Дело № 2-4085-10
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
02 ноября 2010 года г. Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Мартьяновой А.В., при секретаре судебного заседания Антоновой О.Г., с участием истца Зайцевой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зайцевой Л.А. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии об обязании включить в специальный трудовой стаж периоды работы, нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, на курсах повышения квалификации и назначить досрочную трудовую пенсию по старости,
установил:
Зайцева Л.А. обратилась в суд с иском к УПФР в <адрес> о возложении обязанности включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в календарном порядке периоды:
- работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности сестры-воспитательницы ясельной группы, воспитателя ясельной группы в детском саде/ясли № «М.»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет;
- работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры гинекологического кабинета в санатории-профилактории «Сюктерка» ТСО «Чувашстрой»;
- работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры окна выдачи больничных листов, медицинской сестры поликлиники в МУЗ «Больница строителей»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения на курсах повышения квалификации
и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ она подала заявление в Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения.
Указывая, что данное решение в части периодов, не включенных в ее специальный стаж является незаконным и необоснованным, нарушающим ее конституционные права, законные права и интересы на социальное обеспечение, при этом, ссылаясь на ранее действовавшее и ныне действующее законодательство в области регулирования пенсионных отношений, просила обязать ответчика включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, вышеуказанные периоды в календарном порядке и назначить досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения с заявлением - с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Зайцева Л.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по приведенным в иске основаниям и вновь привела их суду.
Представитель ответчика Ванеркин А.Н., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия три года, представил заявление о рассмотрения дела без участия представителя ответчика, исковые требования не признают по основаниям, указанным в Решении от ДД.ММ.ГГГГ за №.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В ст. ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской федерации», вступившего в силу с 1 января 2002 года, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного законом возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу пункта 2 статьи 27 Федерального Закона, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из копии трудовой книжки Зайцевой Л.А., материалов ее пенсионного дела, в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в должности сестры-воспитательницы ясельной группы, воспитателя ясельной группы в детском саде/ясли № «Малыш» Чебоксарского завода «ЖБК-9»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет за время работы в должности медицинской сестры отолорингологического кабинета, медицинской сестры стерилизационного кабинета в медсанчасти строителей; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности медицинской сестры гинекологического кабинета в санатории-профилактории «С.»; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности медицинской сестры окна выдачи больничных листов, медицинской сестры поликлиники в МУЗ «Б.»; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на курсах повышения квалификации за время работы в должности медицинской сестры поликлиники в МУЗ «Г.».
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 года № 30 «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу указанных федеральных законов применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.
Соответственно, для определения права на включение заявленных периодов в стаж, дающий право на назначение пенсии по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», подлежит применению законодательство, действовавшее в спорные периоды.
Истица просит обязать ответчика включить в специальный медицинский стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности сестры-воспитательницы ясельной группы, воспитателя ясельной группы в детском саде/ясли № «М.».
Постановление Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, действовавшие в период по ДД.ММ.ГГГГ, предусматривали положения о включении в специальный медицинский стаж периодов работы в должности медицинской сестры в ясельной группе, медсестры-воспитателя, воспитателя ясельной группы в детских яслях, ясли-саде.
В разделе «Наименование учреждений и организаций» названного Перечня предусматриваются учреждения - «детские ясли, детские сады, объединенные ясли-сады», в разделе «Наименование должности» - должность «медицинской сестры - все независимо от наименования должности».
Согласно Типовым штатам яслей-садов, утвержденным приказом министра просвещения СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, и введенных в действие с ДД.ММ.ГГГГ, в ясли-сад принимаются дети в возрасте от двух месяцев до трех лет, в штате ясельной группы предусматриваются должности «медицинской сестры» и «санитарки-няни», что требует соответствующего медицинского образования. Прием детей в дошкольные группы предусматривается с трех до семи лет и введена только должность «воспитателя», а не медицинской сестры.
Соответственно, комплектация «детских яслей» и «детского сада», «объединения ясли-сад» различная. Исходя из возраста малолетних детей, что, в свою очередь, ведет к различию должностных обязанностей «медицинской сестры ясельной группы » и «воспитателя» в дошкольной группе детей.
