по иску о включении периодов работы вв спецжстаж и назначении досрочной трудовой пенсии по стрости



Дело № 2-2297-2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июля 2010 года г. Чебоксары

Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Федяровой С.Н., при секретаре судебного заседания Новиковой З.А., с участием истца Петрова А.С., представителя ответчика Енцовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Петрова А.С. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии об отмене решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, и назначению досрочной трудовой пенсии по старости,

установил:

ХХХ года Петров А.С. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Чебоксары с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей.

Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г.Чебоксары ЧР - Чувашии от ХХХ года ХХХ ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25-летнего специального педагогического стажа работы, предусмотренного подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Не согласившись с указанным решением, Петров А.С. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Чебоксары о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочную назначению пенсии по старости, и возложении обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии по старости. В частности, с учетом внесенных дополнений он просит отменить решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии от ХХХ года ХХХ об отказе в досрочном назначении Петрову А.С. пенсии; возложить на ответчика обязанность по включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периодов работы с ХХХ года по ХХХ года в должности тренера ДЮСШ ХХХ ЧР; с ХХХ года по ХХХ года в должности учителя физической культуры в МОУ общеобразовательная неполная средняя школа для глухих и слабослышащих детей с вечерними классами для рабочей молодежи ХХХ г. Чебоксары, МОУ «С(К)ОШ ХХХ РГОУ «С(К)ОШ для глухих, слабослышащих и позднооглохших» и досрочному назначению трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей с ХХХ года. Исковые требования мотивированы тем, что ДЮСШ и МОУ общеобразовательная неполная средняя школа для глухих и слабослышащих детей с вечерними классами для рабочей молодежи ХХХ г. Чебоксары, МОУ «С(К)ОШ ХХХ», РГОУ «С(К)ОШ для глухих, слабослышащих и позднооглохших» являются государственными образовательными учреждениями, осуществляющими свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и ЧР, Законом РФ «Об образовании», Законом ЧР «О физической культуре и спорте». Типовым положением установлена форма занятий: урок, тренировка, которые проводятся по расписанию. Учебно-тренировочные занятия осуществляются тренером и преподавателями ДЮСШ, должностные обязанности которых разработаны в соответствии с требованиями тарифно-квалификационной характеристики по должностям работников физкультуры и спорта РФ, в которые входит осуществление педагогической работы. В соответствии с приказом № 13 от 22 января 1993 года Комитета по физической культуре и спорту РФ введены новые условия оплаты труда работников физической культуры и спорта, производится она исходя из количества часов учебно-преподавательской работы по разрядам ЕТС. В соответствии с указанными приказами к физкультурно-спортивным организациям относятся детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СДЮШОР), училища олимпийского резерва (УОР). Работник, осуществляющий учебно-воспитательный процесс с учащимися, поименован как тренер-преподаватель. Аттестация работников физической культуры и спорта осуществляется на основе требований тарифно-квалификационных характеристик по должностям. Согласно инструкции о порядке исчисления заработной платы работников физической культуры и спорта от 20 декабря 1976 года время работы в качестве тренера-преподавателя в физкультурных и спортивных организациях включается в стаж тренерско-преподавательской работы. Согласно Списка профессий и должностей работников образования, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, в списке «наименования учреждений» значатся средние специальные заведения, детско-юношеские спортивные школы, а в списке «наименования должностей» значится должность тренера -преподавателя, старшего тренера-преподавателя. Списком 1999 года также предусмотрены указанные должности образовательные учреждения. Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ 29 октября 2002 года № 781, предусматривается должность тренера-преподавателя, старшего тренера-преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей, к которым отнесены ДЮСШ всех наименований, СДЮШОР. В связи с этим истец считает, что спорные периоды работы подлежит включению в специальный трудовой стаж независимо от наименования должности и наименования учреждения. Так как он занимался педагогической деятельностью.

В судебном заседании истец Петров А.С. поддержал свои требования по основаниям, изложенным в иске, вновь привел их суду, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика - УПФ РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР - Чувашии Енцова О.В., действующая по доверенности, исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении по основаниям, указанным в решении об отказе в назначении истцу пенсии, указывая на то, что на момент обращения с заявлением у истца отсутствовал требуемый специальный педагогический стаж.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей, изучив пенсионное дело Петрова А.С., исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

По сведениям трудовой книжки в период с ХХХ года по ХХХ года истец работал в должности тренера ДЮСШ ХХХ, что подтверждается также справкой, уточняющей периоды работы, ХХХ от ХХХ года и материалами пенсионного дела.

Положениями ст. ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту.

Подпунктом 19 пункта 1, пунктом 3 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 закона, гражданам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

В соответствии с утвержденными постановлением Правительства РФ Списками для зачета стажа в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, необходимо, чтобы работы одновременно протекала в должностях, поименованных разделом «Наименование должностей» Списка и в учреждениях, поименованных разделом «Наименование учреждений».

