включение периодов работы в спец стаж, назначении досрочной трудовой пенсии



Дело № 2-2948-2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 августа 2010 года г. Чебоксары

Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Федяровой С.Н., при секретаре судебного заседания Кизняковой Е.А., с участием истца Лисицыной М.П., представителя ответчика Ванеркина А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лисицыной М.П. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсию по старости и назначить досрочную трудовую пенсию по старости,

установил:

Лисицына М.П. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии о возложении обязанности включить в специальный медицинский стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с ХХХ года по ХХХ года, период нахождения на курсах повышения квалификации с ХХХ года по ХХХ года и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ХХХ года. Исковые требования мотивированы тем, что решением ответчика от ХХХ года за ХХХ истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа. При этом в специальный медицинский стаж не включены вышеуказанные периоды.

В судебном заседании Лисицына М.П. иск поддержала по изложенным в нем основаниям и вновь привела их суду.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР - Чувашии Ванеркин А.Н., действующий по доверенности, иск не признал по основаниям, изложенным в решении за ХХХ от ХХХ года, просил в удовлетворении требований истца отказать.

Выслушав объяснения истца и представителя ответчика, изучив пенсионное дело Лисицыной М.П., исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В ст. ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской федерации», вступившего в силу с 1 января 2002 года, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного законом возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В силу пункта 2 статьи 27 Федерального Закона, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Решением Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР - Чувашии от ХХХ года ХХХ Лисицыной М.П. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения за пенсией. Как следует из решения требуемая продолжительность специального стажа - 30 лет, фактическая продолжительность специального стажа истицы - 29 лет 10 месяцев 17 дн. При этом в специальный стаж работы Лисицыной М.П. не включены следующие периоды:

- период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с ХХХ года по ХХХ года (16 дн.) в соответствии с п. 5, п. 21 Разъяснения Министерства труда РФ от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, в соответствии со статьями 12, 78, 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в Российской Федерации», дающих право на пенсию за выслугу лет, и с п. 7 Разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 23/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет»;

- период нахождения на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы с ХХХ года по ХХХ года (1 мес. 1 день), период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с ХХХ года по ХХХ года (21 день) в соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516.

Истицей заявлены требования о возложении на Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР - Чувашии обязанности по включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет с ХХХ года по ХХХ года.

Ст. 256 Трудового кодекса РФ и ст. 167 КЗоТ РФ, действовавшего до 01 февраля 2002 года, исключают возможность зачета в льготный стаж периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет.

Между тем, в статью 167 КЗоТ РСФСР изменения, исключающие возможность зачета в льготный стаж этих периодов, были внесены Законом РФ от 25 сентября 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР».

Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» предусматривалось, что с 01 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.

В силу ст. 55 Конституции РФ, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Это означает недопустимость необоснованного ограничения объема прав, сокращения гарантий и механизмов правовой защиты.

Как указано в п. 15 постановления Пленума Верховного суда РФ № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», если период нахождения в отпуске по уходу за ребенком имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Принимая во внимание вышеизложенное, период нахождения Лисицыной М.П. в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет с ХХХ года по ХХХ года подлежит включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Истицей также заявлены требования о возложении на Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР - Чувашии обязанность включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период нахождения на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы с ХХХ года по ХХХ года.

В силу ст. 196 Трудового кодекса РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять установленные законом гарантии.

Ст. 187 Трудового кодекса РФ, предусмотрено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.

В п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В вышеупомянутый спорный период Лисицына М.П. была направлена на курсы повышения квалификации, получала заработную плату, за нее производились отчисления в Пенсионный фонд РФ, что само по себе свидетельствует о том, что истица исполняла трудовые обязанности. В связи с этим суд приходит к выводу о том, что период нахождения Лисицыной М.П. на курсах повышения квалификации с ХХХ года по ХХХ года подлежит включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Истица просит обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР- Чувашии назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с ХХХ года.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

С заявлением о назначении пенсии Лисицына М.П. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР - Чувашии ХХХ года.

С учетом того, что суд удовлетворил исковые требования о включении в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, вышеуказанных спорных периодов, на момент обращения в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР - Чувашии - ХХХ года Лисицына М.П. имела необходимый 30-летний специальный стаж, следовательно, с указанного дня ей должна быть назначена досрочная трудовая пенсия по старости.

В соответствии со ч. 2 ст. 96 ГПК РФ.

Судебные расходы в силу ст. ст. 88, 94 ГПК РФ состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

При подаче иска истица Лисицына М.П. уплатила государственную пошлину в размере 200 руб., которая подлежит возмещению ей за счет ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии обязанность по включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Лисицыной М.П. периодов с ХХХ года по ХХХ года - нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет; с ХХХ года по ХХХ года - нахождения на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы.

Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии обязанность по назначению Лисицыной М.П. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ХХХ года.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии в пользу Лисицыной М.П. судебные расходы в размере 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи кассационной жалобы через Калининский районный суд г. Чебоксары в течение десяти дней с момента составления мотивированного решения суда, то есть начиная с 31 августа 2010 года.

Судья: подпись С.Н. Федярова

Копия верна

Судья: С.Н. Федярова