Дело №2-2644-2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 августа 2010 года город Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Волкова Э.Г., при секретаре Головиной В.Н., при участии: истца Артемьева Е.В. и его представителей Астафьева О.А. и Дмитриева В.Б., представителя ответчика - администрации Калининского района города Чебоксары Евдокимовой Т.В., представителя третьего лица - администрации города Чебоксары Павловой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Артемьева Е.В. к администрации Калининского района города Чебоксары о признании постановления о предоставлении жилого помещения незаконным,
установил:
Артемьев Е.В. обратился в суд с иском к администрации Калининского района г.Чебоксары о признании постановления администрации Калининского района города Чебоксары Чувашской Республики ХХХ от ХХХ года «О предоставлении жилого помещения по договору социального найма Артемьеву Е.В.» незаконным. Исковые требования мотивированы тем, что предоставленное по указанному постановлению жилое помещение по адресу: г.Чебоксары, проспект ХХХ, дом ХХХ комната ХХХ не соответствует решению Калининского районного суда города Чебоксары от ХХХ года, которым было постановлено обязать администрацию г.Чебоксары предоставить Артемьеву Е.В. благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, как по благоустройству, так и по площади, поскольку в соответствии с ныне действующей редакцией Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» ему как сироте, должны представить жилое помещение не менее 33 кв.м. общей площади.
В судебном заседании Артемьев Е.В., его представители Астафьев О.А. и Дмитриев В.Б. поддержали исковое требование по изложенным в исковом заявлении доводам и вновь изложили их суду.
Представитель ответчика - администрации Калининского района города Чебоксары Евдокимова Т.В. в судебном заседании иск не признала, просила в его удовлетворении истцу отказать, поскольку Артемьеву Е.В. было предоставлено благоустроенное жилое помещение площадью 18,2 кв.м. в полном соответствии с решением Калининского районного суда г.Чебоксары от ХХХ года. Также пояснила, что указанным решением администрация Калининского района г.Чебоксары Артемьеву Е.В. жилое помещение было предоставлено не в связи с тем, что он сирота, а взамен койко-места в комнате ХХХ дома ХХХ по ХХХ ХХХ г.Чебоксары, которого он был лишен без правовых оснований.
По тем же основаниям просила отказать в удовлетворении иска представитель третьего лица - администрации города Чебоксары Павлова А.Н..
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Решением Калининского районного суда города Чебоксары от ХХХ года, вступившим в законную силу ХХХ года, постановлено: обязать администрацию г.Чебоксары предоставить Артемьеву Е.В. благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Главой администрации Калининского района города Чебоксары на основании постановления ХХХ от ХХХ года «О предоставлении жилого помещения по договору социального найма Артемьеву Е.В.», в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, письмом администрации города Чебоксары от ХХХ года ХХХ, во исполнение решения Калининского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от ХХХ года по делу ХХХ, предложения районной общественной комиссии по жилищным вопросам от ХХХ года, постановлено: «Предоставить комнату ХХХ площадью 18,2 кв.м. дома ХХХ по проспекту ХХХ Артемьеву Е.В., ХХХ года рождения».
Суд считает, что доводы представителей администрации Калининского района города Чебоксары и администрации города Чебоксары несостоятельны на основании следующего.
Постановлением администрации г.Чебоксары от 15 апреля 2005 г. N129 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления» установлено общие правило о норме жилого помещения в г.Чебоксары, согласно которому с 1 марта 2005 года норма предоставления по договору социального найма составляет от 16,0 кв. м до 18,0 кв. м.
Согласно ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Калининского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от ХХХ года, вступившим в законную силу с ХХХ года, установлено, что «Артемьев Е.В., ХХХ года рождения, в период с ХХХ года по ХХХ года обучался в ХХХ ЧР и являлся социальным сиротой. В период с ХХХ года по ХХХ года Артемьев Е.В. обучался в Профессиональном училище ХХХ г.ХХХ. Во время обучения находился на полном государственном обеспечении, так как является сиротой. ХХХ года Калининской районной администрацией г.Чебоксары Артемьеву Е.В. был выдан ордер ХХХ на занятие койко-места в общежитии в комнате ХХХ дома ХХХ по ХХХ г.Чебоксары. Как следует из копии ордера, он выдан на основании протокола заседания жилищной комиссии Калининской районной администрации г.Чебоксары ХХХ от ХХХ года. Между тем, в представленной РГУ «Государственный архив современной истории Чувашской Республики» копии протокола районной общественной жилищной комиссии ХХХ от ХХХ года отсутствуют сведения о рассмотрении вопроса предоставления Артемьеву Е.В. жилого помещения.
