Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 августа 2010 года г. Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Федяровой С.Н., при секретаре судебного заседания Скачковой Н.П., с участием истца Соловьевой С.Г., представителя ответчика Ванеркина А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Соловьевой С.Г. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии о возложении обязанности включить периоды времени в трудовой стаж и назначить досрочную трудовую пенсию по старости,
у с т а н о в и л:
ХХХ года Соловьева С.Г. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР - Чувашии с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей.
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г.Чебоксары ЧР - Чувашии от ХХХ года ХХХ Соловьевой С.Г. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25- летнего специального педагогического стажа работы, предусмотренного подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от ХХХ года ХХХФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Не согласившись с указанным решением, Соловьева С.Г. обратилась в суд с иском, с учетом внесенных в него дополнений, к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Чебоксары ЧР - Чувашии о возложении обязанности по включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следующих периодов:
- с ХХХ года по ХХХ года, с ХХХ года по ХХХ года, с ХХХ года по ХХХ года - работы в должности воспитателя группы дошкольного возраста в ясли-саде ХХХ Производственного ремонтного предприятия ХХХ
- с ХХХ года по ХХХ года, с ХХХ года по ХХХ года, с ХХХ года по ХХХ года - нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3- х лет;
- с ХХХ года по ХХХ года - работы в должности воспитателя в ДОУ ХХХ;
- с ХХХ года по ХХХ года, с ХХХ года по ХХХ года, с ХХХ года по ХХХ года, с ХХХ года по ХХХ года, с ХХХ года по ХХХ года, с ХХХ года по ХХХ года - нахождения в дополнительном отпуске в связи с обучением с сохранением заработной платы;
- с ХХХ года по ХХХ года - работы в должности воспитателя в МОУД «Детский сад ХХХ». Также истица просила возложить на ответчика обязанность по назначению ей досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения с заявлением о ее назначении, т.е. с ХХХ года.
Исковые требования мотивированы тем, что в указанные спорные периоды, исключенные пенсионным органом из подсчета специального стажа, подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости, поскольку несвоевременное приведение работодателем наименование учреждения и должности в соответствие с требованиями закона не может являться основанием для отказа в защите пенсионных прав. Истица в спорные периоды работала в должности воспитателя и деятельность учреждений, где она работала, направлена на реализацию основных задач дошкольного обучения, в связи с чем она осуществляла педагогическую деятельность, а в периоды нахождения в отпуске по уходе за ребенком до 3-х леи и с дополнительных отпусках в связи с обучением за ней сохранялась должность и заработная плата.
В судебном заседании истица Соловьева С.Г. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, и вновь привела их суду.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии Ванеркин А.Н., действующий по доверенности, исковые требования истца не признал и просил отказать в их удовлетворении по основаниям, приведенным в решении пенсионного фонда об отказе Соловьевой С.Г. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, материалы пенсионного дела Соловьевой С.Г., суд находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Положениями ст. ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
Подпунктом 19 пункта 1, пунктом 3 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 закона, гражданам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
В соответствии с утвержденными постановлением Правительства РФ Списками для зачета стажа в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, необходимо, чтобы работа одновременно протекала в должностях, поименованных разделом «Наименование должностей» Списка и в учреждениях, поименованных разделом «наименование учреждений».
По сведениям, имеющимся в трудовой книжке, уточняющих справках, истец Соловьева С.Г. в период с ХХХ года по ХХХ года, с ХХХ года по ХХХ года, с ХХХ года по ХХХ года работала в должности воспитателя группы дошкольного возраста в ясли-саде ХХХ Производственного ремонтного предприятия ХХХ
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 года № 30 «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу указанных федеральных законов применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.
В спорный период работы истца действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», где в пункте 1 раздела «Наименование учреждений» предусмотрены - «ясли-сады», а в разделе «Наименование должностей» - «воспитатели».
Действующим до 01 ноября 1999 года Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, в разделе «Наименование учреждений» предусматривался такой вид учреждения как «Детские дошкольные учреждения всех типов (детские сады, детские ясли, сады-ясли)», в разделе «Наименование должности» предусматривалась должность «воспитателя».
Указанные виды учреждений и должность «воспитателя» предусмотрены и действующим в настоящее время Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781.
Согласно сведений лицевых счетов, истцу в спорный период начисляли и выплачивали заработную плату по должности «воспитатель», соответственно истец в спорный период фактически работала в должности воспитателя.
При изложенных обстоятельствах работа истца в период с ХХХ года по ХХХ года, с ХХХ года по ХХХ года, с ХХХ года по ХХХ года работы в должности воспитателя группы дошкольного возраста в ясли-саде ХХХ Производственного ремонтного предприятия «ХХХ подлежит включению в специальный педагогический стаж.
