Дело № 2-2299-2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 августа 2010 года г. Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Федяровой С.Н., при секретаре судебного заседания Кизнякова Е.А., с участием истца Серафимовой В.А., представителя ответчика Ванеркина А.Н., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Ильина В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Серафимовой Фаины Альфонистовны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики о возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, и назначению досрочной трудовой пенсии по старости,
установил:
ХХХ года Серафимова Ф.А. обратилась в УПФ РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР- Чувашии с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии от ХХХ года за ХХХ ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы, предусмотренного подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Не согласившись с указанным решением, Серафимова Ф.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР - Чувашии, и с учетом внесенных в иск уточнений просила возложить на ответчика обязанность по включению в специальный медицинский стаж для назначения досрочной пенсии по старости в льготном порядке как 1 год и 6 месяцев следующих периодов:
- с ХХХ года по ХХХ года - нахождения на курсах повышения квалификации;
- с ХХХ года по ХХХ года - работы в должности ХХХ ХХХ «ХХХ»;
- с ХХХ года по ХХХ года - работы в должности ХХХ ХХХ «ХХХ»;
-с ХХХ года по ХХХ года - нахождения в отпуске по беременности и родам;
-с ХХХ года по ХХХ года - работы в должности ХХХ ХХХ «ХХХ»;
в календарном порядке следующих периодов:
- с ХХХ года по ХХХ года - прохождения курсов повышения квалификации;
- с ХХХ года по ХХХ года - работы в должности ХХХ «ХХХ;
- с ХХХ года по ХХХ года - прохождения курсов по повышению профессиональной подготовки;
- с ХХХ года по ХХХ года - работы в должности ХХХ ГУЗ «ХХХ».
Также истец просил возложить на ответчика обязанность по назначению досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения за пенсией, то есть с ХХХ года. Исковые требования мотивированы тем, что пенсионным фондом неправомерно исключены указанные периоды из подсчета специального стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку в период работы в МУЗ «ХХХ» истец осуществлял лечебно-профилактическую деятельность по охране здоровья населения и несвоевременное приведение работодателем наименования учреждения в соответствие с требованием закона не является основанием для отказа во включении спорных периодов в специальный стаж. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации, в отпуске по беременности и родам, подлежат включению в стаж работы, поскольку в указанные периоды за истцом сохранялось рабочее место, заработная плата, производились отчисления в пенсионный фонд.
В судебном заседании истец Серафимова Ф.А. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, уточнении к нему, просила удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР - Чувашии Ванеркин А.Н., действующий по доверенности, исковые требования не признал по основаниям, изложенным в решении пенсионного органа, считая его законным и обоснованным, указывая на то, что на момент обращения с заявлением о назначении пенсии у истца отсутствовал требуемый специальный стаж.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МУЗ «ХХХ ХХХ» Ильин В.В., действующий по доверенности, оставил разрешение исковых требований на усмотрение суда.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, материалы пенсионного дела, суд приходит к следующему.
Положениями ст. ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
Материалами дела подтверждается, что истец Серафимова Ф.А. в периоды с ХХХ года по ХХХ года, с ХХХ года по ХХХ года, с ХХХ года по ХХХ года, с ХХХ года по ХХХ года работала в должности ХХХ «ХХХ», МУЗ «ХХХ» г. Чебоксары. Также истец за время работы в должности ХХХ «ХХХ» г. Чебоксары в период с ХХХ года по ХХХ года находилась в отпуске по беременности и родам.
На основании подпункта 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного закона, гражданам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 21 января 2002 года № 30 «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в РФ» установлено, что нормативно-правовые акты РФ, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.
Согласно постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 в выслугу лет в связи с лечебной и иной работы по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464. Таким образом, при определении специального стажа в спорный период с ХХХ года по ХХХ года, с ХХХ года по ХХХ года, с ХХХ года по ХХХ года подлежит применению Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464.
В соответствии с указанным Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, врачам-хирургам и среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров независимо от наименования санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности один год работы в этих должностях и подразделениях считается за один год и 6 месяцев.
При изложенных обстоятельствах включение периодов работы в специальный медицинский стаж не ставиться в зависимость от названия должности, необходимо, чтобы должность относилась к должности врача-хирурга или среднего медицинского персонала хирургического профиля стационара.
Должность ХХХ относится к среднему медицинскому персоналу хирургического профиля стационара, ХХХ, МУЗ «ХХХ» является учреждением здравоохранения.
Таким образом, периоды работы истца с ХХХ года по ХХХ года, с ХХХ года по ХХХ года, с ХХХ года по ХХХ года в должности ХХХ «ХХХ» г. Чебоксары подлежат включению в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, в льготном порядке как один год и шесть месяцев за один год работы.
Согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Вследствие этого период нахождения истца с ХХХ года по ХХХ года в отпуске по беременности и родам за время работы в должности ХХХ «ХХХ» также подлежит включению в спецстаж в льготном порядке как один год и шесть месяцев за один год.
По этим же основаниям подлежат удовлетворению и требования истца о возложении на ответчика обязанности по включению в специальный медицинский стаж для назначения досрочной пенсии по старости в льготном порядке как 1 год и 6 месяцев периода нахождения на курсах повышения квалификации с ХХХ года по ХХХ года за время работы в должности ХХХ «ХХХ» (ныне МУЗ «ХХХ ХХХ»).
