Дело № 2-2176/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 июля 2010 года г. Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Мулеевой С.М., при секретаре Новиковой З.А., с участием истицы Терентьевой Т.А., представителя истца Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Терентьевой Т.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, возложении обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии по старости,
у с т а н о в и л :
Терентьева Т.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии о возложении обязанности включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 6 месяцев периоды работы: с ХХХ года по ХХХ года в должности ХХХ ХХХ, в том числе: с ХХХ года по ХХХ года, с ХХХ года по ХХХ года - нахождение на дородовых и послеродовых больничных листах; с ХХХ года по ХХХ года - отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет и до 3-х лет с ХХХ года по ХХХ года; назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости с ХХХ года, т.е. со дня обращения за пенсией и возврат государственной пошлины. Исковые требования мотивированы тем, что ХХХ года она обратилась в УПФ России в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. ХХХ года истице было отказано в назначении такой пенсии. Истица считает данный отказ незаконным, поскольку фактическая продолжительность специального стажа должна составлять более 30 лет.
В судебном заседании истица Терентьева Т.А. и ее представитель Михайлова Н.А. поддержали требования по основаниям, изложенным в иске, вновь привели их суду.
Представитель ответчика УПФ РФ в г.Чебоксары Ванеркин А.Н., действующий на основании доверенности, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, просил в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в решении комиссии по пенсионным вопросам.
Выслушав объяснения истца и его представителя, исследовав письменные доказательства, обозрев материалы пенсионного дела Терентьевой Т.А., суд приходит к следующему.
Положениями ст. ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
Согласно подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного закона, гражданам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с утвержденными соответствующим постановлением Правительства РФ Списками для зачета в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, указанной категории лиц необходимо, чтобы работы одновременно протекали в должностях, поименованных разделом «Наименование должностей» Списка и в учреждениях, поименованных разделом «Наименование учреждений».
На момент обращения истицы с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости и на момент рассмотрения дела действуют утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 Списки должностей и учреждений, работы в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Пунктом же 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 года № 30 «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.
Как следует из материалов пенсионного дела, ХХХ года Терентева Т.А. обратилась с заявлением о назначении пенсии.
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии от ХХХ года за ХХХ ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия специального стажа на дату обращения за пенсией. При этом пенсионным органом включены в спецстаж истицы в календарном порядке периоды работы истца с ХХХ года по ХХХ года в должности ХХХ ХХХ, в том числе с ХХХ года по ХХХ года, с ХХХ года по ХХХ года - нахождение на дородовых и послеродовых больничных листах; с ХХХ года по ХХХ года - отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет.
Не согласившись с данным решением, истица Терентьева Т.А. обратилась в суд и просила обязать ответчика включить в специальный стаж работы периоды работы: с ХХХ года по ХХХ года в должности ХХХ ХХХ, в том числе: с ХХХ года по ХХХ года, с ХХХ года по ХХХ года - нахождение на дородовых и послеродовых больничных листах; с ХХХ года по ХХХ года - отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет и до 3-х лет с ХХХ года по ХХХ года - в льготном порядке, как один год работы за год и шесть месяцев. Суд находит данные требования истца подлежащими удовлетворению.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066, в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464.
Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности один год работы в этих должностях и подразделениях считается за один год и шесть месяцев.
Соответственно включение периодов работы в специальный медицинский стаж не ставится в зависимость от названия должности. Необходимо, чтобы должность относилась к ХХХ ХХХ хирургического профиля стационара, отделения реанимации и т.п., в том числе и независимо от наименования учреждения.
В период с ХХХ года по ХХХ года истица работала в должности ХХХ ХХХ.
Из справки, уточняющей периоды работы, занятость в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии, ХХХ от ХХХ года, выданной ГУЗ «ХХХ» следует, что Терентьева Т.А. с ХХХ года по ХХХ года работала в их учреждении ХХХ ХХХ на полную ставку. С ХХХ года по настоящее время она работает в той же должности в ХХХ в течение полного рабочего дня на 1,0 ставку, то есть в должности ХХХ в ХХХ.
С ХХХ года ХХХ переименовано в «ХХХ».
Также подлежат удовлетворению и требования истицы о включении в специальный стаж работы периодов ее нахождения с ХХХ года по ХХХ года, с ХХХ года по ХХХ года на дородовых и послеродовых больничных листах и в отпусках по уходу за ребенком с ХХХ года по ХХХ года до полутора и трех лет с ХХХ года по ХХХ года в льготном порядке 1 год как 1 год 6 месяцев.
