о признании права на получение ЕДВ



Дело № 2-991/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

21 февраля 2011 г.г.Чебоксары

Калининский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Спиридонова А.Е.

при секретаре Бугровой Е.А.

с участием прокурора Хошобиной Е.В.

истца Петриковой А.Е.

представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в г.Чебоксары, – Енцовой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Московского района г.Чебоксары в интересах Петриковой А.Е. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты,

установил:

Прокурор Московского района г.Чебоксары в интересах Петриковой А.Е. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты, мотивировав требования следующим. Петрикова А.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем пенсии по случаю потери кормильца по линии Министерства обороны за погибшего при исполнении обязанностей военной службы в бою на территории <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ сына ФИО3 - Героя Российской Федерации (посмертно), о чем Военным комиссариатом Чувашской АССР ДД.ММ.ГГГГ ей выдано удостоверение о праве на льготы и преимущества, установленные законодательством для родителей и жен погибших военнослужащих. В соответствии со ст. 7 Закона СССР от 01.08.1989 г. № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, распространяются льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Принятый 12 января 1995 г ФЗ «О ветеранах» определил меры социальной защиты участников Великой отечественной войны (статья 15) и меры социальной защиты членов семей, погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, которые предоставляются нетрудоспособным членам семей указанных лиц, состоявшим на иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством РФ, распространив эти меры на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (статья 21). При этом пункт 3 статьи 11 ФЗ «О ветеранах», действовавший в редакции до 01.01.2005 года предусматривал, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены. Следовательно, то обстоятельство, что ФИО3 погиб после введения в действие ФЗ «О ветеранах», сам по себе не лишает его мать Петрикову А.Е. прав на льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, согласно Закону СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», действовавшему на территории Российской Федерации до 31.12.2004 года. Таким образом, Петрикова А.Е. приобрела статус, установленный для участников Великой Отечественной войны, в связи с чем, при введении в действие с 01.01.2005 г. Федерального Закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. и Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30.11.2004 г. N294 «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации» территориальным органом Пенсионного фонда РФ ей должна быть назначена ежемесячная денежная выплата какучастникуВеликойОтечественной войны. Управлением Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии Петриковой А.Е. на основании возникшего права была назначена ежемесячная денежная выплата в размерах, установленных для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, которая в настоящее время составляет <данные изъяты> рублей (п.4.ч.4.ст.23.1 ФЗ «О ветеранах»), а на момент её назначения составляла <данные изъяты> рублей (п. 19 ст.44, п.5 ст.154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ). Ежемесячная денежная выплата участникам Великой Отечественной войны в настоящее время составляет <данные изъяты> рублей (п.2 ч.4 ст.23.1 ФЗ «О ветеранах»), а на момент вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ составляла <данные изъяты> рублей (п.5 ст.154). Обращение Петриковой А.Е., направленное ДД.ММ.ГГГГ в отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии, с просьбой признать за ней право на ежемесячные денежные выплаты, установленные для участников Великой Отечественной войны оставлено без удовлетворения и в выплате ЕДВ, установленной для участников Великой Отечественной войны отказано. В связи с чем Петрикова А.Е. обратилась с жалобой к Президенту РФ, которое по поручению прокуратуры ЧР рассматривается прокуратурой Московского района г.Чебоксары. В прокуратуру района ДД.ММ.ГГГГ из Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г.Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии на запрос также поступила информация о том, что после проверки Управлением выплатного дела, установлено, что гибель ФИО3 произошла ДД.ММ.ГГГГ,, в связи с чем у Петриковой А.Е. возникло право на получение ежемесячной денежной выплаты для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, и ветеранов боевых действий на основании ФЗ «О ветеранах» и оснований для перерасчета на получение ЕДВ как для ветерана Великой Отечественной войны не имеется. Таким образом, решения органов пенсионного фонда необоснованные, нарушают права и законные интересы Петриковой А.Е. и допускают снижение размера ежемесячной денежной выплаты, являющейся мерой социальной поддержки. Ссылка органов пенсионного фонда на то, что к кругу лиц, имеющих право на льготы, предусмотренные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, относятся только родители и жены военнослужащих, погибших в период до 16.01.1995 г., то есть до вступления в законную силу ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» противоречит Конституции Российской Федерации. Из смысла ст.