об обязании согласовать схему расположения земельного участка, о признании права собственности на земельный участок



№ 2-2111-2010

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

10 декабря 2010 года г.Чебоксары

Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Арслановой Е.А.,

при секретаре Кизняковой Е.А.,

с участием представителя ответчика Анисимовой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козловой Л.И. к Администрации г. Чебоксары, ООО «Научно-производственное предприятие «Инженер», Управлению архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары об обязании ООО «НПП «Инженер» выполнить и изготовить исполнительную съемку вновь построенных зданий, сооружении на земельном участке с целью корректировки дежурной карты города и межевой план и передать его истцу, обязать Управление архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары согласовать схему расположения земельного участка, о признании права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Козлова Л.И. обратилась в суд с иском к Администрации г. Чебоксары о признании права собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Иск мотивирован тем, что истец является собственником <адрес> домовладения под № по <адрес> в <адрес>. Собственником <адрес> данного домовладения является В.В., ранее - ФИО3 <адрес> находится на земельном участке, фактической площадью <данные изъяты> кв. м., выделенном ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 на праве постоянного бессрочного пользования. ФИО3, собственнику <данные изъяты> жилого дома по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Администрации <адрес> № бесплатно на праве собственности был выделен земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м. для обслуживания <данные изъяты> жилого <адрес> в <адрес>. Затем ДД.ММ.ГГГГ сособственниками жилого дома было достигнуто соглашение о реальном разделе домовладения, в результате которого образовалось два самостоятельных объекта недвижимого имущества, <адрес> № <адрес> в <адрес>. Оставшаяся часть земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., в настоящее время находится в фактическом пользовании истицы. Она считает, что в силу ч. 1 ст. 35, ст. 36 Земельного кодекса РФ, ч.ч. 1, 2 ст. 271 ГК РФ, поскольку собственник здания, сооружения имеет право пользования земельным участком, предоставленным под эту недвижимость на том же праве, в том же объеме и на тех же условиях, что и прежний собственник, земля может быть приватизирована ею. Однако, оформить в установленном порядке право собственности на домовладение ей не представилось возможным, поскольку отсутствует кадастровый паспорт на земельный участок. В связи с ограничением размера земельного участка, предоставляемого для обслуживания индивидуального жилого дома в <данные изъяты> кв.м., Администрацией г. Чебоксары ей отказано в согласовании схемы расположения границ земельного участка и в изготовлении кадастрового паспорта межевой организацией ООО НПП «Инженер». Она просила признать за нею право собственности на данный земельный участок.

В ходе рассмотрения дела представитель истца Петров И.В. уточнил свои требования и просил суд признать за истцом право собственности на спорный земельный участок, обязать ООО «НПП «Инженер» выполнить и изготовить исполнительную съемку вновь построенных зданий, сооружений на земельном участке с целью корректировки дежурной карты города и межевой план и передать его истцу, обязать Управление архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары согласовать схему расположения земельного участка.

В судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ он не явился, представив суду заявление с просьбой рассмотреть иск в его отсутствие.

Представитель ответчика Администрации г. Чебоксары Анисимова О.Н. в судебном заседании иск не признала, просила суд отказать в исковых требованиях истцу. Она указала, что данный земельный участок по адресу: <адрес> не может быть предоставлен истцу, поскольку его размер менее минимального размера установленного органом местного самоуправления для земель с фактическим и разрешенным использованием : для обслуживания индивидуального жилого дома.

Представитель ответчика ООО НПП «Инженер» также в судебное заседание не явилась, в отзыве на исковое заявление указала на необходимость в соответствии со ст. 29 ЗК РФ согласовать схему расположения земельного участка с администрацией г. Чебоксары при изготовлении межевого плана. В отсутствие данного согласования ООО НПП «Инженер» не вправе изготовить межевой план для постановки земельного участка на кадастровый учет.

Заслушав доводы представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, отзывы сторон, суд приходит к следующему.

Жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, принадлежит истцу Козловой Л.И. на праве собственности на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 9, 21).

Жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, принадлежит третьему лицу Кириллову В.В. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО3 и Кирилловым В.В., и соглашения о реальном разделе имущества и прекращении общей долевой собственности от ДД.ММ.ГГГГ.

Земельный участок, на котором ранее располагалось домовладение № по <адрес> в <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м. было предоставлено ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 на праве постоянного бессрочного пользования на основании Договора № о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности, удостоверенного нотариусом Первой Чебоксарской нотариальной конторы ДД.ММ.ГГГГ и решения об отводе земельного участка исполкома Чебоксарского городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 10, 11, 66).

В настоящее время часть данного земельного участка, общей площадью <данные изъяты> кв.м. в соответствии с постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № «О закреплении за ФИО3 земельного участка по <адрес>1 в собственность ( бесплатно) и выдаче государственного акта на землю» принадлежит на праве собственности В.В. ( л.д. 60-63).

Как усматривается из представленного суду письма Председателя Горкомимущества №, Администрация <адрес>, признавая за Козловой Л.И. право на бесплатную приватизацию фактически занимаемого ее домовладением земельного участка, разъяснила ей порядок оформления данного участка в собственность ( л.д. 6-8).

Однако, в последующем при обращении истицы в межевую организацию - ООО Научно-производственное предприятие «Инженер» для оформления межевого плана ( на л.д. 71- 73 - договор подряда на выполнение работ в отношении земельного участка и квитанции об оплате работ по договору), ей было отказано в согласовании схемы расположения земельного участка в соответствии со ст. 29 ЗК РФ. Администрация г. Чебоксары, отказывая в указанном согласовании, ссылается на то, что решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении размеров земельных участков, предоставляемых гражданам» минимальный размер земельного участка для обслуживания жилого дома составляет <данные изъяты> кв. метров ( л.д. 70). Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ за № пункт № решения от ДД.ММ.ГГГГ, которым устанавливалось, что размеры земельных участков для обслуживания жилых домов граждан, имеющим в фактическом пользовании земельные участки, которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, устанавливаются с учетом сложившегося землепользования, признан утратившим силу. Поскольку границы земельного участка не установлены в соответствии с действующим законодательством, заявленная площадь меньше минимального размера установленного вышеуказанным решением и ст. 33 ЗК РФ, Администрация <адрес> считает необходимым в удовлетворении исковых требований истца отказать ( л.д. <данные изъяты>).

Таким образом, поскольку межевание и постановка на кадастровый учет для истца оказались невозможными, истец был вынужден обратиться в суд с вышеуказанными требованиями.

Суд, рассмотрев заявленные требования и выслушав с доводы сторон, считает необходимым удовлетворить их по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

В случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.

Согласно ч. 2 ст. 271, ст.ст. 273, 552 ГК РФ при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу, оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.

Таким образом, предоставленный в свое время правопредшественнику истца ФИО4 на праве постоянного бессрочного пользования земельный участок перешел его правопреемникам с учетом долей в праве собственности на жилой дом на том же праве- на праве постоянного бессрочного пользования.

Согласно ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.

Для приобретения прав на земельный участок граждане обращаются в орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. В месячный срок со дня поступления данного заявления орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности.

В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина либо обращения предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9- 11 ЗК РФ.

Согласно ч. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Указывая на необходимость согласования схемы расположения земельного участка с органом местного самоуправления, ответчик - ООО «НПП «Инженер» ( л.д. 84- 86) ссылается на ст. ст. 29, 36 ЗК РФ, поскольку земельный участок, находящийся в пользовании истца не стоял на кадастровом учете. Тот факт, что спорный земельный участок не стоял на кадастровом учете также подтверждается сообщением <данные изъяты> «<данные изъяты>», поступившем по запросу суда ( л.д. 56).