В вышеупомянутые периоды Терентьева Т.А. работала ХХХ ХХХ, которое переименовано в «ХХХ, выполняющее функции стационара хирургического профиля, а Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения предусмотрено, что ХХХ отделений хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений один год работы в этих должностях и подразделениях засчитывается за один год и 6 месяцев. В таком же исчислении должен засчитываться и приходящийся на период этой работы отпуск истицы по уходу за ребенком до достижения им полутора и трех лет и периоды нахождения истицы в отпуске по беременности и родам, поскольку в оспариваемые периоды истица с работодателем трудовые отношения не прерывала, за нею сохранялись место работы и должность, средний заработок.
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 5), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Включение в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов нахождения в отпусках по уходу за ребенком, указанные Правила не предусматривают.
Вместе с тем, КЗоТ РСФСР (в редакции 1971 года) предусматривал предоставление женщинам отпуска по беременности и родам (статья 165), а также предоставление женщине по ее заявлению дополнительного отпуска без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года. Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком согласно части 3 статьи 167 КЗоТ РСФСР засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» в целях создания более благоприятных возможностей для материнского ухода за новорожденными и малолетними детьми были установлены частично оплачиваемый отпуск до одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, который предоставлялся с сохранением непрерывного трудового стажа по специальности.
06 июля 1982 года постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС было утверждено Разъяснение «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до 1 года и дополнительного отпуска до 1,5 лет». В соответствии с указанным Разъяснением время частично оплачиваемого отпуска и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы засчитывалось как в общий, так и в непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий.
В данном разъяснении содержалось и положение о том, что частично оплачиваемый отпуск засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах (наличие указанного положения свидетельствует о том, что законодатель не предусматривал включение дополнительного отпуска без сохранения заработной платы в стаж для назначения льготных пенсий).
22 августа 1989 года было издано Постановление Совета Министров № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей». Указанным постановлением было предусмотрено поэтапное увеличение частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет по ряду регионов с 1 декабря 1989 года, по остальным регионам с 1 июля 1990 года, а также об увеличении повсеместно с 1 декабря 1989 года продолжительности дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Разъяснением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 23/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 375/24-11, предусмотрено, что указанный отпуск вводится одновременно по всей стране с 1 декабря 1989 года. Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.
Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в статью 71 Основ законодательства Союза СССР и союзных республик о труде, в соответствии с которыми было предусмотрено предоставление частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Согласно ст. 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Федерального закона от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР») отпуск по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях).
Таким образом, Федеральным законом от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР» в статью 167 КЗоТ РСФСР внесено изменение, исключающее возможность зачета в специальный стаж, дающий право на льготную пенсию, периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком. Эти периоды могут засчитываться в специальный стаж для исчисления льготной пенсии до 06 октября 1992 года, то есть до момента вступления в действие указанного Закона.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» (п.15) разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости, в связи с чем требования Терентьевой Т.А. о включении в специальный стаж нахождение на дородовых и послеродовых больничных листах и в отпусках по уходу за ребенком до полутора и трех лет в льготном порядке 1 год как 1 год 6 месяцев подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней.
Днем обращения считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
С таким заявлением Терентьева Т.А. обратилась ХХХ года.
Учитывая то, что на момент обращения с заявлением о назначении пенсии в связи с включением в специальный стаж работы оспариваемых периодов, истица выработала требуемый 30-летний стаж, суд приходит к выводу о том, что ее исковые требования о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с ХХХ года подлежат удовлетворению.
В соответствии со ч. 2 ст. 96 ГПК РФ.
Поскольку исковые требования истицы о назначении ей трудовой пенсии по старости удовлетворены, в ее пользу с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере ХХХ рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л :
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии включить Терентьевой Т.А. в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в льготном порядке один год работы как один год шесть месяцев периоды работы:
- с ХХХ года по ХХХ года - в должности ХХХ ХХХ, в том числе:
- с ХХХ года по ХХХ года, с ХХХ года по ХХХ года - нахождение на дородовых и послеродовых больничных листах;
- с ХХХ года по ХХХ года - отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет и до 3-х лет с ХХХ года по ХХХ года.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии в пользу Терентьевой Т.А. государственную пошлину в размере 200 (двухсот) рублей.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Чебоксары Чувашской Республики назначить Терентьевой Т.А. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с момента обращения за пенсией с ХХХ года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи кассационной жалобы через Калининский районный суд г. Чебоксары в течение десяти дней с момента составления мотивированного решения суда.
Судья С.М. Мулеева
Мотивированное решение суда составлено 05 июля 2010 года.