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 года № 30 «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу указанных федеральных законов применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.

В период до 01 ноября 1999 года применяется Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463.

Соответственно при оценке пенсионных прав истца в период его работы с ХХХ года по ХХХ года подлежит применению Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от ХХХ года ХХХ, которым в разделе «Наименование должности» предусмотрена должность тренера-преподавателя, в разделе «Наименование учреждений» - внешкольные учреждения, в том числе детско-юношеские спортивные школы.

В соответствии со статьей 12 Закона «Об образовании», введенного в действие постановлением Правительства РФ от 10 июля 1992 года, спортивные школы отнесены к образовательным учреждениям дополнительного образования. Педагогическая деятельность в указанных школах в соответствии с вышеприведенными нормативными актами дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с занятием педагогической деятельностью.

В своей деятельности Детские юношеские спортивные школы, независимо от ведомственной принадлежности, должны были руководствоваться Типовым положением о ДЮСШ, утвержденным Госкомитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР, ВЦСПС от 15 июля 1964 года.

Согласно Типовому положению о детско-юношеской спортивной школе штаты ДЮСШ утверждаются в установленном порядке, численность тренерско-преподавательского состава определяется из количества учащихся. Из указанного Типового положения видно, что в ДЮСШ должности работников именуются как тренеры-преподаватели.

Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 15 июля 1964 года № 620 «О повышении заработной платы работников просвещения, здравоохранения, жилищно- коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население» унифицированы все должностные наименования во всех спортивных учреждениях, в том числе и в детско - юношеских спортивных школах предусмотрена должность тренера - преподавателя и старшего тренера - преподавателя. В октябре 1964 года Министерство просвещения РСФСР предложило руководителям органов и учреждений образования привести все штатные расписания и должностные наименования работников в соответствие с номенклатурой должностей, определенных в названном Постановлении.

Из анализа приведенных норм права следует, что положения пенсионного законодательства, действовавшие до 01 ноября 1999 года, относили должность «тренер»-преподаватель» к педагогической должности, а такое наименование учреждений ДЮСШ предусматривалось действующим в указанный период Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463.

При изложенных обстоятельствах период работы истца с ХХХ года по ХХХ года в должности тренера ДЮСШ ХХХ ЧР подлежит включению в специальный педагогический стаж.

По сведениям трудовой книжки, материалам пенсионного дела в период с ХХХ года по ХХХ года истец работал в должности учителя физической культуры в МОУ общеобразовательная неполная средняя школа для глухих и слабослышащих детей с вечерними классами для рабочей молодежи ХХХ г. Чебоксары, МОУ «С(К)ОШ ХХХ», РГОУ «С(К)ОШ для глухих, слабослышащих и позднооглохших».

Между сторонами спор по наименованию должности, в которой работал истец в спорный период, отсутствует.

Однако УПФ РФ в г. Чебоксары в решении об отказе в назначении истцу пенсии указывает на то, что наименование учреждения, в котором истец проработал в спорный период, не отнесено к числу учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 года № 30 «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу указанных федеральных законов применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.

Таким образом, для определения права на включение спорного периода в стаж, дающий право на назначение пенсии по подпункту 19 пункта 1 статьи 27 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», подлежит применению Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067.

В разделе «Наименование учреждений» названного Списка 1999 года предусматривается такой вид учреждения как «Специальная (коррекционная) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии: специальная (коррекционная) общеобразовательная школа.

Пунктом 2 Постановления Минтруда РФ от 03 октября 2002 года № 67 «Об установлении тождества наименований специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии наименованиям учреждений «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» и «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа» установлено тождество наименований учреждений «специальное (коррекционное) образовательное учреждение I- VIII вида - школа», «специальное (коррекционное) образовательное учреждение - школа I- VIII вида», «специальная (коррекционная) школа для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших, незрячих, слабовидящих и поздноослепших, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых детей и для детей с другими отклонениями в развитии», «школа для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших, незрячих, слабовидящих и поздноослепших, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых детей и для детей с другими отклонениями в развитии», «специальная (коррекционная) школа I - VIII вида», «вспомогательная школа» наименованию учреждения «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа», предусмотренному Списком 1999 года.