В соответствии с ФЗ от 23 ноября 2007 года за № 268-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав наследников, а также иных граждан на земельные участки», граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в упрощенном порядке, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность. Принятие решения органов местного самоуправления о предоставлении их земельных участков в собственность граждан не требуется.

Пунктами 3, 4 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 года за № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» предусмотрено, что граждане РФ, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены ими до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года № 1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежащим образом оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ст. 36 ЗК РФ. Согласно п.п. 1-7 ст. 25.2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных данной статьей. Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание ( строение) или сооружение, вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, могут являться свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание, строение, сооружение. Исключительное право правопредшественников на приватизацию земельного участка переходит к правопреемникам в порядке материального правопреемства.

Таким образом, из анализа вышеприведенного законодательства следует, что Козлова Л.И. имеет право на приватизацию занимаемого ею домовладением земельного участка бесплатно в упрощенном порядке, при этом согласие администрации г. Чебоксары на предоставление ей земельного участка не требуется, поскольку это не вновь выделяемый земельный участок, а земельный участок, находящийся в ее пользовании с ранее возникшими на него правами.

Суд считает при таких обстоятельствах неправомерным отказ Администрации г. Чебоксары в лице Управления архитектуры и градостроительства в согласовании схемы расположения границ земельного участка для последующего составления межевого плана, и постановки на кадастровый участок испрашиваемого земельного участка.

Также неправомерной суд считает ссылку Администрации г. Чебоксары на то, что решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении размеров земельных участков, предоставляемых гражданам» минимальный размер земельного участка для обслуживания жилого дома установлен в размере <данные изъяты> кв. метров. Данный земельный участок находился в фактическом пользовании истца задолго до принятия органом местного самоуправления такого решения, которое не может быть применено при оформлении истцом своих ранее возникших прав на земельный участок, площадью <данные изъяты> кв. метров. Более того, истица в настоящее время не просит выдела ей доли, она владеет данным участком в целом. Выдел доли состоялся, когда Администрация г. Чебоксары своим распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ за №, выделила из <данные изъяты> кв.м., предоставленных ранее на праве постоянного бессрочного пользования для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома по <адрес>, в собственность ФИО7 <данные изъяты> кв.метров. Таким образом, Администрация г. Чебоксары фактически сама определила размер земельного участка, оставленного после выдела земли в пользу одного из землепользователей для обслуживания индивидуального жилого дома по адресу <адрес>, в размере <данные изъяты> кв.м.

Таким образом, формируемый земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. является частью земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., ранее предоставленного правопредшественнику Козловой Л.И. на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии с сообщением ООО НПП «Инженер» № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что в соответствии со схемой расположения земельного участка площадь формируемого земельного участка для обслуживания жилого <адрес>, <адрес> по <адрес> составляет <данные изъяты> кв.м.

Учитывая, что земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. на государственный кадастровый учет не был поставлен, Администрация г. Чебоксары была обязана в силу п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации утвердить и выдать истцу схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

ООО НПП «Инженер», имея обязательства по договору на оказание услуг Козловой Л.И., на основании договора подряда № от ДД.ММ.ГГГГ и соглашения к нему, обязано в свою очередь после согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане завершить работы по межеванию земельного участка для постановки его на кадастровый учет ( л.д. 87- 89).

При таких обстоятельствах, исковые требования истца к ответчикам подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковые требования Козловой Л.И. к Администрации г. Чебоксары, ООО «Научно-производственному предприятию «Инженер», Управлению архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары.

Обязать администрацию г. Чебоксары согласовать схему расположения земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>., на кадастровом плане территории.

Обязать ООО «НПП «Инженер» выполнить межевой план земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с условиями договора подряда № от ДД.ММ.ГГГГ и соглашения к нему от ДД.ММ.ГГГГ.

Признать за Козловой Л.И. право собственности на земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течении 10 дней со дня его вынесения в окончательном виде через Калининский районный суд г. Чебоксары.

Судья Е.А. Арсланова

Решение в окончательном виде изготовлено 15 декабря 2010 года.