№ 2-358-2011
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
3 февраля 2011 года г. Чебоксары
Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Арслановой Е.А.,
при секретаре Региной Е.А.,
с участием истца Клементьевой С.Ф., представителя истца Степановой О.Ю. представителя ответчика Федоровой С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Клементьевой С.Ф. к Администрации г. Чебоксары о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Клементьева С.Ф. обратилась в суд с иском к Администрации г. Чебоксары о признании за ней права собственности на земельный участок, площадью <данные изъяты>., расположенный по <адрес> в <адрес>, являющийся частью земельного участка <адрес>. Иск мотивирован тем, что на основании приказа по совхозу <данные изъяты> <адрес> Чувашской АССР ДД.ММ.ГГГГ ей был предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты>. В ДД.ММ.ГГГГ все участки были увеличены в размерах, и в настоящее время она владеет земельным участком, площадью <данные изъяты>., расположенным по адресу: <адрес>. При оформлении права собственности на данный участок <данные изъяты>, ссылаясь на решение <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ за № «<данные изъяты>», посчитал размер данного участка превышающем максимальный, в связи с чем истцу был предоставлен участок площадью <данные изъяты>. Оставшуюся часть земельного участка в размере <данные изъяты> администрацией города ей предложено взять в аренду. Она считает, что данный участок не должен быть разделен на части, так как представляет из себя единый участок, предназначенный для обслуживания ее жилого дома. <данные изъяты> неправомерно распространил действие <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ за № «<данные изъяты>» на ее земельный участок, который ей был предоставлен ранее. Она просит признать за ней право собственности на данный земельный участок.
В судебном заседании истец Клементьева С.Ф. и представитель истца Степанова О.Ю. поддержали исковые требования в полном объеме по изложенным в иске доводам.
Представитель ответчика Администрации г. Чебоксары Федорова С.И. в судебном заседании иск не признала, сообщила суду, что ранее участок площадью <данные изъяты> Клементьевой С.Ф. никогда не предоставлялся, в связи с чем отсутствуют какие- бы то ни было основания для признания за ней права собственности на данный участок.
Заслушав доводы представителя истца, истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Жилой дом и земельный участок, площадью <данные изъяты> с разрешенным использованием для обслуживания индивидуального жилого дома, находящийся по адресу: <адрес>, принадлежат на праве собственности истцу Клементьевой С.Ф. на основании решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и приказа от ДД.ММ.ГГГГ за №.
В соответствии с решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ приказом № директора совхоза <данные изъяты> <адрес> Чувашской АССР от ДД.ММ.ГГГГ рабочей <данные изъяты> Клементьевой С.Ф. предоставлен земельный участок <данные изъяты> в д. <данные изъяты> рядом с ФИО5 На данном участке Клементьевой С.Ф. и ее родственниками собственными силами выстроен жилой дом, право собственности на который было признано решением суда в связи с его соответствием градостроительным нормам.
Право собственности истца на земельный участок, площадью <данные изъяты> по вышеуказанному адресу зарегистрировано в установленном законом порядке в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, запись о регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним №. Как усматривается из представленного суду свидетельства о государственной регистрации права, оно зарегистрировано на основании:
- решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ,
- приказа <данные изъяты>» <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за №.
Таким образом, регистрация права собственности истца была произведена в упрощенном порядке.
Порядок приобретения в собственность ранее не предоставленного гражданину земельного участка, на котором имеется принадлежащий гражданину дом, установлен п. 3,4 ФЗ от 25.10.2001 года за № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ».
Так, данной нормой предусмотрено, что граждане РФ, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены ими до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года № 1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежащим образом оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными в ст. 36 ЗК РФ. В данном случае под сделками понимается любое действие, в результате которого гражданин вступил в правомерное пользование земельным участком. Во всех случаях, когда возникло правомерное пользование земельным участком или жилым домом, расположенным на данном земельном участке, возникает право на приобретение этого земельного участка в собственность.
Ранее до издания ФЗ № 93 от 30 июня 2006 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» федеральным законом от 25.10.2001 года за № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» была предусмотрена возможность для граждан бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ч. 5 ст. 20 ЗК РФ. Этой нормой ЗК РФ предусматривалось право граждан однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном бессрочном пользовании земельный участок.