Согласно исторической справки от 06 апреля 2009 года о переименовании РГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для глухих, слабослышащих и позднооглохших» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики до 1993 года учреждение имело наименование - РСФСР Министерство образования Чувашская республиканская (сменная) средней общеобразовательной школе глухих и слабослышащих. Постановлением Главы администрации ХХХ г.Чебоксары ХХХ от ХХХ года с ХХХ было переименовано в Муниципальное учреждение образования - общеобразовательная неполная средняя школа для глухих и слабослышащих детей с вечерними классами для рабочей молодежи ХХХ г. Чебоксары. Постановление Главы администрации ХХХ г. Чебоксары ХХХ от ХХХ года с 1999 года переименовано - Муниципальное специальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1 и 2 вида» (для детей с нарушениями слуха), а Постановлением Главы администрации ХХХ г. Чебоксары ХХХ от ХХХ года с 2001 года по ХХХ года имело наименование - Муниципальное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа ХХХХХХ для глухих, слабослышащих и позднооглохших». С ХХХ года по настоящее время - Республиканское государственное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для глухих, слабослышащих и позднооглохших» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (Приказ Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики ХХХ от ХХХ года).

Приказом Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от ХХХ года ХХХ утвержден Устав республиканского государственного образовательного учреждения «Специальная (коррекционная общеобразовательная школа для глухих, слабослышащих и позднооглохших)» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, согласно которого Устав образовательного учреждения приведен в соответствие с действующим законодательством. Согласно Уставу учреждение является правопреемником муниципального образовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для глухих, слабовидящих и позднооглохших» г. Чебоксары, зарегистрированного инспекцией Федеральной налоговой службы г. Чебоксары, что подтверждается свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ от ХХХ года серии ХХХ ХХХ, переданного из Муниципальной собственности г. Чебоксары в государственную собственность Чувашской Республики в соответствии с постановлением Кабинета Министров ЧР от ХХХ

Учреждение реализует специальные общеобразовательные программы начального, общего, и общеобразовательные программы основного общего среднего (полного) общего образования. В своей деятельности учреждение руководствуется Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении в РФ, проходит государственную аккредитацию.

Постановлением Главы администрации Калининского района г. Чебоксары от ХХХ года ХХХ зарегистрирован Устав в новой редакции Республиканского государственного образовательного учреждения «Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» Министерства образования ЧР, согласно которого учреждение является правопреемником Государственного учреждения образования «Чувашская государственная республиканская средняя общеобразовательная школа-интернат слабовидящих детей». Целью создания учреждения является подготовка слепых и слабовидящих детей к самостоятельной жизни, осуществляет виды деятельности: обучение, воспитание, лечение детей с различными отклонениями развития.

Таким образом, приведение работодателем наименования учреждения в соответствии с требованиями Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067, и ныне действующего Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, было осуществлено только ХХХ года.

При этом само учреждение вне зависимости от его наименований выполняло все функции специальной (коррекционной) общеобразовательной школы, в своей деятельности руководствовалось Законами РФ и ЧР «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении в Российской Федерации, уставом.

Истец в спорный период осуществлял педагогическую деятельность, занимая должность учителя физической культуры, включенную в Списки. В связи с переименованием учреждения его должностные обязанности не изменялись. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что несоответствие наименования учреждения, в котором работал истец, наименованиям учреждений, включенных в Списки, само по себе не может служить основанием для отказа во включении указанного периода работы в специальный педагогический стаж. Несвоевременное приведение работодателем наименования учреждения в соответствие с требованиями закона также не может являться основанием для отказа в защите пенсионных прав.

При изложенных обстоятельствах период работы истца с ХХХ года по ХХХ года в должности учителя физической культуры в МОУ общеобразовательная неполная средняя школа для глухих и слабослышащих детей с вечерними классами для рабочей молодежи ХХХ г. Чебоксары, МОУ «С(К)ОШ ХХХ», РГОУ «С(К)ОШ для глухих, слабослышащих и позднооглохших» подлежит включению в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

С заявлением о назначении пенсии Петров А.С. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР - Чувашии ХХХ.

С учетом того, что суд удовлетворил исковые требования о включении в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, вышеуказанных спорных периодов работы, на момент обращения в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР - Чувашии ХХХ года с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости Петров А.С. выработал необходимый 25-летний специальный стаж, то с указанного времени ему подлежит назначению досрочная трудовая пенсия по старости.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Отменить решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии от ХХХ года ХХХ в части отказа в досрочном назначении Петрову А.С. трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии обязанность по включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Петрова А.С. периодов работы с ХХХ года по ХХХ года в должности тренера ДЮСШ Янтиковского РОНО ЧР; с ХХХ года по ХХХ года в должности учителя физической культуры в МОУ общеобразовательная неполная средняя школа для глухих и слабослышащих детей с вечерними классами для рабочей молодежи ХХХ г. Чебоксары, МОУ «С(К)ОШ ХХХ», РГОУ «С(К)ОШ для глухих, слабослышащих и позднооглохших».

Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии обязанность по досрочному назначению Петрову Петрову А.С. трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ХХХ года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Калининский районный суд г. Чебоксары в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения, то есть начиная с 05 августа 2010 года.

Судья: подпись С.Н. Федярова

Копия верна

Судья: С.Н. Федярова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200