Из материалов пенсионного дела, справки, уточняющей периоды работы, занятость в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии, следует, что истец за время работы в должности воспитателя группы дошкольного возраста в ясли-саде ХХХ Производственного ремонтного предприятия ХХХ находилась в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с ХХХ года по ХХХ года, с ХХХ года по ХХХ года, с ХХХ года по ХХХ года.
Положения пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, не предусматривают включение в специальный трудовой стаж периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, трех лет.
Однако, действовавшие в спорный период положения ст. 165 КЗоТ РСФСР (в редакции 1971 года) предусматривали предоставление женщинам отпуска по беременности и родам, а также предоставление женщине по ее заявлению дополнительного отпуска без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года. Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком согласно части 3 статьи 167 КЗоТ РСФСР засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года “О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей” в целях создания более благоприятных возможностей для материнского ухода за новорожденными и малолетними детьми были установлены частично оплачиваемый отпуск до одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, который предоставлялся с сохранением непрерывного трудового стажа по специальности.
06 июля 1982 года постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС было утверждено Разъяснение «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до 1 года и дополнительного отпуска до 1,5 лет». В соответствии с указанным Разъяснением время частично оплачиваемого отпуска и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы засчитывалось как в общий, так и в непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий.
22 августа 1989 года было издано Постановление Совета Министров № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей». Указанным постановлением было предусмотрено поэтапное увеличение частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет по ряду регионов с 1 декабря 1989 года, по остальным регионам с 1 июля 1990 года, а также об увеличении повсеместно с 1 декабря 1989 года продолжительности дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Разъяснением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 23\24-11 “О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет”, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 375\24-11, предусмотрено, что указанный отпуск вводится одновременно по всей стране с 1 декабря 1989 года. Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.
Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в статью 71 Основ законодательства Союза СССР и союзных республик о труде, в соответствии с которыми было предусмотрено предоставление частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
На основании изложенного положения законодательства, действовавшего в спорный период нахождения истца в отпусках по уходу за ребенком до полутора лет, трех лет, предусматривали включение этих периодов в специальный стаж.
Федеральным законом от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР» в ст. 167 КЗоТ РСФСР внесены изменения, согласно которым отпуск по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях).
Таким образом, Федеральным законом от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР» в статью 167 КЗоТ РСФСР внесено изменение, исключающее возможность зачета в специальный стаж, дающий право на льготную пенсию, периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком. Эти периоды могут засчитываться в специальный стаж для исчисления льготной пенсии до 06 октября 1992 года (то есть до момента вступления в действие указанного Закона).
При изложенных обстоятельствах подлежит включению в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, указанные выше периоды нахождения истца в отпусках по уходу за ребенком до трех лет.
Судом также установлено и сторонами не оспаривается то, что с ХХХ года по ХХХ года истец работала в должности воспитателя в ДОУ ХХХ. Указанное обстоятельство подтверждено и справкой, уточняющей периоды работ.
Данный период исключен пенсионным органом из подсчета трудового стажа в связи с тем, что учреждение не отнесено к числу учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии со Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2002 года № 781. Однако суд считает, что данные выводы пенсионного органа являются неправомерными.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 года № 30 «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу указанных федеральных законов применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.
Таким образом, для определения права на включение спорных периодов в стаж, дающий право на назначение пенсии по подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», подлежит применению в период до 01 ноября 1999 года Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, где в разделе «Наименование учреждений» предусматривался такой вид учреждения как «Детские дошкольные учреждения всех типов (детские сады, детские ясли, сады-ясли)», в разделе «Наименование должности» предусматривалась должность «воспитателя».
С ХХХ года по ХХХ года действовали Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет, утвержденные постановлением Правительства РФ от ХХХ года ХХХ, где в разделе «Наименование учреждений» предусматривается такой вид учреждения как «Дошкольные образовательные учреждения (прогимназия, детский сад), в разделе «Наименование должности» предусматривалась должность «воспитателя».
Действующим в настоящее время Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, предусматривается такой вид учреждения как «Дошкольные образовательные учреждения (детские сады всех наименований), в разделе «наименование должности» предусмотрена должность «воспитателя».
Судом установлено, что постановлением главы администрации ХХХ г. Чебоксары ЧР от ХХХ года ХХХ зарегистрировано Дошкольное образовательное учреждение ХХХ, согласно которому учреждение создано отделом образования ХХХ Оно является муниципальным образовательным учреждением, создано с целью охраны жизни и укрепления здоровья детей, реализации дошкольных образовательных программ и др.
Постановлением главы администрации ХХХ г. Чебоксары ЧР от ХХХ года ХХХ ДОУ ХХХ переименовано в МДОУ «Детский сад ХХХ».