Изложенное подтверждается и положениями п. 1 раздела II Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, согласно которым работа в «детских яслях» засчитывалась только в специальный медицинский стаж, работа же в должности «воспитателя» в «детских садах и объединенных ясли-садах» засчитывалась в педагогический стаж.
Пунктом 7 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24 декабря 1976 года № 1057 переименована должность «медсестра ясельной группы» на должность «воспитателя» в детских дошкольных учреждениях. Однако должностные обязанности «медицинской сестры ясельной группы ясли-сада до переименования и «воспитателя» идентичны, должностные обязанности, условия труда не изменились.
Переименование работодателем должности в разрез действующим положениям пенсионного законодательства не является основанием для ограничения прав истца на получение пенсионного обеспечение.
В этой связи спорный период истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности сестры-воспитательницы ясельной группы, воспитателя ясельной группы в детском саде/ясли № «М.» подлежит включению в специальный медицинский стаж в календарном порядке, соответственно.
Истица также просит обязать ответчика включить в ее специальный медицинский стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Действующие в спорный период положения ст. 165 КЗоТ РСФСР (в редакции 1971 года) предусматривали предоставление женщинам отпуска по беременности и родам, а также предоставление женщине по ее заявлению дополнительного отпуска без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года. Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком согласно части 3 статьи 167 КЗоТ РСФСР засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» в целях создания более благоприятных возможностей для материнского ухода за новорожденными и малолетними детьми были установлены частично оплачиваемый отпуск до одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, который предоставлялся с сохранением непрерывного трудового стажа по специальности.
06 июля 1982 года постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС было утверждено Разъяснение «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до 1 года и дополнительного отпуска до 1. 5 лет», в соответствии с которым время частично оплачиваемого отпуска и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы засчитывалось как в общий, так и в непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий.
22 августа 1989 года было издано Постановление Совета Министров № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей». Указанным постановлением было предусмотрено поэтапное увеличение частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет по ряду регионов с 1 декабря 1989 года, по остальным регионам с 1 июля 1990 года, а также об увеличении повсеместно с 1 декабря 1989 года продолжительности дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Разъяснением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 23/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 375/24-11, предусмотрено, что указанный отпуск вводится одновременно по всей стране с 1 декабря 1989 года. Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.
Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в статью 71 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, в соответствии с которыми было предусмотрено предоставление частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Федеральным законом от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР» в статью 167 КЗоТ РСФСР внесены изменения, согласно которым отпуск по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях).
Таким образом, указанные изменения исключают возможность зачета в специальный стаж, дающий право на льготную пенсию, периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком. Эти периоды могут засчитываться в специальный стаж для исчисления льготной пенсии до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до момента вступления в действие указанного Закона.
При изложенных обстоятельствах подлежат включению в специальный медицинский стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Истица просит обязать ответчика включить в специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры гинекологического кабинета в санатории-профилактории «Сюктерка» ТСО «Чувашстрой».
Согласно ст. 12 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от ДД.ММ.ГГГГ к государственной системе здравоохранения относятся как подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно-профилактические учреждения, так и лечебно-профилактические учреждения, создаваемые министерствами, ведомствами, организациями помимо Минздрава РФ и министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации. К муниципальной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические учреждения, находящиеся в муниципальной собственности, к частным лечебно-профилактическим учреждениям относятся учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а так же лица, занимающиеся частной медицинской практикой (ст. 14 Основ). Собственники таких учреждений вправе давать им наименования, не совпадающие с перечнем Номенклатуры Минздрава, что не даст оснований исключать эти учреждения из числа лечебно-профилактических.
Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 предусматривается, что в выслугу лет в связи с лечебной и иной работы по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464.
Соответственно в вышеназванный период работы истца действовал Список 1991 года.
Списком 1991 года предусматривалось, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Списком предусмотрены должности - «врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности».
