Дело № 2-816-2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 февраля 2011 года г.Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики
в составе председательствующего судьи Алексеева Д.В., при секретаре судебного заседания Михайловой А.Л., с участием старшего помощника прокурора Калининского района г.Чебоксары Лащеновой Е.В., представителей ответчика Лаврентьева Н.И., Мартьяновой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калининского района г.Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц к У. об обязании обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здание учреждения,
у с т а н о в и л:
Прокурор Калининского района г.Чебоксары обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц об обязании У. обеспечить надлежащие условия доступа инвалидов, в том числе инвалидов, использующих кресла-коляски, в здании лечебного учреждения путем приведения пандуса и бордюров у входа в здание в соответствии с требованиями п. 3.4 и п. 3.29 СНИП 35-01-2001. Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения требований законодательства, направленного на обеспечение надлежащих условий доступа мобильных, маломобильных групп населения в лечебные учреждения города, установлено, что в У. имеющем два корпуса стационара и поликлинику и расположенном по <адрес>, при входе в поликлинику имеются 2 пандуса, уклон одного из которых при длине в 6,5 м, ширине 1 м и высоте 1 м составляет 15 %, что не соответствует требованиям СНИП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». В соответствии с п. 3.29 которых максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8 %, в случае перепада высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10 %. В нарушение п. 3.4 строительных норм и правил, определяющих высоту бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью, а также перепад высот бордюров, бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не более 0,04 м, высота бордюров по дороге к лечебному учреждению составляет 10 см. В силу п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из принципов законодательства градостроительной деятельности является обеспечение условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
В судебном заседании старший помощник прокурора Калининского района г.Чебоксары Лащенова Е.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, вновь привела их суду.
Представители ответчика У. Лаврентьев Н.Н. и Мартьянова Т.В., действующие по доверенности, исковые требования признали, объяснив, что здание поликлиники сдано в эксплуатацию в <данные изъяты> году и согласно проекту, разработанному с учетом СНиПов, вход в здание оборудован двумя пандусами, один из которых соответствует установленным строительным нормам и правилам, а во втором выявлены отклонения от действующих норм. Изменение высоты бордюров в настоящее время не представляется возможным из-за наличия снежного покрова, в <данные изъяты> года выявленные отклонения будут устранены.
Третьи лица по делу - З., Г. явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщены.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Российская Федерация является социальным государством (ст. 7 Конституции Российской Федерации). В соответствии с положениями ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов и других маломобильных групп населения в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности.
Прокуратурой Калининского района г. Чебоксары проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части создания организациями независимо от организационно-правовых форм условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
В ходе проверки У. установлено, что в здании поликлиники по <адрес> не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в указанное лечебное учреждение.
Данный довод подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ, составленным старшим помощником прокурора Калининского района г. Чебоксары Грудцыной Н.В. в присутствии представителя О. и У.
В частности в ходе проведения проверки установлено, что в нарушение требований Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г., СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» один из двух оборудованных на входе в здание поликлиники пандусов при
длине в 6,5 м, ширине 1 м и высоте 1 м имеет уклон 15 %, а высота бордюров по дороге к лечебному учреждению составляет 10 см, что нарушает права инвалидов и других маломобильных групп населения на беспрепятственный доступ в указанное лечебно-профилактическое учреждение.
У. относится к объектам социальной инфраструктуры, поскольку согласно Устава на <данные изъяты> года целью создания учреждения является оказание медицинских услуг, согласно лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, имеет право на осуществление медицинской деятельности.
Федеральным законом № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ.
Органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации) (п. 1 ст. 15 названного закона).
Одной из целевых задач Федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 832 от 29 декабря 2005 г. является обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
В соответствии с положениями ст. 15 Закона постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 г. № 73 приняты Строительные нормы и правила СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее - СНиП 35-01-2001), которые является основным документом 35-го комплекса Системы нормативных документов в строительстве - «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения».
В п. 4.1 Свода правил по проектированию и строительству «Общественные здания, сооружения, доступные маломобильным посетителям» (СП 35-103-2001) закреплено что доступными для маломобильных групп населения должны быть здания лечебно-профилактических учреждений, в которых непосредственно оказывается медицинская помощь. К ним относятся учреждения, которые посещаются населением, в том числе инвалидами: амбулаторно-поликлинические учреждения (поликлиники, диспансеры и центры) различного уровня обслуживания (от сельских до республиканских),различного профиля (многопрофильные, стоматологические, физиотерапевтические, семейные и др.) и различного назначения (базовые, консультационно-диагностические и др.).
Из п. 5.1 Свода правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей» (СП 31-102-99 от 29.11.1999г.) следует, что проектные решения общественных зданий и сооружений должны соответствовать возможностям различных категорий населения.
У. расположенное по адресу: <адрес>, является некоммерческой организацией, финансируемой полностью или за счет средств бюджета <адрес> на основе сметы, учредителем которого является <данные изъяты>, осуществляющее координацию и регулирование его деятельности.
Поскольку У. осуществляет деятельность по оказанию медицинской помощи населению, прикрепленному к учреждению населения г.Чебоксары, и в круг лиц, пользующихся медицинскими услугами данного учреждения входят также инвалиды и другие маломобильные группы населения соблюдение требований законодательства о градостроительной деятельности, действующих сводов правил по проектированию и строительству является обязательным.
В соответствии с п. 3.29 СНИП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8 %. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10 %.
Пунктом 3.4 приведенных строительных норм и правил определено, что высота бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью, а также перепад высот бордюров, бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должны превышать 0,04 м.
Как указывалось выше, условия беспрепятственного доступа инвалидов в структурное подразделение У. а именно в здание поликлиники, не обеспечены:
в нарушение п. 3.29 СНИП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» уклон одного из имеющихся при входе в здание пандусов при длине в 6,5 м, ширине 1 м и высоте 1 м составляет 15 %,
в нарушение п. 3.4 названных строительных норм и правил высота бордюров по дороге к лечебному учреждению составляет 10 см.
Таким образом, один из двух имеющийся на входе в здание поликлиники пандусов не отвечает нормативам СНиП 35-01-2001 по уклону, а бордюры по дороге к лечебному учреждению - по высоте. В целом выявленные нарушения препятствуют реализации гражданами с ограниченными физическими способностями своих прав, связанных с получением медицинской помощи, лечением либо осуществлением трудовой деятельности.
Установив данные обстоятельства, исходя из приведенных положений законодательства о градостроительной деятельности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в интересах неопределенного круга лиц о возложении на ответчика обязанности обеспечить надлежащие условия инвалидов, в том числе инвалидов, использующих кресла-коляски) в здания лечебного учреждения путем приведения пандуса и бордюров у входа в здание в соответствие с требованиями п. 3.17 СНИП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Относительно доводов представителя ответчика о предоставлении времени для приведения бордюров в соответствие с указанными требованиями, суд учитывает положение ст.206 Гражданского процессуального кодекса РФ, согласно которому при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Доводы представителей ответчика о возможности обустройства пандуса по завершении зимнего периода года суд находит убедительными.
Руководствуясь ст.ст.194–198 Гражданского процессуального кодекса РФ,
Р Е Ш И Л:
Обязать У. оборудовать пандусом с поручнями в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 вход в здание учреждения по адресу: <адрес>, в течение <данные изъяты> месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Калининский районный суд г.Чебоксары в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
СудьяД.В.Алексеев
Мотивированное решение изготовлено 11 февраля 2011 года.