Соответственно приведение работодателем наименования учреждения в соответствии с требованиями Списка 1999 года было осуществлено только ХХХ года.
При этом само учреждение вне зависимости от его наименований выполняло все функции дошкольного образовательного учреждения, в своей деятельности руководствовалось Законом РФ и ЧР «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении в Российской Федерации, уставом.
Истец в спорный период осуществляла педагогическую деятельность, занимая должность воспитателя, включенную в Списки. В связи с переименованием учреждения ее должностные обязанности не изменялись. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что несоответствие наименования учреждения, в котором работала истица, наименованиям учреждений, включенных в Списки, само по себе не может служить основанием для отказа во включении указанного периода работы в специальный педагогический стаж. Несвоевременное приведение работодателем наименования учреждения в соответствие с требованиями закона также не может являться основанием для отказа в защите пенсионных прав. Следовательно, период работы истца с ХХХ года по ХХХ года в должности воспитателя в ДОУ ХХХ подлежит включению в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Также подлежат удовлетворению требования истицы о включении в специальный стаж периодов ее нахождения в дополнительных отпусках в связи с обучением с сохранением заработной платы с ХХХ года по ХХХ года, с ХХХ года по ХХХ года, с ХХХ года по ХХХ года, с ХХХ по ХХХ года, с ХХХ года по ХХХ года, с ХХХ года по ХХХ года.
Действовавшие в период нахождения истца в дополнительных учебных отпусках положения ст.ст. 68, 196, 198 КЗоТ РСФСР предусматривали предоставление отпусков в связи с обучением в высших образовательных учреждениях, в частности: за ними сохранялось место работы, должность и заработная плата.
Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утв. Постановлением СМ СССР от 17 декабря 1959 года за № 1397, Списки профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на выслугу лет, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, действовавшие до 1 ноября 1999 года, также не предусматривали ограничения по включению в специальный педагогический стаж периодов нахождения в дополнительных отпусках.
Согласно п. 21 Рекомендаций Международной Организации Труда от 24 июня 1974 года № 148 «Об оплачиваемых учебных отпусках», период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.
Положения пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 и действующих на момент рассмотрения дела судом, предусматривают включение в специальный педагогический стаж периодов нахождения в дополнительных оплачиваемых отпусках.
По материалам пенсионного дела подтверждается факт начисления и выплаты истцу заработной платы за время нахождения в дополнительном отпуске в связи с обучением, с которой производилась уплата взносов на государственное социальное страхование.
При изложенных обстоятельствах суд считает законными требования истца по включению в специальный педагогический стаж периодов нахождения в дополнительных отпусках в связи с обучением с сохранением заработной платы.
Согласно справки, уточняющей период работ, представленной в судебном заседании, истец с ХХХ года по ХХХ года работала в должности воспитателя в МОУД «Детский сад ХХХ». Указанный период не был включен в подсчет специального стажа в виду того, что истцом ответчику на момент рассмотрения заявления не была представлена уточняющая справка за указанный период.
Поскольку факт работы истца в период с ХХХ года по ХХХ года в должности воспитателя в МОУД «Детский сад ХХХ» подтвержден указанным документом и не оспаривается ответчиком, указанный период также подлежит включению в специальный стаж.
С учетом того, что судом спорные периоды включены в специальный педагогический стаж истца и на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» у истца выработан необходимый стаж, подлежат удовлетворению и требования Соловьевой С.Г. о назначении такой пенсии с ХХХ года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии обязанность по включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Соловьевой С.Г. периодов: с ХХХ года по ХХХ года, с ХХХ года по ХХХ года, с ХХХ года по ХХХ года - работы в должности воспитателя группы дошкольного возраста в ясли-саде ХХХ Производственного ремонтного предприятия ХХХ»; с ХХХ года по ХХХ года, с ХХХ года по ХХХ года, с ХХХ года по ХХХ года - нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет; с ХХХ года по ХХХ года, с ХХХ года по ХХХ года - работы в должности воспитателя в ДОУ ХХХ, МОУД «Детский сад ХХХ»; с ХХХ года по ХХХ года, с ХХХ года по ХХХ года, с ХХХ года по ХХХ года, с ХХХ года по ХХХ года, с ХХХ года по ХХХ года, с ХХХ года по ХХХ года - нахождения в дополнительных отпусках в связи с обучением с сохранением заработной платы.
Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии обязанность по досрочному назначению Соловьевой С.Г. трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ХХХ года.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Калининский районный суд г. Чебоксары в течение десяти со дня его вынесения, то есть начиная с 11 августа 2010 года.
Судья: С.Н. Федярова