Суд приходит к выводу о том, что выдача администрацией Калининского района г.Чебоксары ХХХ ХХХ года Артемьеву Е.В. ордера на занятие койко-места в общежитии, вселение его в комнату в общежитии, регистрация в ней по месту жительства свидетельствуют о признании органами местного самоуправления обязанности по внеочередному предоставлению Артемьеву Е.В. жилого помещения, как сироте».
В силу п. "ж" ч.1 ст.72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями п.2 ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
В соответствии с ч.1 ст.26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, регулируется Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с ч.1 ст.8 указанного Закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Данным законом определено, что указанная категория граждан обеспечивается органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В связи с вступлением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, с 1 марта 2005 года порядок предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма изменился, в том числе и относительно норм предоставления жилья. Установление конкретного размера нормы предоставления жилья Кодекс отнес к компетенции органов местного самоуправления. Вместе с тем Кодекс предусматривает, что федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации для иной категории граждан могут быть установлены иные нормы предоставления жилья.
17 октября 2005 года принят Закон Чувашской Республики N 42 "О регулировании жилищных отношений" (далее Закон).
В соответствии с частью 1 п. 2 ст. 11 указанного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отнесены к иной категории граждан, определенной частью 3 статьи 49 ЖК РФ. Также определено, что такие граждане обеспечиваются жильем по договорам социального найма жилыми помещениями из государственного жилищного фонда Чувашской Республики. В соответствии с частью 3 данной статьи полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, предусмотренных частью 1 данной статьи, является государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
Порядку предоставления жилых помещений по договорам социального найма иным категориям граждан посвящена ст.12 этого же Закона, в соответствии с которой жилое помещение по договору социального найма предоставляется гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (пункт 2 части 1 статьи 11 настоящего Закона), до 31 декабря 2008 года, составляла 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека, а с 1 января 2009 года, составляет 33 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Таким образом, на момент принятия оспариваемого постановления (ХХХ года), норма предоставления жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляла 33 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Как уже указывалось выше, согласно ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Комната ХХХ, расположенная в доме ХХХ по проспекту ХХХ города Чебоксары уже была предметом рассмотрения по другому гражданскому делу.
Так Ленинским районным судом города Чебоксары Чувашской Республики ХХХ года рассмотрено дело по иску
Астафьева О.А. к администрации Калининского района г.Чебоксары, администрации г.Чебоксары о признании постановления о предоставлении жилого помещения незаконным. Решение вступило в законную силу ХХХ года.
Указанным решением постановлено: «Признать постановление администрации Калининского района г.Чебоксары ХХХ
от ХХХ года «О предоставлении жилого помещения по договору социального найма сироте Астафьеву О.А.» незаконным».
В решении Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от ХХХ года установлены следующие обстоятельства:
«Во исполнение судебного решения администрация г.Чебоксары своим письмом от ХХХ года ХХХ передала администрации Калининского района комнату ХХХ дома ХХХа по пр. ХХХ г.Чебоксары для последующего предоставления Астафьеву О.А. и постановлением главы администрации Калининского района г.Чебоксары ХХХ от ХХХ г. указанная комната была предоставлена истцу для
последующего заключения договора социального найма. Указанным постановлением истец был также исключен из списка очередников.
Согласно данным МУП «БТИ и ПЖФ» г.Чебоксары дом ХХХ по пр. ХХХ г.Чебоксары был построен и эксплуатировался в качестве общежития коридорного типа.
