отказ во взыскании невыпл.сумм стимулирующей части зарплаты, денежной компенсации, морального вреда



Дело № 2-1840-2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июля 2010 года г.Чебоксары

Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Алексеева Д.В.,

при секретаре судебного заседания Михайловой А.Л.,

с участием представителя истца Балацкой И.И.,

представителя ответчика Беляева А.В.,

представителя третьего лица Елисеевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильевой Т.П. к Ш. г.Чебоксары о взыскании невыплаченных сумм стимулирующей части заработной платы, оплаты отпуска, денежной компенсации за задержку выплат, возмещении морального вреда,

у с т а н о в и л:

Васильева Т.П. обратилась в суд с иском к Ш. г.Чебоксары о взыскании невыплаченной стимулирующей части заработной платы, оплаты отпуска, денежной компенсации за нарушение сроков выплат, возмещении морального вреда, мотивируя требования тем, что с ХХХ года работает в ХХХ ХХХ и работодатель не произвел за период января по август ХХХ года выплаты стимулирующего характера, установленные Постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 12 ноября 2008 года № 349 «Об утверждении Положения об оплате труда работников бюджетных учреждений Чувашской Республики, занятых в сфере образования и науки» и распоряжением главы города Чебоксары от 29 октября 2008 года за № 4016-р «О введении новых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений города Чебоксары, работа которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Чебоксары». Этими нормативными актами введена новая система оплаты труда для ХХХ, согласно которой заработная плата ХХХ состоит из оклада, компенсаций и стимулирующих выплат, размер стимулирующей выплаты определяется в зависимости от показателей деятельности каждого работника учреждения, при этом оценку работы ХХХ в баллах осуществляет рабочая комиссия на основе аналитических справок, каждому начисленному баллу соответствует выплата в рублях, и на основании протокола оценочной комиссии приказом директора ХХХ устанавливаются размеры стимулирующих выплат.

При подаче иска истец просила взыскать с ответчика стимулирующую часть заработной платы за период с января по август ХХХ года в сумме ХХХ рублей, компенсацию за нарушение сроков выплат, исходя из сумм ежемесячных выплат и количества дней просрочки, в размере ХХХ рублей.

Указав, что из-за невключения в средний заработок стимулирующей части зарплаты оплата отпуска ей была произведена в неполном объеме, просила взыскать с ответчика невыплаченную часть оплаты отпуска в размере ХХХ рублей, компенсацию за нарушение срока выплаты в размере ХХХ коп.

Ввиду невыплаты ей причитающихся денежных сумм, заявила о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, который оценила в ХХХ рублей.

Затем увеличила сумму компенсации морального вреда до ХХХ рублей л.д.228-230).

В судебном заседании представитель истца Балацкая И.И. исковые требования поддержала.

Истец Васильева Т.П. в судебное заседание не явилась, представив доверенность ХХХ о полномочиях Балацкой И.И. на представление ее интересов. Ранее в судебном заседании поясняла, что не знает, выплатил ли работодатель ей положенные денежные суммы стимулирующего характера, поскольку имеющиеся документы не позволяют достоверно это выяснить.

Представитель ответчика Беляев А.В. иск не признал и заявил о пропуске истцом срока обращения в суд за защитой нарушенного права, составляющего, согласно ст.392 Трудового кодекса РФ, три месяца со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Истец заявляет, что ей не произведены выплаты за период январь-август ХХХ года, однако, обратившись в суд лишь ХХХ года, она пропустила установленный срок. Аналогичным образом, требование о взыскании суммы оплаты отпуска заявлено истцом с пропуском установленного срока, поскольку истец воспользовалась отпуском с ХХХ года.

Указал на разъяснение, содержащееся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года о том, что срок на обращение в суд не может быть признан пропущенным при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы. Однако за спорный период истцу стимулирующие выплаты и не начислялись.

Относительно существа иска заявил, что фонд оплаты труда работников ХХХ формируется на календарный год исходя из объемов лимитов бюджетных обязательств по бюджетным средствам, и эти средства работодатель вправе, но не обязан направлять на выплаты стимулирующего характера. С января по май ХХХ года работодатель не выделил таких сумм, поскольку не обладал ими. Однако впоследствии эти суммы были выплачены истцу в полном объеме.

Представитель третьего лица - отдела ХХХ Администрации г.Чебоксары по Калининскому району Елисеева Т.В. исковые требования не признала по тем же основаниям.

Представитель третьего лица - Т.П. извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Суд нашел возможным рассмотрение дела при имеющееся явке.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст.129 Трудового кодекса РФ, заработная плата (оплата труда работника) определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

По ст.135 Трудового кодекса РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Перечень, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 № 818, относит к стимулирующим выплатам: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы (Приложение № 1 к Приказу).

