Дело № 2- 203-2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 января 2011 года г.Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Алексеева Д.В.,
при секретаре судебного заседания Михайловой А.Л.,
с участием истца Журавлева И.Н., представителя истца Афанасьева В.В.,
представителя ответчика Енцовой О.В., представителя третьего лица Мыловой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Журавлева И.Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, и возложении обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии по старости,
у с т а н о в и л:
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в г.Чебоксары от 23 сентября 2010 года №558 отказано Журавлеву И.Н. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по тем основаниям, что фактическая продолжительность специального стажа Журавлева И.Н. на дату обращения за пенсией составила <данные изъяты> дней, при требуемой продолжительности специального стажа <данные изъяты> лет.
В решении изложено, что в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев (утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781), период работы Журавлева И.Н. с ДД.ММ.ГГГГ года (<данные изъяты> в должности оперирующего врача-хирурга с прохождением интернатуры по хирургии <данные изъяты> подлежит включению в специальный стаж календарно.
Указано также, что в соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, периоды нахождения Журавлева И.Н. на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ года (<данные изъяты> дня)не подлежат включению в специальный стаж.
Журавлев И.Н. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии о включении в специальный стаж в льготном исчислении периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> дней) в должности оперирующего врача-хирурга с прохождением интернатуры по хирургии хирургического отделения стационара в <данные изъяты> и о включении вышеуказанных периодов нахождения на курсах повышения квалификации в стаж в календарном исчислении.
Просил также обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию со дня обращения в пенсионный орган - то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец и его представитель поддержали исковые требования, указав, что в период работы в должности оперирующего врача-хирурга с прохождением интернатуры, исчисленные пенсионным органом в календарном порядке, он оперировал больных в хирургическом отделении в качестве оперирующего хирурга, а существующие правила не содержат конкретных наименований врачебных должностей. <данные изъяты>
Считали, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации должны включаться в трудовой стаж, поскольку при направлении работников для повышения квалификации трудовые отношения не прекращаются, за ними сохраняется место работы и производятся выплаты, предусмотренные законодательством, в том числе и в пенсионный фонд.
Представитель третьего лица - М. Мылова Т.А. по тем же основаниям считала исковые требования правомерными.
Представитель ответчика Енцова О.В., иск не признала и просила отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в решении пенсионного органа об отказе в назначении пенсии. Относительно требования о включении в специальный стаж в льготном исчислении периода работы Журавлева И.Н. в должности оперирующего врача-хирурга с прохождением интернатуры по хирургии пояснила, что интернатурой является первичная годичная послевузовская подготовка, то есть специализация по конкретному направлению работы, в связи с чем выполнение работы по должности врача-интерна может отличаться объемом, характером порученных функций, а также степенью ответственности.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
По трудовой книжке Журавлева И.Н., он с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в <данные изъяты> в должности врача-хирурга с прохождением интернатуры по хирургии и уволился в связи с окончанием интернатуры и распределением в другое медицинское учреждение (л.д.6).
По материалам представленного на обозрение суда пенсионного дела Журавлева И.Н., впоследствии - ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> переименована в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> переименована в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> переименована в <данные изъяты>
На основании подпункта 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного закона (составляющего для мужчин 60 лет), лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Статьей 81 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» предусматривалось установление пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах.
В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, исчисление сроков выслуги лет врачам-хирургам всех наименований лечебно-профилактических учреждений, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организации) производилось по правилу - один год работы за один год и 6 месяцев.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными настоящим Постановлением (то есть от 22 сентября 1999 №1066).
Из представленных на обозрение суда журналов плановых операций и журналов экстренных операций хирургического отделения <данные изъяты> за <данные изъяты> годы, видно, что Журавлев И.Н. в действительности исполнял обязанности врача-хирурга, с регулярностью, не отличающуюся от других врачей-хирургов, участвуя в операциях, большей частью экстренных, в качестве ассистента и в качестве основного хирурга.