Из поэтажного плана и экспликации к нему также следует, что после передачи общежития в муниципальную собственность и изменения его статуса перепланировка спорной комнаты с присоединением к ней мест общего пользования не производилась и внутренняя конфигурация предоставленного истцу жилого помещения осталась без
изменений и полностью соответствует первичным данным технического учета.
Из представленных суду истцом доказательств также следует, что в указанном доме жильцами самовольно произведено переустройство мест общего пользования, в результате чего на этаже уменьшилось количество подсобных помещений, в частности кухонь и санитарно - гигиенических помещений.
Доказательств, опровергающих данные доводы истца, ответчики не представили. Помимо этого, как пояснил суду истец,
существующие места общего пользования в указанном жилом доме не соответствуют санитарным и техническим требованиям. Указанное обстоятельство ответчиком в данном судебном заседании не оспаривалось.
Таким образом, сумма потребительских качеств предоставленного истцу жилья не может обеспечить комфортное проживание в нем, поскольку по уровню благоустройства оно в значительной степени ниже жилых помещений по г.Чебоксары. По смыслу жилищного законодательства и, исходя из общих целей реформирования отношений в жилищной сфере, жилое помещение должно отвечать не только санитарным и техническим требованиям, но и определенной степени благоустройства для того, чтобы оно могло рассматриваться в качестве предмета договора социального найма».
Как уже указывалось выше решением Калининского районного суда города Чебоксары от ХХХ ХХХ года постановлено: обязать администрацию г.Чебоксары предоставить Артемьеву Е.В. благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно пункта 20 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или
реконструкции, утв. постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N47, объемно-планировочное решение жилых помещений и их расположение в многоквартирном доме, минимальная площадь комнат и помещений
вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилых помещениях (кроме прихожей и коридора), должны обеспечивать возможность размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования с учетом требований эргономики.
Эти требования не могут быть снижены муниципальными образованиями.
Таким образом, ранее судом уже было установлено, что комната ХХХ дома ХХХ по пр. ХХХ ХХХ г.Чебоксары по уровню благоустройства в значительной степени ниже жилых помещений по г.Чебоксары.
Администрацией Калининского района города Чебоксары не приведены доказательства того, что после состоявшегося решения Ленинского районного суда города Чебоксары от ХХХ года производилась перепланировка внутренней конфигурации спорной комнаты с присоединением к ней мест общего пользования.
На обозрение суду истцом и его представителями были предъявлены фотографии мест общего пользования, расположенные около комнаты ХХХ дома ХХХ по пр. ХХХ г.Чебоксары и пояснения, что каких либо изменений с ХХХ года указанные места общего пользования не претерпели.
Доводы ответчика о том, что согласно письма руководителя Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике от ХХХ года ХХХ, в котором указано, что общежитие построено по типовому проекту и принято в эксплуатацию, в т.ч. комната ХХХ в соответствии действующими на то время нормативными требованиями, в т.ч. санитарного законодательства, соответственно отвечает требованиям благоустройства, суд находит несостоятельными, поскольку нормы благоустройства должны соответствовать требованиям на момент принятия спорного постановления. Тем более в письме указано, что саму комнату обследовать не представилось возможным ввиду того, что она закрыта.
Кроме указанного, суд приходит к выводу о нарушении ответчиком правил действующего законодательства, устанавливающих требования к предмету договора социального найма.
Постановление ХХХ главы администрации Калининского района города Чебоксары от ХХХ года озаглавлено «О предоставлении жилого помещения по договору социального найма Артемьеву Е.В.»
В соответствии с ч.1 ст.62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
Комнаты по договорам социального найма, согласно ч.6 ст.57 ЖК РФ, могут предоставляться только в случаях заселения освободившихся
помещений в коммунальной квартире (ч. 4 ст. 59 ЖК РФ).
На основании изложенного, суд считает, что оспариваемое постановление нельзя признать законным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать постановление администрации Калининского района города Чебоксары Чувашской Республики ХХХ от ХХХ года «О предоставлении жилого помещения по договору социального найма Артемьеву Е.В.» незаконным.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме через Калининский районный суд города Чебоксары.
Мотивированное решение изготовлено 23 августа 2010 года.
Судья Э.Г.Волков