об обязании включить в специальный стаж периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенкмо, нахождения в дополнительном отпуске в связи с обучением, на курсах повышения квалификации, обязании назначить досрочную трудову пенсию по старости



Дело № 2-653-2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 января 2011 года г. Чебоксары

Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Мартьяновой А.В., при секретаре судебного заседания Антоновой О.Г., с участием истца Басниковой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Басниковой Л.А. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии об обязании включить в специальный стаж периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком, нахождения в дополнительном отпуске в связи с обучением, на курсах повышения квалификации, и назначить досрочную трудовую пенсию по старости,

у с т а н о в и л :

Басникова Л.А. обратилась в суд с исковым заявлением к
Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики-Чувашии об обязании включить в специальный медицинский трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в календарном порядке периоды нахождения:

- в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 и 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- в дополнительном отпуске в связи с обучением с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Мотивировано тем, что Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики от ДД.ММ.ГГГГ № в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Басниковой Л.А. отказано в соответствии с подп. 20 п.1 ст.27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения за пенсией (ДД.ММ.ГГГГ). При этом в специальный стаж не включены вышеуказанные периоды, считает отказ в этой части незаконным, просит обязать ответчика включить в специальный медицинский стаж указанные периоды работы и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения.

На судебном заседании истица Басникова Л.А. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске, и вновь привела их суду.

Представитель ответчика УПФ РФ в <адрес> Ванеркин А.Н. представил заявление о рассмотрении дела без их участия, иск не признают по основаниям, указанным в Решении об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ №.

Суд, заслушав объяснения истца, исследовав письменные доказательства, материалы пенсионного дела Басникова Л.А., приходит к следующему.

Положениями ст.ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста (пп. 20 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 319-ФЗ).

По сведениям трудовой книжки и материалов пенсионного дела истицы Басниковой Л.А. в периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 и 3-х лет; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в дополнительном отпуске в связи с обучением; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на курсах повышения квалификации.

В силу пункта 2 статьи 27 Федерального Закона, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Решением Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в <адрес> ЧР - Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ № Басниковой Л.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения за пенсией (ДД.ММ.ГГГГ).

Как следует из решения требуемая продолжительность специального стажа - 30 лет, фактическая продолжительность специального стажа истицы составляет 28 лет 2 месяца 16 дней.

При этом в специальный стаж Басниковой Л.А. указанные выше периоды не включены.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 года № 30 «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу указанных федеральных законов применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.

Соответственно, для определения права на включение указанных спорных периодов в стаж, дающий право на назначение пенсии по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», подлежит применению законодательство, действовавшее в спорные периоды.

Истица просит обязать ответчика включить в специальный стаж периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 и 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за время работы в должности врача по врачебному контролю за детьми Республиканского <данные изъяты>

Ст. 256 Трудового кодекса РФ и ст. 167 КЗоТ РФ, действовавшего до 01 февраля 2002 года, исключают возможность зачета в льготный стаж периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет.

Между тем, в статью 167 КЗоТ РСФСР изменения, исключающие возможность зачета в льготный стаж этих периодов, были внесены Законом РФ от 25 сентября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР».

Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» предусматривалось, что с 01 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.

В силу ст. 55 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Это означает недопустимость необоснованного ограничения объема прав, сокращения гарантий и механизмов правовой защиты.

В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Согласно Разъяснениям Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 23/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.

Как указано в п. 15 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», если период нахождения в отпуске по уходу за ребенком имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Поскольку отпуск по уходу за ребенком до 1,5 и 3-х лет был предоставлен ей до 06 октября 1992 года и продолжался непрерывно и далее, вплоть до ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к вводу о том, что периоды нахождения Басниковой Л.А. в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 и 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж работы в календарном порядке.

Истица также просит обязать ответчика включить в специальный стаж периоды нахождения в дополнительных отпусках в связи с обучением с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за время работы в должности медицинской сестры профилактического отделения терапевтической стоматологии <данные изъяты>.

Действовавшие в период нахождения истца в дополнительных отпусках в связи с обучением положения ст.ст. 68, 196, 198 КЗоТ РСФСР предусматривали предоставление дополнительных учебных отпусков в связи с обучением в высших образовательных учреждениях, в частности: за ними сохранялось место работы, должность и заработная плата.

Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утв. Постановлением СМ СССР от ДД.ММ.ГГГГ за № также не предусматривало ограничения по включению в специальный медицинский стаж периодов нахождения в дополнительных отпусках.

Согласно п. 21 Рекомендаций Международной Организации Труда от 24 июня 1974 года № 148 «Об оплачиваемых учебных отпусках», период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.

Положения пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 и действующих на момент рассмотрения дела судом, не предусматривают включение в специальный медицинский стаж периодов нахождения дополнительных оплачиваемых отпусках.

По материалам пенсионного дела подтверждается факт начисления и выплаты истцу заработной платы за время нахождения в дополнительных оплачиваемых отпусках в связи с обучением, с которой производилась уплата взносов на государственное социальное страхование.

При изложенных обстоятельствах суд считает законными требования истца по включению в специальный стаж периодов нахождения в дополнительных оплачиваемых отпусках в связи с обучением с сохранением заработной платы.

Истицей также заявлены требования о возложении обязанности на Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в <адрес> ЧР - Чувашии включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за время работы в должности врача по врачебному контролю за детьми <данные изъяты>, в должности врача-педиатра участкового первого участкового педиатрического отделения поликлиники МУЗ <данные изъяты>, МУЗ «Городская детская больница №».

В соответствии со ст.184 КЗоТ РФ, действовавшего до 01 марта 2002 года, для профессиональной подготовки и повышения квалификации работников, особенно молодежи, администрация предприятий, учреждений, организаций организовывала индивидуальное, бригадное, курсовое и другие формы профессионального обучения на производстве за счет предприятия, учреждения, организации.

В силу ст. 196 Трудового кодекса РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять установленные законом гарантии.

Ст.112 КЗот РФ, действовавшая до 01 марта 2002 года и ст.187 Трудового кодекса РФ, предусмотрено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.

В п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из материалов пенсионного дела усматривается, что Басникова Л.А. в вышеупомянутые спорные периоды была направлена на курсы повышения квалификации медицинского работника, получала заработную плату, за нее производились отчисления в Пенсионный фонд РФ, что само по себе свидетельствует о том, что истица исполняла трудовые обязанности. В связи с этим суд приходит к выводу о том, что периоды нахождения Басниковой Л.А. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в календарном порядке т.к. работа истицы подлежит включению в специальный стаж в календарном порядке.

Истица просит обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в <адрес> ЧР назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в пенсионный орган, те есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Басникова Л.А. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в <адрес> ЧР - Чувашии с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом удовлетворенной части исковых требований, на момент обращения в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в <адрес> ЧР - Чувашии ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости Басникова Л.А. имела необходимый 30-летний специальный стаж, следовательно, с указанного дня ей должна быть назначена выплата досрочной трудовой пенсии по старости.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики-Чувашии включить Басниковой Л.А. в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в календарном порядке периоды:

- нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 и 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- нахождения в дополнительном отпуске в связи с обучением с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики-Чувашии назначить Басниковой Л.А. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики через Калининский районный суд г. Чебоксары в течение десяти дней со дня вынесения решения судом.

Судья А.В.Мартьянова