иск о включении периодов работы в спецстаж и назначении досрочной трудовой пенсии удовлетворен



Дело № 2-4384-2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 декабря 2010 года г. Чебоксары

Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Федяровой С.Н., при секретаре судебного заседания Матвеевой М.Г., с участием истца Коноваловой Г.М., представителя ответчика Ванеркина А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Коноваловой Г.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> Республики - Чувашии о возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, и назначению досрочной трудовой пенсии по старости,

установил:

Коновалова Г.И. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в <адрес> ЧР - Чувашии, и с учетом внесенных дополнений и уточнений просила возложит на ответчика обязанность включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период работы ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-невролога МУЗ «Вторая городская больница» <адрес> и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ по тем мотивам неправомерности действий ответчика по исключению этих периодов из подсчета спецстажа.

В судебном заседании истец Коновалова Г.И. поддержала свои требования по основаниям, изложенным в иске, вновь привела их суду.

Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в <адрес> ЧР - Чувашии Ванеркин А.Н., действующий по доверенности, исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в решении пенсионного фонда об отказе в досрочном назначении истцу трудовой пенсии по старости.

Выслушав объяснения истца и представителя ответчика, исследовав материалы пенсионного дела Коноваловой Г.И. и гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В ст. ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного законом возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Из материалов пенсионного дела, справки, уточняющей периоды работы, занятость в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии, следует, что истец Коновалова Г.И. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпусках по уходу за ребенком до 2-х, 3-х лет за время работы в должности врача-невролога поликлиники № в Медсанчасти Чебоксарского хлопчатобумажного комбината (ныне МУЗ «Вторая городская больница» <адрес>).

Положения пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, не предусматривают включение в специальный трудовой стаж периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, трех лет.

Однако, действующие в спорный период положения ст. 165 КЗоТ РСФСР (в редакции 1971 года) предусматривали предоставление женщинам отпуска по беременности и родам, а также предоставление женщине по ее заявлению дополнительного отпуска без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года. Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком согласно части 3 статьи 167 КЗоТ РСФСР засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» в целях создания более благоприятных возможностей для материнского ухода за новорожденными и малолетними детьми были установлены частично оплачиваемый отпуск до одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, который предоставлялся с сохранением непрерывного трудового стажа по специальности.

06 июля 1982 года постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС было утверждено Разъяснение «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до 1 года и дополнительного отпуска до 1,5 лет». В соответствии с указанным Разъяснением время частично оплачиваемого отпуска и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы засчитывалось как в общий, так и в непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий.

22 августа 1989 года было издано Постановление Совета Министров № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей». Указанным постановлением было предусмотрено поэтапное увеличение частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет по ряду регионов с 1 декабря 1989 года, по остальным регионам с 1 июля 1990 года, а также об увеличении повсеместно с 1 декабря 1989 года продолжительности дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Разъяснением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 23/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 375/24-11, предусмотрено, что указанный отпуск вводится одновременно по всей стране с 1 декабря 1989 года. При этом во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.

Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в статью 71 Основ законодательства Союза СССР и союзных республик о труде, в соответствии с которыми было предусмотрено предоставление частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Таким образом, положения законодательства, действовавшего в спорный период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, трех лет, предусматривали включение указанного периода в специальный стаж.

Федеральным законом от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР» в ст. 167 КЗоТ РСФСР внесено изменение, исключающее возможность зачета в специальный стаж, дающий право на льготную пенсию, периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком. Эти периоды могут засчитываться в специальный стаж для исчисления льготной пенсии до 06 октября 1992 года (то есть до момента вступления в действие указанного Закона).

При таких обстоятельствах подлежит включению в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периоды нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до 2-х, 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справки, уточняющей периоды работы, занятость в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии, ДД.ММ.ГГГГ истица работала в должности врача-невролога в МУЗ «Вторая городска больница».

Указанный период работы истца подлежит включению в специальный стаж, поскольку наименование должности и учреждения, в которых она работала в указанный день, соответствуют требованиям Списка должностей, учреждений, работа в которых зачитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и Правил исчисления периодов указанной работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 года № 781. Однако, Управлением Пенсионного фонда при рассмотрении вопроса о назначении трудовой пенсии по старости оценка пенсионного стажа истца произведена только по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Принимая во внимание то, что спорные периоды работы истца и ее нахождения в отпусках по уходу за ребенком подлежат включению в специальный медицинский стаж, то по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у нее выработался необходимый специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации. В связи с этим, требования истца о возложении на ответчика обязанности назначить истице Коноваловой Г.И. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ обоснованные и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> Республики - Чувашии обязанность по включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Коноваловой Г.М. периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 2-х, 3-х лет; ДД.ММ.ГГГГ - работы в должности врача-невролога в МУЗ «Вторая городска больница».

Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> Республики - Чувашии обязанность по досрочному назначению Коноваловой Г.М. трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи кассационной жалобы через Калининский районный суд г. Чебоксары ЧР в течение десяти дней с момента составления мотивированного решения суда, то есть начиная с 14 декабря 2010 года.

Судья: подпись С.Н. Федярова

Копия верна

Судья: С.Н. Федярова