В разъяснении (Приложение № 2 к Приказу) изложено, что к выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу. Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы, с учетом рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти. При введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера конкретизируются в трудовых договорах работников. Выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с указанным Перечнем в пределах фонда оплаты труда.

Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 года № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» с 1 декабря 2008 года введена новая система оплаты труда для работников бюджетных учреждений.

Согласно п. п. 2 и 3 Постановления, введение новых систем оплаты труда осуществляется руководителями учреждений - главных распорядителей средств федерального бюджета в отношении работников подведомственных им учреждений с учетом того, что заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая согласно новым системам оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе Eдиной тарифной сетки при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с реализацией настоящего Постановления, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций учреждений, воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, в части оплаты труда работников и гражданского персонала, предусмотренных главным распорядителям средств федерального бюджета в федеральном бюджете, с учетом увеличения объема этих ассигнований с 1 декабря 2008 года на 30 процентов в связи с введением новых систем оплаты труда (п.10 Постановления).

Как установлено Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений (утвержденным вышеуказанным Постановлением Правительства РФ), размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами (п.5 Положения).

Фонд оплаты труда работников учреждения формируется на календарный год исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.

Средства на оплату труда, формируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, могут направляться учреждением на выплаты стимулирующего характера. При этом начиная с 1 января 2010 года объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30 процентов средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета.

Средства на оплату труда, поступающие от приносящей доход деятельности (по решению федерального государственного органа, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета, - также средства государственных внебюджетных фондов), направляются учреждениями на выплаты стимулирующего характера, если иное не установлено федеральным законом.

Приказом Министерства финансов РФ от 30 октября 2008 года №№ 120н утверждено Примерное положение об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства финансов РФ, по виду экономической деятельности «Образование».

Согласно разделу 2.3. Примерного положения, средства на оплату труда, формируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, могут направляться учреждением на выплаты стимулирующего характера. Рекомендуемый объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30% средств на оплату труда, формируемых за счет средств федерального бюджета. Выплаты стимулирующего характера производятся по решению руководителя учреждения в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, а также средств, полученных от приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работников. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Аналогичные вышеуказанным правила изложены в Положении об оплате труда работников бюджетных учреждений Чувашской Республики, занятых в сфере образования и науки, утвержденном Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 ноября 2008 года № 349.

В пункте 7.3 Положения предусмотрено, что выплаты стимулирующего характера осуществляются по решению руководителя учреждения по результатам оценки выполнения утвержденных критериев и показателей деятельности каждого работника в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, а также средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работников учреждения. Решение об осуществлении выплат стимулирующего характера работникам учреждения принимается руководителем учреждения по согласованию с органом государственно-общественного самоуправления и профсоюзной организацией (или иным органом, представляющим интересы всех или большинства работников учреждения).

Приказом Ш. от ХХХ года утверждено Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников л.д.67-71).

Согласно разделу II Положения, объем стимулирующей части фонда оплаты труда работников учреждения определяется исходя из утвержденного фонда оплаты труда учреждения на соответствующий год, сформированного из бюджетных средств, и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.

Согласно разделу III Положения, за счет стимулирующей части фонда оплаты труда учреждения устанавливаются следующие стимулирующие выплаты: надбавка за интенсивность и высокие результаты работы; надбавка за качество выполняемых работ; премии за выполнение особо важных и ответственных работ; премиальные выплаты по итогам работы; доплаты и надбавки от оклада.

Из искового заявления Васильевой Т.П. следует, что ею оспариваются стимулирующие выплаты в виде надбавки за качество выполняемых работ, поскольку она указывает также и на неправомерные, по ее мнению, действия работодателя в связи с системой начисления денежных сумм по баллам.

Как изложено в разделе IV Положения, надбавка за качество выполняемых работ устанавливается по результатам оценки выполнения утвержденных показателей и критериев эффективности работы всех работников.

Для оценки эффективности работы работников учреждением утверждается перечень показателей и критериев работы с указанием весового коэффициента каждого показателя и критерия в разрезе наименование должностей (приложение №1). Оценка выполнения показателей осуществляется рабочей комиссией учреждения, созданной для этих целей, с участием органа государственно-общественного самоуправления и профсоюзной организации учреждения. Оценка эффективности работы осуществляется по критериям определения качества профессиональной деятельности работников, утвержденным учреждением. При определении размера стимулирующих выплат по результатам работы работникам учреждения по каждому показателю устанавливается весовой коэффициент показателя в баллах в зависимости от значимости показателя. Определяется объем стимулирующей части фонда оплаты труда работников учреждения (в % от расходов на оплату труда по коду ЭКР 211 сметы доходов и расходов). На основе проведенной оценки профессиональной деятельности работников учреждения производится подсчет баллов два раза в год по всем показателям за предыдущий период (в сентябре - за период с января по август включительно, в январе - за период с сентября по декабрь включительно). После подсчета баллов составляется сводный оценочный лист, отражающий количество баллов, набранных каждым работником.