В соответствии со ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Для приобретения прав на земельный участок граждане обращаются в орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления заявления гражданина утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
При этом ст. 33 ЗК РФ установлено, что предельные ( максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Согласно п. 9.1 ст. 3 Федерального Закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ ( до 28 сентября 2001 года) для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства и т.д. на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. В случае, если в акте, свидетельстве или ином документе, устанавливающем право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие ЗК РФ, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности. Граждане, к которым перешли права собственности на здания, строения или сооружения, расположенные на таких земельных участках и находящихся в муниципальной или государственной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки. Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
Пунктом 1 ст. 25.2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» также предусмотрено, что государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного хозяйства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных данной статьей.
Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный земельный участок в соответствии с п. 2 ст. 25.2 этого Закона является следующий документ:
- акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
- акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
- выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
- иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
Государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется по правилам этой же статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены следующие документы:
- свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;
- один из документов, предусмотренных п. 2 ст. 25.2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.
При этом для государственной регистрации права собственности на земельный участок требуется изготовление кадастрового паспорта в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Государственная регистрация права собственности гражданина на указанные земельные участки осуществляется также в случае, если:
- сведения о площади земельного участка, содержащиеся в представленном для государственной регистрации документе, не соответствуют данным кадастрового паспорта такого земельного участка;
- кадастровый паспорт такого земельного участка не содержит сведений о таком земельном участке в полном объеме, в том числе отсутствуют сведения о местоположении границы такого земельного участка, либо данные сведения нуждаются в уточнении.
В данном случае Клементьевой С.Ф. приказом по <данные изъяты> был предоставлен земельный участок конкретной площадью - <данные изъяты>. в ДД.ММ.ГГГГ году. Право собственности на жилой дом возникло после признания данного права судом - решением <данные изъяты> <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности истца на земельный участок, площадью <данные изъяты>. зарегистрировано в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ.
Архивная справка, выданная <данные изъяты> ( <данные изъяты>) содержит список жителей <данные изъяты>, передаваемых в черту <адрес>. На л. 4 справки, среди жителей <данные изъяты> <данные изъяты> в составе <данные изъяты> указан размер приусадебного участка, как <данные изъяты> Список утвержден <данные изъяты> <данные изъяты>.
Каких-либо иных документов, подтверждающих, что когда-либо ранее Клементьевой С.Ф. или ее правопредшественникам (при их наличии) был предоставлен по данному адресу земельный участок большей площади, суду не представлено.
Также в судебном заседании не нашел подтверждение довод истца о том, что в <данные изъяты> году размеры земельного участка были увеличены. Истец не привел ни одного доказательства в обоснование данного аргумента.
В соответствии со ст. 33 ЗК РФ нормы предоставления земельных участков в <адрес> установлены <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ за № «Об установлении размеров земельных участков, предоставляемых гражданам». Максимальный размер земельного участка для обслуживания индивидуального жилого дома в г. Чебоксары составляет 1200 кв.м., минимальный - 300 кв.м.
Ранее до установления предельных ( максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотренных ст. 33 ЗК РФ, истица свои права на землю с учетом фактического землепользования не зарегистрировала, земельный участок, площадью 2027 кв. м. истцу никогда не предоставлялся.
При таких обстоятельствах, утверждая и согласовывая размеры земельного участка, его расположение на кадастровом плане в соответствии со ст. 36 ЗК РФ орган местного самоуправления правомерно применил положения, предусмотренные Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ за № «Об установлении размеров земельных участков, предоставляемых гражданам».
Учитывая вышеизложенное, суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований Клементьевой С.Ф. к Администрации г. Чебоксары о признании права собственности на земельный участок, площадью <данные изъяты>.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требованиях Клементьевой С.Ф. к Администрации г. Чебоксары о признании права собственности на земельный участок, площадью <данные изъяты>., находящийся по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием: для обслуживания индивидуального жилого дома, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Калининский районный суд г. Чебоксары в течение 10 дней со дня вынесения решения суда в окончательном виде.
СудьяЕ.А. Арсланова
Решение в окончательном виде изготовлено 9 февраля 2011 года.