Согласно Положению об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов (утв. Приказом Минздрава СССР от 20 января 1982 года № 44 «О мерах по дальнейшему улучшению подготовки врачебных кадров в интернатуре»), одногодичная специализация (интернатура) являлась обязательной формой последипломной подготовки выпускников лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, по окончании которой врачам-интернам присваивалась квалификация врача-специалиста.
Интернатура определялась как продолжение первичной специализации, начатой на выпускном курсе медицинского института, медицинского факультета университета, и проводилась на базе учреждений здравоохранения по типовым учебным планам и программам, утвержденным Министерством здравоохранения СССР.
Основанием для допуска к прохождению интернатуры являлся, наряду с прочим, диплом врача, предъявляемый врачом-выпускником органу здравоохранения, который затем направлял молодого специалиста в интернатуру в одно из учреждений здравоохранения, утвержденных в установленном порядке в качестве базы интернатуры.
В базовом учреждении здравоохранения оформлялась трудовая книжка на молодого специалиста. Заработная плата врачам-интернам в течение всего периода прохождения интернатуры выплачивалась за счет базовых учреждений здравоохранения, в которых они проходили одногодичную специализацию, в размере, установленном действующим законодательством для врачей соответствующей специальности и стажа
Предусматривалось, что во время прохождения интернатуры при осуществлении функции врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной работе.
На врачей-интернов полностью распространялись правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения.
В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применялись правила, установленные действующим законодательством для врачей соответствующей специальности. В исключительных случаях допускалось использование врачей-интернов для замещения уходящих в отпуск штатных врачей.
Врачам-интернам, после окончания интернатуры и сдачи выпускного экзамена по специальности, выдавалось удостоверение с указанием присвоенной квалификации врача-специалиста.
С учетом изложенного довод ответчика о том, что выполнение работы по должности врача-интерна может отличаться степенью ответственности, является необоснованным.
В то же время суд находит убедительным довод ответчика относительно возможных объема и характера порученных врачу-интерну функций, однако в имеющихся документах, касающихся работы Журавлева И.Н., данный довод не нашел подтверждения.
Таким образом, в соответствии с вышеприведенными Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 и пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 №1066, период работы истца Журавлева И.Н. с с ДД.ММ.ГГГГ года (<данные изъяты> дней) в должности оперирующего врача-хирурга с прохождением интернатуры по хирургии хирургического отделения стационара в <данные изъяты> подлежит включению в специальный стаж с исчислением по правилу - один год работы за один год и 6 месяцев.
Подлежит удовлетворению и исковое требование о включении периода нахождения Журавлева И.Н. на курсах повышения квалификации в специальный стаж с исчислением в календарном порядке.
Так, статьей 112 Кодекса законов о труде РСФСР от 09 декабря 1971 года предусматривалось, что при направлении рабочих и служащих для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохранялось место работы (должность) и производились выплаты, предусмотренные законодательством.
Аналогичным образом, ст.187 Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 года №197-ФЗ установлено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Согласно «Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв.ВС РФ 22 июля 1993 года № 5487-1), а также положениям о лицензировании медицинской деятельности, повышение квалификации медицинских работников является условием выполнения работниками данного вида деятельности.
Со включением в стаж указанных периодов у истца на время обращения к ответчику с заявлением имелся необходимый специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с чем требование истца о назначении пенсии с указанной даты подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
Р Е Ш И Л:
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии включить в стаж работы Журавлева И.Н., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»,
в льготном порядке, как один год работы за один год и 6 месяцев:
период работы Журавлева Игоря Николаевича в качестве оперирующего хирурга с прохождением интернатуры по хирургии в учреждении здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
в календарном порядке:
периоды нахождения Журавлева Игоря Николаевича на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии назначить Журавлеву досрочную трудовой пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи кассационной жалобы через Калининский районный суд г. Чебоксары в течение десяти дней с момента составления мотивированного решения суда.
Судья: Д.В.Алексеев
Мотивированное решение изготовлено 31 января 2011 года.