Путем суммирования баллов, набранных каждым работником, находится общая сумма баллов, используемая для определения денежного веса одного балла. Размер стимулирующей части фонда оплаты труда, отводимый на выплату надбавок за качество работы (за вычетом надбавки руководителю, установленной приказом управления образования) делится на общую сумму баллов, набранную работниками учреждения. В результате получается денежный вес одного балла. Далее денежный вес одного балла умножается на сумму баллов, набранных работников и таким образом получается размер выплат по результатам работы каждого работника на рассматриваемый период.

Выплаты за качество выполняемых работ осуществляются по решению руководителя учреждения в пределах утвержденных бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, а также средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работников учреждения.

При изменении размера стимулирующей части фонда оплаты труда учреждения, производится корректировка денежного веса одного балла, и, соответственно, размера выплат в соответствии с новым размером стимулирующей части фонда оплаты труда учреждения. Корректировка денежного веса 1 балла производится с месяца, с которого изменился размер стимулирующей части фонда оплаты труда.

В разделе VI Положения далее изложена процедура распределения стимулирующих выплат: оценку качества выполняемых работ на основе утвержденных показателей и критериев осуществляет рабочая комиссия, созданная приказом по учреждению. Каждый работник учреждения, в том числе и совместители, представляет в рабочую комиссию аналитическую справку о работу по выполнению критериев и показателей за соответствующий период. Аналитическая справка представляется к 10 января и к 10 сентября. Результаты оценки оформляются оценочными листами утвержденной формы по каждому работнику (приложение 2 -л.д.77). По результатам оценочных листов составляется сводный оценочный лист (приложение № 3 -л.д.79). Результаты оценки заносятся в протокол утверждения сводного оценочного листа (приложение №4 -л.д.78). В случае несогласия работника с результатами оценки он вправе в течение 5 дней подать письменное заявление об этом. На основании протокола руководитель учреждения издает приказ о выплате надбавок за качество работы работникам учреждения за соответствующий период и передает его с приложением протокола в бухгалтерию для начисления надбавок. По истечении 10 дней после заседания комиссии решение комиссии об утверждении оценочного листа вступает в силу.

Представленные суду сведения об оценке выполнения Васильевой Т.П. утвержденных показателей и критериев качества свидетельствуют о полном соответствии проведенных процедур вышеуказанному Положению л.д.57,79, 80-82, 98-105).

В соответствии с приказом Ш. г.Чебоксары от ХХХ года, на основании протокола оценочной комиссии от ХХХ года, выплата стимулирующей части за период работы с сентября по декабрь ХХХ года подлежала в размере 10% из фонда оплаты труда, в денежном выражении - ХХХ руб., в том числе ХХХ работникам - в размере ХХХ коп. Васильевой Т.П. подлежала выплате за ХХХ баллов денежная сумма в размере ХХХ руб. л.д.83-85, 86-89).

Данная сумма ей выплачена в составе сумм за январь ХХХ года л.д.132,145,149).

В соответствии с приказом Ш. г.Чебоксары от ХХХ года, на основании протокола оценочной комиссии от ХХХ года, выплата стимулирующей части за период работы с сентября по декабрь ХХХ года подлежала в размере 10% из фонда оплаты труда, в том числе ХХХ работникам - в размере ХХХ руб. Васильевой Т.П. подлежала выплате за ХХХ баллов денежная сумма в размере ХХХ руб.л.д.106-108).

Данная сумма ей выплачена в составе сумм за май ХХХ года л.д.135,248).

В соответствии с приказом Ш. г.Чебоксары от ХХХ года, на основании протоколов оценочной комиссии от ХХХ года и от ХХХ года, выплата надбавки за качество выполненных работ Васильевой Т.П. по итогам работы за январь-август ХХХ учебного года подлежала за ХХХ баллов в мае-месяце и ХХХ баллов в июне-месяце в размере ХХХ руб., в том числе ХХХ руб. в качестве доплаты за май и ХХХ руб. в качестве выплаты за январь-август л.д.90-96).

Всего за указанный период Васильевой Т.П. к оплате предназначались денежная сумма в счет стимулирующих выплат в размере ХХХ руб.

Как видно из расчетного листка, оставшаяся сумма - ХХХ руб. выплачена ей в составе сумм за октябрь ХХХ года л.д.140,249).

Васильевой Т.П. выплачивались также стимулирующие выплаты в октябре ХХХ года - в размере ХХХ руб., в ноябре ХХХ года - ХХХ руб., в декабре ХХХ года - ХХХ руб. л.д.249).

