащей включению в стаж работы учителей и других работников просвещения в соответствии с п. 2 Положения 1959 года относится работа во внешкольных детских учреждениях - работа в качестве руководителя или заместителя руководителя этих учреждений, руководителя кружка, тренера-преподавателя и др. К внешкольным детским учреждениям относятся дворцы и дома пионеров, станции юных техников, юных туристов; детско-юношеские клубы моряков с флотилиями и пароходствами; детско-юношеские спортивные школы; детские стадионы, детские парки, пионерские лагеря; вечерние школы музыкального и художественного образования; детские хоровые студии; клубы юных техников; детские дома культуры и комнаты школьника, создаваемые профсоюзными и общественными организациями и др.

Согласно п. 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463 в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утв. постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463 (далее Список 1991 года), предусматривалось включение в специальный стаж работы в должности ХХХ во внешкольном учреждении, в том числе в ХХХ в специальный стаж.

В п. 3 постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года в соответствии со списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утв. постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утв. пунктом 1 настоящего постановления.

В своей деятельности ХХХ, независимо от ведомственной принадлежности, должны были руководствоваться Типовым положением о ДЮСШ, утвержденным Госкомитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР, ВЦСПС от 15 июля 1964 года.

Согласно Типовому положению о ХХХ утверждаются в установленном порядке, численность ХХХ состава определяется из количества учащихся. Из указанного Типового положения видно, что в ХХХ должности работников именуются как ХХХ. При этом указывается, что ХХХ создаются в системе Министерства просвещения СССР, Министерства путей сообщения СССР, профсоюзов и других ведомств и организаций, как в городах, так и в сельских местностях.

Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 15 июля 1964 года № 620 «О повышении заработной платы работников просвещения, здравоохранения, жилищно - коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население» унифицированы все должностные наименования во всех спортивных учреждениях, в том числе и в ХХХ предусмотрена должность ХХХ и старшего ХХХ. В октябре 1964 года Министерство просвещения РСФСР предложило руководителям органов и учреждений образования привести все штатные расписания и должностные наименования работников в соответствие с номенклатурой должностей, определенных в названном Постановлении.

В письме заместителя председателя государственного комитета РФ по физической культуре и туризму от 28 декабря 1995 года указано, что должность, осуществляющего подготовку спортсменов в спортивных школах изменялась по разному: с 1944 года по 1959 года - ХХХ в Положении о спортивной школе 1959 года не делалось различия между наименованием ХХХ и ХХХ; постановлениям ЦК КПСС Совмина СССР, ВЦСПС от 15 июля 1964 года № 620 - ХХХ. Спортивная школа с 1952 года является образовательным учреждением, а должность ХХХ - педагогической деятельностью.

Согласно справке ХХХ, уточняющее периоды работы, занятость в которой дает право на досрочное назначение пенсии, от ХХХ года Никифорова Л.А. работала в вышеуказанные периоды ХХХ в ХХХ на основании Свидетельства о регистрации общественного объединения, выданного Министерством юстиции ЧР ХХХ от ХХХ года переименован в первичную профсоюзную организацию ХХХ».

Как следует из копии Устава (в редакции от ХХХ года) некоммерческое образовательное учреждение дополнительного образования детей ХХХ», учреждено ОАО «ХХХ» и ХХХ», учрежденное ОАО «ХХХ». Основными задачами учреждения являются максимально возможное привлечение детей и подростков к систематическим занятиям спортом; укрепление здоровья, закаливание организма и повышение уровня физического развития и работоспособности и др.

По мнению суда, право лица на назначение ему досрочной трудовой пенсии по старости не зависит от названия учреждения, конкретизации вида образовательного учреждения, его структурного подразделения, а определяется, исходя из работы, связанной с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. Несоответствие наименования учреждения, в котором работал истец, наименованиям учреждений, включенных в Списки, само по себе не может служить основанием для отказа во включении указанного периода работы в специальный педагогический стаж.

Истицей заявлены требования о возложении на Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР - Чувашии обязанности по включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов отпуска по уходу за ребенком до ХХХ лет с ХХХ года по ХХХ года и с ХХХ года по ХХХ года за время работы в должности ХХХ в средней школе ХХХ г.Чебоксары.

Ст. 256 Трудового кодекса РФ и ст. 167 КЗоТ РФ, действовавшего до ХХХ года, исключают возможность зачета в льготный стаж периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет.

Между тем, в статью 167 КЗоТ РСФСР изменения, исключающие возможность зачета в льготный стаж этих периодов, были внесены Законом РФ от 25 сентября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР».

Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» предусматривалось, что с 01 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.

Как указано в п. 15 постановления Пленума Верховного суда РФ № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», если период нахождения в отпуске по уходу за ребенком имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Принимая во внимание изложенное, и с учетом того, что истец находилась в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до ХХХ с ХХХ года, то есть до ХХХ года, суд пришел к выводу о включении в специальный стаж работы Никифоровой Л.А. периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до ХХХ с ХХХ года по ХХХ года и об отказе в удовлетворении требований о включении в специальный педагогический стаж периода с ХХХ года по ХХХ года.

Истица просит возложить на Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Чебоксары ЧР - Чувашии обязанность назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в пенсионный орган.

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Никифорова Л.А. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Чебоксары ЧР - Чувашии с заявлением о назначении пенсии ХХХ года.

С учетом зачета истице в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, вышеуказанных спорных периодов, на момент обращения в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР - Чувашии ХХХ года с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости Никифорова Л.А. имела необходимый 25-летний специальный педагогический стаж, следовательно, с указанного дня ей должна быть назначена выплата досрочной трудовой пенсии по старости.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии включить Никифоровой Л.А. в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периодов работы:

- с ХХХ года по ХХХ года - в должности ХХХ в средней школе ХХХ г. Чебоксары;

- с ХХХ года по ХХХ года, в том числе с ХХХ года по ХХХ года, - в должности ХХХ в ХХХ» г. Чебоксары;

- с ХХХ года по ХХХ года - отпуск по уходу ребенком до ХХХ лет.

Отказать Никифоровой Л.А. в удовлетворении исковых требований к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии о включении в специальный стаж работы период нахождения в отпуске за ребенком до ХХХ лет с ХХХ года по ХХХ года.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии назначить Никифоровой Л.А. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ХХХ года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи кассационной жалобы через Калининский районный суд г. Чебоксары в течение десяти дней с момента составления мотивированного решения суда.

Судья С.М. Мулеева

Мотивированное решение суда составлено ХХХ года.