Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Калининский районный суд <адрес> Республики под председательством судьи Федяровой С.Н., при секретаре судебного заседания Матвеевой М.Г., с участием истца Антоновой Г.И., представителя ответчика Ванеркина А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Антоновой Г.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> Республики – Чувашии о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, и назначению досрочной трудовой пенсии по старости,
установил:
Антонова Г.И. обратилась в суд с иском к Управлению ПФ РФ (ГУ) в <адрес> ЧР – Чувашии, и с учетом внесенных дополнений в первоначальный иск просила признать решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ за № незаконным, возложить на пенсионный фонд обязанность по включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в календарном порядке периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы в должности воспитателя ясельной группы в ясли саде № Чувашского объединения управления ЖКХ ЧТУС; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы в должности медицинской сестры в МУЗ «<данные изъяты> №» и назначению досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в <адрес> ЧР – Чувашии с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ за № ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения. Истица считает данное решение пенсионного фонда незаконным и необоснованным, нарушающим ее конституционные права, законные права и интересы на социальное обеспечение. При этом она указывает на то, что ранее действовавшее и ныне действующее законодательство в области регулирования пенсионных отношений позволяет включить спорные периоды в спецстаж и назначить досрочно трудовую пенсию по старости.
Истец Антонова Г.И. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, приведенным в иске, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> Республики – Чувашии Ванеркин А.Н., действующий по доверенности, требования истца не признал, просил отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в оспариваемом решении, указывая на то, что на момент обращения с заявлением о назначении пенсии у истца отсутствовал требуемый специальный педагогический стаж.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В ст. ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской федерации», вступившего в силу с 01 января 2002 года (с последующими изменениями и дополнениями), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного законом возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу пункта 2 статьи 27 этого же Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения досрочной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из копии трудовой книжки Антоновой Г.И., материалов ее пенсионного дела, в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в должности воспитателя ясельной группы в ясли-саде № Чувашского объединения управления ЖКХ ЧТУС.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 года № 30 «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу указанных федеральных законов применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.
Соответственно, для определения права на включение заявленных периодов в стаж, дающий право на назначение пенсии по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», подлежит применению законодательство, действовавшее в спорные периоды.
Истица просит обязать ответчика включить в специальный медицинский стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя ясельной группы в ясли-саде № Чувашского объединения управления ЖКХ ЧТУС.
Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, действовавшие в период по 31 декабря 1991 года, предусматривали положения о включении в специальный медицинский стаж периодов работы в должности медицинской сестры в ясельной группе, медсестры- воспитателя, воспитателя ясельной группы в детских яслях, ясли-саде.
В разделе «Наименование учреждений и организаций» названного Перечня предусматриваются учреждения - «детские ясли, детские сады, объединенные ясли-сады», в разделе «Наименование должности» - должность «медицинской сестры - все независимо от наименования должности».
Согласно Типовым штатам яслей-садов, утвержденным приказом министра просвещения СССР от 31 декабря 1971 года № 103 и введенным в действие с 01 марта 1972 года, в ясли-сад принимались дети в возрасте от двух месяцев до трех лет, в штате ясельной группы предусматриваются должности «медицинской сестры» и «санитарки-няни», что требует соответствующего медицинского образования. Прием детей в дошкольные группы предусматривается с трех до семи лет и введена только должность воспитателя, а не медицинской сестры.
Соответственно, комплектация «детских яслей» и «детского сада», «объединения ясли-сад» различная. Исходя из возраста малолетних детей, что, в свою очередь, ведет к различию должностных обязанностей «медицинской сестры ясельной группы и воспитателя в дошкольной группе детей.
Изложенное подтверждается и положениями п. 1 раздела II Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, согласно которым работа в «детских яслях» засчитывалась только в специальный медицинский стаж, работа же в должности воспитателя в «детских садах и объединенных ясли-садах» засчитывалась в педагогический стаж.
Пунктом 7 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24 декабря 1976 года № 1057 переименована должность «медсестра ясельной группы» на должность «воспитателя» в детских дошкольных учреждениях. Однако должностные обязанности «медицинской сестры ясельной группы» ясли-сада до переименования и «воспитателя» идентичны, должностные обязанности, условия труда не изменились.
Переименование работодателем должности в разрез действующим положениям пенсионного законодательства не является основанием для ограничения прав истца на получение пенсионного обеспечение.
Таким образом, спорный период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя ясельной группы в ясли-саде № Чувашского объединения управления ЖКХ ЧТУС подлежит включению в специальный медицинский стаж в календарном порядке.
Истица также просит обязать ответчика включить в специальный стаж периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы в должности медицинской сестры в МУЗ «<данные изъяты> №».
В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Положениями Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, отсутствуют какие-либо ограничения в части включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации.
В силу ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Поскольку истец в спорный период работала в должности медицинской сестры, в силу специальных нормативных актов обязательным условием возможности выполнения указанной работы является повышение квалификации медицинского работника.
В связи с чем, истец была направлена работодателем на курсы повышения квалификации с сохранением места работы и среднего заработка, из которой работодатель в обязательном порядке по требованиям действующего законодательства РФ должен производить отчисления в Пенсионный фонд РФ.
При изложенных обстоятельствах, период нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежит включению в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в календарном порядке. Соответственно по нормам действующего пенсионного законодательства подлежит включению в специальный стаж работы истца и период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы в должности медицинской сестры в МУЗ «<данные изъяты> №», поскольку медицинская деятельность в указанный период осуществлялась ею в соответствии с наименованиями должностей и учреждений, предусмотренных ныне действующим законом.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
С заявлением о назначении пенсии Антонова Г.И. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в <адрес> ЧР – Чувашии ДД.ММ.ГГГГ. С учетом включения спорных периодов работы истца в специальный медицинский стаж, и с учетом того, что специальный стаж истца для досрочного назначения льготной пенсии выработался к ДД.ММ.ГГГГ, то суд считает, что досрочная трудовая пенсия по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения должна быть назначена Антоновой Г.И. ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> Республики – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа в назначении Антоновой Г.И. досрочной трудовой пенсии по старости незаконным.
Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> Республики – Чувашии обязанность по включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Антоновой Г.И. периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы в должности воспитателя ясельной группы в ясли саде № Чувашского объединения управления ЖКХ ЧТУС; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы в должности медицинской сестры в МУЗ «<данные изъяты> №».
Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> Республики – Чувашии обязанность по назначению Антонова Г.И. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи кассационной жалобы через Калининский районный суд г. Чебоксары ЧР в течение десяти дней с момента составления мотивированного решения суда, то есть начиная с 25 февраля 2011 года.
Судья:С.Н. Федярова