С учетом изложенного доводы истца о том, что ей не произведены стимулирующие выплаты за январь-август ХХХ года, следует признать необоснованными.

Расчет истца, согласно которому ей подлежали стимулирующие выплаты ежемесячно января по август ХХХ года, в общей сумме ХХХ рублей л.д.22), является произвольным.

Обязанность работодателя осуществлять стимулирующие выплаты ежемесячно не предусмотрена ни законом, ни вышеуказанными нормативными актами, ни положением, действующим в Ш. г.Чебоксары.

Как указано выше, подсчет баллов производится два раза в год по всем показателям за предыдущий период: в сентябре - за период с января по август включительно, в январе - за период с сентября по декабрь включительно.

Характер и содержание показателей и критериев, приведенных в приложении 1 к положению по школе, указывает на возможность их оценки лишь по прошествии определенных периодов л.д.73).

В заключенном сторонами дополнительном соглашении от ХХХ года к трудовому договору оговорено, что выплаты стимулирующего характера производятся по результатам оценки выполнения утвержденных критериев и показателей деятельности каждого работника учреждения л.д.66)

Те доводы истца, что ответчик не в полной мере направлял необходимые денежные средства на стимулирующие выплаты, выплачивал их несвоевременно, также являются необоснованными.

Объем стимулирующей части фонда оплаты труда работников учреждения не являлся в ХХХ года фиксированным в долевом отношении к бюджетным ассигнованиям на оплату труда работников, безусловно находился в зависимости от объема бюджетных ассигнований, и не мог увеличиваться, приводя к уменьшению размеров других составных частей заработной платы работников, а именно фиксированных должностных окладов и компенсационных выплат.

Особенностью данного вида выплат является то, что они выделяются из фонда оплаты труда, который, в свою очередь, формируется исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.

Кроме того, направление средств на оплату труда, формируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, на выплаты стимулирующего характера, является правом, но не обязанностью учреждения.

Каких-либо сведений о том, что работодатель не направил на данные выплаты средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, истец суду не представила.

Судом ставился на обсуждение вопрос о назначении судебной экспертизы для выяснения размера стимулирующей части фонда оплаты труда, однако стороны отказались от ее проведения.

Далее, несвоевременность стимулирующих выплат может определяться в зависимости от времени, когда у работника возникло право на их получение.

Поскольку законодательством предусмотрено, что размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, а положением по школе установлен порядок выплат в зависимости от деятельности рабочей комиссии дважды в год, то право на получение стимулирующих выплат возникает у работника со времени утверждения размеров стимулирующих выплат.

Между тем из обстоятельств дела не усматривается, что выплаты производились Васильевой Т.П. с нарушением соответствующих сроков.

В связи с этим не может быть принят во внимание и довод представителя ответчика Беляева А.В. о пропуске истцом установленного срока обращения в суд с требованием о взыскании стимулирующих выплат.

Согласно ст.392 Трудового кодекса РФ, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Истец заявляет о неполучении стимулирующих выплат за период с января по август ХХХ года.

Данные суммы были определены в приказе от ХХХ года л.д.90). Истец обратилась в суд ХХХ года л.д.2). Срок ею не пропущен.

ХХХ и ХХХ года разрешался вопрос о стимулирующих выплатах за ХХХ год.

Истец заявляет о взыскании с ответчика также суммы оплаты отпуска, которые выплачены ей в составе сумм за июнь ХХХ года л.д.136,248). В данном случае истец пропустила срок обращения в суд, в связи с чем соответствующее заявление представителя ответчика учитывается судом, и в части данного требования суд отказывает истцу именно по данному основанию.

Истец в заявлении о восстановлении пропущенного срока указывает, что обращалась с заявлениями в государственные органы за разрешением своих требований, поэтому и обратилась в суд лишь в ноябре ХХХ года л.д.41).

Согласно разъяснению, изложенному в п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Указанное истцом обстоятельство не может расцениваться как уважительная причина пропуска срока обращения в суд.

В связи с изложенным в удовлетворении исковых требований Васильевой Т.П. о взыскании невыплаченных сумм стимулирующей части заработной платы, недовыплаченной суммы оплаты отпуска, денежной компенсации за задержку выплат, возмещении морального вреда следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ,

Р Е Ш И Л:

В иске Васильевой Т.П. к Ш. г.Чебоксары о взыскании невыплаченных сумм стимулирующей части заработной платы, недовыплаченной суммы оплаты отпуска, денежной компенсации за задержку выплат, возмещении морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Калининский районный суд г.Чебоксары в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Д.В.Алексеев

Мотивированное решение изготовлено 30 июля 2010 года.