Поскольку должность истицы, в которой она работала в спорный период, отнесена к числу должностей, включенных в Список, а санаторий-профилакторий «Сюктерка» ТСО «Чувашстрой», переименованный впоследствии в ЗАО санаторно-курортный комплекс «Солнечный берег», является учреждением здравоохранения, осуществляющим такие виды медицинской деятельности как: работы и услуги по специальности диетология, акушерство и гинекология, мануальная терапия, педиатрия, рефлексотерапия и другие виды лечения, что подтверждено представленными копиями Уставов учреждения; лицензий, дающих право на осуществление медицинской деятельности, с приложениями к ним; Списками основных стандартов санаторно-курортной помощи, спорные периоды работы истицы в должности врача в указанном учреждении подлежит включению в специальный медицинский стаж в силу требований ст.196 ГПК РФ в календарном порядке.
Истица просит также обязать ответчика включить в специальный стаж период работы с 01 ноября 1999 года по 03 мая 2001 года в должности медицинской сестры окна выдачи больничных листков, медицинской сестры поликлиники в МУЗ «Б.».
При оценке пенсионных прав истца в указанный период, подлежит применению Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1066.
Отсутствует спор по наименованию должности, занимаемой истцом.
Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1066, в разделе «Наименование учреждений» предусмотрено учреждение - «Больницы: городская», в разделе «Наименование должности» предусмотрена должность «медицинская сестра».
Согласно Устава, МУЗ «Больница строителей» являлось муниципальным учреждением, деятельность которого направлена на охрану здоровья населения, связана с осуществлением лечебной деятельности, то есть выполняло все функции муниципального учреждения здравоохранения - городской «больницы».
Несоответствие наименования учреждения, в котором работала истица наименованиям учреждений, включенных в Список, само по себе не может служить основанием для отказа во включении указанного периода работы в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Несвоевременное приведение работодателем наименование учреждения в соответствие с требованиями закона также не может являться основанием для отказа в защите пенсионных прав.
В связи с этим суд считает обоснованными требования истца по включению в специальный медицинский стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры окна выдачи больничных листков, медицинской сестры поликлиники в МУЗ «Больница строителей» в календарном порядке.
Истица просит обязать ответчика включить в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за время работы в должности медицинской сестры поликлиники в МУЗ «Городская больница №», МУЗ «Центральная городская больница».
В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Положениями Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, отсутствуют какие-либо ограничения в части включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации.
В соответствии со ст.184 КЗоТ РФ, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, для профессиональной подготовки и повышения квалификации работников, особенно молодежи, администрация предприятий, учреждений, организаций организовывала индивидуальное, бригадное, курсовое и другие формы профессионального обучения на производстве за счет предприятия, учреждения, организации.
Ст.112 КЗот РФ, действовавшая до ДД.ММ.ГГГГ и ст.187 Трудового кодекса РФ, предусмотрено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.
Как указывалась выше, истица работала в должности медицинской сестры поликлиники в МУЗ «Городская больница №», МУЗ «Центральная городская больница» и в спорные периоды времени была направлена на курсы повышения квалификации. В силу специальных нормативных актов обязательным условием возможности выполнения указанной работы является повышение квалификации медицинского работника, в связи с чем, истица была направлена работодателем на курсы повышения квалификации. В указанный период за ней сохранялось место работы, выплачивалась средняя заработная плата, из которой работодатель в обязательном порядке по требованиям действующего законодательства РФ производил отчисления в Пенсионный фонд РФ.
При изложенных обстоятельствах, периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации подлежат включению в календарном порядке в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
С учетом удовлетворенных судом исковых требований, у истицы на момент обращения в УПФ РФ в г.Чебоксары имеется необходимый специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с момента обращения за пенсией 03 сентября 2010 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики-Чувашии включить Зайцевой Л.А. в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в календарном порядке периоды:
- работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности сестры-воспитательницы ясельной группы, воспитателя ясельной группы в детском саде/ясли № «Малыш» Чебоксарского завода «ЖБК-9»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет;
- работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры гинекологического кабинета в санатории-профилактории «Сюктерка» ТСО «Чувашстрой»;
- работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры окна выдачи больничных листов, медицинской сестры поликлиники в МУЗ «Больница строителей»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения на курсах повышения квалификации.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики-Чувашии назначить Зайцевой Л.А. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики через Калининский районный суд <адрес> в течение десяти дней со дня составления решения судом в окончательной форме.
Судья А.В.Мартьянова