в иске о взыскании недоимок по налогу отказано



Дело № 2-3702-2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 ноября 2010 года г.Чебоксары

Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Алексеева Д.В.,

при секретаре судебного заседания Михайловой А.Л.,

с участием представителя истца Лоцмановой Е.Б., ответчика Костина С.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары к Костину С.М. о взыскании суммы неуплаченного <данные изъяты> налога и пени,

у с т а н о в и л:

Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары обратилась в суд с иском к Костину С.М. о взыскании суммы неуплаченного <данные изъяты> налога и пени, мотивируя требования тем, что Костин С.М. является налогоплательщиком <данные изъяты> налога, поскольку владеет <данные изъяты> и имеет задолженность по налогу за <данные изъяты> годы.

Ранее налог был исчислен по ставке 0,1%, в связи с чем ответчику направлялись налоговые уведомления: за <данные изъяты> год № на сумму <данные изъяты> руб., за <данные изъяты> год № на сумму <данные изъяты> руб. и за <данные изъяты> год № на сумму <данные изъяты> руб. В связи с неполным начислением, так как <данные изъяты> должны облагаться за <данные изъяты> год по ставке 0,5 %, а за <данные изъяты> и <данные изъяты> годы по ставке 0,7%, впоследствии были произведены доначисления, в соответствии с которыми сумма налога за <данные изъяты> год составила <данные изъяты> руб., за <данные изъяты> год - <данные изъяты> руб., за <данные изъяты> год - <данные изъяты> руб., а всего <данные изъяты> руб. С учетом уплаченных ответчиком ранее сумм налога за ним числится задолженность по налогу в размере <данные изъяты> руб., а также пени в размере <данные изъяты> руб., всего <данные изъяты> рублей.

Указанную сумму истец просил взыскать ответчика.

В судебном заседании представитель истца Лоцманова Е.Б. исковые требования поддержала. Относительно доводов ответчика о предъявлении ему требований с нарушением установленных законом сроков, указала, что согласно части 4 ст.397 Налогового кодекса РФ налоговое уведомление может быть направлено за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления, поэтому со стороны истца нарушений не допущено. Ранее ответчику направлялись именно уведомления, но не требования.

Ответчик Костин С.М. иск не признал по тем основаниям, что Инспекция ФНС по г.Чебоксары присылала ему налоговые уведомления об обязанности уплатить <данные изъяты> налог за <данные изъяты> годы, что и было им исполнено. При этом из этих уведомлений следовало, что налоговый орган располагал сведениями о целевом назначении <данные изъяты> участка. Однако ДД.ММ.ГГГГ он получил налоговые уведомления согласно которым ему следовало, уплатить налоги в других, больших суммах. Считает, что требования об уплате налогов за <данные изъяты> годы находятся за пределами срока подачи требований об уплате налога и недоимок, установленного ст.70 Налогового кодекса РФ, пропущен и срок обращения истца в суд с указанным иском. Требование об уплате налога за <данные изъяты> год он исполнил.

Выслушав объяснения сторон, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Из свидетельства о государственной регистрации права, кадастрового паспорта видно, что Алексеев Э.Г. имеет в собственности <данные изъяты> кадастровой стоимостью к настоящему времени в размере <данные изъяты> руб. (л.д.22, 30).

Как установлено положениями ст. ст 388, 389 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

В соответствии с ч.1 ст.390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Согласно ч.4 ст.391 Налогового кодекса РФ налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

По ч.3 ст.396 Налогового кодекса РФ сумма налога (сумма авансовых платежей по налогу), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган направил Костину С.М. уведомление №, в котором указал на обязанность уплатить <данные изъяты> налог за <данные изъяты> год в размере <данные изъяты> руб., исходя из налоговой базы в <данные изъяты> руб. и ставки в 0,1% в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23).

Указанная сумма уплачена Костиным С.М. ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25).

ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган направил Костину С.М. уведомление №, в котором указал на обязанность уплатить <данные изъяты> налог за <данные изъяты> год в размере <данные изъяты> руб., исходя из налоговой базы в <данные изъяты> руб. и ставки в 0,1%, по срокам уплаты до ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26).

Указанная сумма уплачена Костиным С.М. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27).

ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган направил Костину С.М. уведомление №, в котором указал на обязанность уплатить авансовый платеж по <данные изъяты> налогу за <данные изъяты> год в размере <данные изъяты> руб., а всего <данные изъяты> руб., исходя из налоговой базы в <данные изъяты> руб. и ставки в 0,1% (л.д.28).

Авансовый платеж уплачен Костиным С.М. ДД.ММ.ГГГГ (л.д.29).

Однако, в соответствии с п.10.2.1 «Положения о вопросах налогового регулирования в городе Чебоксары, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению органов местного самоуправления» (утв.Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 10.06.2004 N 1287) налоговая ставка устанавливалась в указанные периоды относительно данного земельного участка (категория «прочие земельные участки») в размерах: 0,5% за 2007 год (решение от 17 марта 2006 года №142), 0,7% за 2008 год, и 0,7% за 2009 год (решение от 30 октября 2007 года № 786).

В налоговых уведомлениях №, № и №, отправленных ДД.ММ.ГГГГ, налоговый орган указал Костину С.М. на обязанность уплатить <данные изъяты> налог:

за <данные изъяты> год в размере <данные изъяты> руб., исходя из налоговой базы в <данные изъяты> руб. и ставки в 0,5%, по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ,

за <данные изъяты> год в размере <данные изъяты> руб., исходя из налоговой базы в <данные изъяты> руб. и ставки в 0,7%, по тому же сроку уплаты,

за <данные изъяты> год в размере <данные изъяты> руб., исходя из налоговой базы в <данные изъяты> руб. и ставки в 0,7%, по тому же сроку уплаты (л.д.5-7).

По данным налогового обязательства, Костин С.М. уплатил также <данные изъяты> руб. в счет налога за <данные изъяты> года. С учетом ранее внесенного авансового платежа, сумма налога за <данные изъяты> является уплаченной (л.д.49).

Сумма иска составляется из недоплаченных (исходя из вновь направленных ответчику налоговых уведомлений) сумм налога за <данные изъяты> и <данные изъяты> года и начисленной суммы пеней.

ДД.ММ.ГГГГ истец направил ответчику требование об уплате налога в размере <данные изъяты> рублей (л.д.4).

Согласно ч.4 ст.391 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

В соответствии с п.10.4.3 «Положения о вопросах налогового регулирования в городе Чебоксары, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению органов местного самоуправления» налогоплательщики - физические лица, уплачивающие налог на основании налогового уведомления, уплачивают один авансовый платеж не позднее 15 сентября налогового периода. Сумма авансового платежа по налогу исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и одной второй налоговой ставки. Уплата налога по истечении налогового периода производится не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно ч.1 ст.70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Поскольку налоги за <данные изъяты> годы должны быть уплачены ответчиком не позднее соответственно ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, то датой возникновения недоимок следует считать ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

Как указано выше, налоговый орган направил ответчику требование лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском установленного законом трехмесячного срока со дня выявления недоимки.

В соответствии с ч.2 ст.48 Налогового кодекса РФ исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары подала иск о взыскании налогов с Костина С.М. лишь ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем иск не подлежит удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.57 Налогового кодекса РФ изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В соответствии с ч.3 ст.61 Налогового кодекса РФ изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита.

Однако данных о принятии соответствующего решения по делу не имеется.

Является неубедительной ссылка истца на положения части 4 ст.397 НК РФ, согласно которой направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления, а налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Данное положение закона не указывает на возможность направления налогового уведомления с какими-либо уточненными по сравнению с ранее направленными сведениями, (в том числе и ошибочными) о сумме налога. Подразумевается направление налогового уведомления как единовременное действие в соответствии с обязанностью налогового органа, установленного ст.32 НК РФ. Более того, исходя из абзаца 4 части 4 ст.397 НК РФ, согласно которому возможен возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога, следует сделать вывод, что закон не предусматривает возможности перерасчета суммы земельного налога в сторону увеличения.

Руководствуясь ст. ст.194-198, 235 Гражданского процессуального кодекса РФ,

Р Е Ш И Л:

В иске Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары к Костину С.М. о взыскании суммы неуплаченного <данные изъяты> налога и пени отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Калининский районный суд г.Чебоксары в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Д.В.Алексеев

Мотивированное решение изготовлено 08 ноября 2010 года.