В спорный период работы истца с ХХХ года по ХХХ года в должности ХХХ «ХХХ», МУЗ «ХХХ» г. Чебоксары действовали и соответственно подлежат применению Списки должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066.
Пунктом 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года предусмотрено, что в спецстаж включается работа в должностях врачей и среднего медицинского персонала в клиниках и больницах медицинских научных организациях, независимо от ведомственной подчиненности. Как указывалось выше, истец работала в ХХХ «ХХХ», осуществляющей лечебную деятельность, в должности ХХХ, которая относится к среднему медицинскому персоналу. Соответственно должность истца и наименование учреждения, в котором она работала, предусмотрены Списком 1999 года. В связи с чем, период работы истца с ХХХ года по ХХХ года в должности ХХХ «ХХХ», МУЗ «ХХХ» г. Чебоксары, подлежит включению в специальный медицинский стаж календарно.
Также подлежат удовлетворению требования истицы о включении в специальный стаж периодов: нахождения на курсах повышения квалификации с ХХХ года по ХХХ года; прохождения курсов по повышению профессиональной подготовки с ХХХ года по ХХХ года.
Из Рекомендаций, данных Международной Организацией Труда, следует, что периоды оплачиваемого отпуска должны приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или других таких положений, которые соответствуют национальной практике.
В соответствии со ст. 184 КЗоТ РФ, действовавшего в один из периодов спорных правоотношений, для профессиональной подготовки и повышения квалификации работников, особенно молодежи, администрация предприятий, учреждений, организаций организует индивидуальное, бригадное, курсовое и другие формы профессионального обучения на производстве за счет предприятия, учреждения, организации.
Согласно ст. 196 КЗоТ РФ работникам, обучающимся без отрыва от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, предоставляются оплачиваемые в установленном порядке отпуска в связи с обучением, а также другие льготы.
В силу ст. 196 Трудового кодекса РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять установленные законом гарантии.
В ст. 112 КЗоТ РФ, действовавшего в один из периодов спорных правоотношений, и ст. 187 Трудового кодекса РФ, предусмотрено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.
Кроме того, в п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Положениями Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п/п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 718, отсутствуют какие-либо ограничения в части включения в специальный стаж периодов нахождения в дополнительных отпусках в связи с обучением и на курсах повышения квалификации.
В силу ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Поскольку истец в спорный период работала в должности медсестры в силу специальных нормативных актов обязательным условием возможности выполнения указанной работы является повышение квалификации медицинского работника.
В связи с этим, истец была направлена работодателем на курсы повышения квалификации, курсы по повышению профессиональной подготовки с сохранением места работы и среднего заработка, из которой работодатель в обязательном порядке по требованиям действующего законодательства РФ производил отчисления в Пенсионный фонд РФ, что подтверждается указанной выше справкой, уточняющей периоды работы, занятость в которой дает право на досрочное назначение трудовой пенсии.
При изложенных обстоятельствах, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, курсов по повышению профессиональной подготовки подлежат включению в специальный педагогический стаж работы.
Согласно трудовой книжки, справки, уточняющей период работ, занятость которой дает право на досрочное назначение трудовой пенсии ХХХ от ХХХ года, в период с ХХХ года по ХХХ года истица работала в должности ХХХ ГУЗ «ХХХ». Указанный период ответчиком не был включен в подсчет специального стажа.
Поскольку факт работы истца в период с ХХХ года по ХХХ года в должности ХХХ ГУЗ «ХХХ» подтвержден указанным документом и не оспаривается ответчиком, указанный период также подлежит включению в специальный стаж.
Принимая во внимание то, что спорные периоды работы истца в лечебных учреждениях и нахождения на курсах повышения квалификации, в отпуске по беременности и родам включены судом в специальный стаж, то по состоянию на ХХХ года у Серафимовой Ф.А. выработан необходимый специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. В связи с этим требования о досрочном назначении истцу трудовой пенсии по старости с ХХХ года также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии обязанность по включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Серафимовой Фаины Альфонистовны периодов: с ХХХ года по ХХХ года - нахождения на курсах повышения квалификации; с ХХХ года по ХХХ года, с ХХХ года по ХХХ года, с ХХХ года по ХХХ года - работы в должности ХХХ «ХХХ», МУЗ «ХХХ» г. Чебоксары; с ХХХ года по ХХХ года - нахождения в отпуске по беременности и родам в льготном порядке как один год работы за один год и шесть месяцев.
Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии обязанность по включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Серафимовой Фаины Альфонистовны периодов: с ХХХ года по ХХХ года - работы в должности ХХХ «ХХХ», МУЗ «ХХХ» г. Чебоксары; с ХХХ года по ХХХ года - прохождения курсов повышения квалификации; с ХХХ года по ХХХ года - прохождения курсов по повышению профессиональной подготовки; с ХХХ года по ХХХ года - работы в должности ХХХ ГУЗ «ХХХ» в календарном порядке.
Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии обязанность по досрочному назначению Серафимовной Фаине Альфонистовне трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ХХХ года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи кассационной жалобы через Калининский районный суд г. Чебоксары ЧР в течение десяти дней с момента составления мотивированного решения суда, то есть начиная с 07 сентября 2010 года.
Судья: подпись С.Н. Федярова