ст. 2, 6, 17, 18, 54 (ч 1), 55, 57 Конституции Российской Федерации следует, что нормы закона предполагают правовую определенность, разумную стабильность, предсказуемость правового регулирования. В связи с чем, приобретенное гражданами право должно уважаться и быть реализованным. Не допускается издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Пункты 3, 4 ст.11 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в прежней редакции) устанавливают недопустимость ухудшения правового положения граждан, поэтому льготы и иные меры социальной защиты, установленные законом СССР от 01.08.1989 г. № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» не могут подлежать пересмотру и отмене без равноценной замены. Вступление в силу Федерального закона РФ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» в редакции ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ не является основанием для ухудшения правового положения Петриковой А.Е., отмены правового статуса участника Великой Отечественной войны и снижения размера ежемесячной социальной выплаты. В силу п.2 ст. 153 ФЗ РФ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ при изменении после 31.12.2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Из определения Конституционного суда от 04.04.2007 г. № 331-О-П следует, что, Федеральный закон от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» в редакции ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, предусматривает систему мер социальной поддержки и имеет целью обеспечение гарантированной стабильности и юридического статуса. Поэтому предусмотренный данным законом компенсаторный механизм должен обеспечивать лицам обладателям особого правового статуса, реальные возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме. При этом Конституционный суд не связывает право на особый правовой статус членов семьи погибшего с датой гибели военнослужащего. До вступления в силу ФЗ РФ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ Петрикова А.Е. имела статус, соответствующий правовому положению участника Великой Отечественной войны, в связи с чем, ее правовое положение не может измениться в худшую сторону и правовой статус, должен оставаться соответствующим участнику Великой Отечественной войны. На основании изложенного прокурор просил суд признать за Петриковой А.Е. право на получение ежемесячной денежной выплаты, установленной для участников Великой Отечественной войны; обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии выплачивать Петриковой А.Е. ежемесячную денежную выплату в размере, установленном п.2 ч.4 ст.23.1 ФЗ «О ветеранах» для участников Великой Отечественной войны, начиная с ДД.ММ.ГГГГ; обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии произвести Петриковой А.Е. перерасчет ежемесячной денежной выплаты с категории члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий, на ежемесячную денежную выплату для участников Великой Отечественной войны, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании прокурор Хошобина Е.В., истец Петрикова А.Е. иск поддержали по изложенным основаниям и вновь привели их суду.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в г.Чебоксары, – Енцова О.В. иск не признала по тем основаниям, что согласно свидетельству о смерти ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем Петрикова А.Е. права на льготы, установленные Законом СССР от 01 августа 1989 года № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, не приобретала, поскольку в указанный период времени уже действовал Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Петрикова А.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем пенсии <данные изъяты> ФИО3 - <данные изъяты>

С ДД.ММ.ГГГГ Петриковой А.Е. установлена и выплачивается ежемесячная денежная выплата в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 и подпунктом 4 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Петрикова А.Е. обратилась ДД.ММ.ГГГГ в отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии с просьбой признать за ней право на ежемесячные денежные выплаты, установленные для участников Великой Отечественной войны.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) по Чувашской Республики – Чувашии отказало Петриковой А.Е. в назначении и в выплате ежемесячной денежной выплаты, установленной для участников Великой Отечественной войны, на том основании, что, согласно свидетельству о смерти, ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем Петрикова А.Е. права на льготы, установленные Законом СССР от 01 августа 1989 года № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, не приобретала, поскольку в указанный период времени уже действовал Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка льготы предоставляются, в том числе, родителям погибшего (умершего).

Согласно пункту 3 статьи 21 указанного Федерального закона меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших), распространяются на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Меры социальной поддержки, указанные в статье 21 Федерального закона, предоставляются членам семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей.

Согласно подпункту 4 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах», вступившему в силу с 01 января 2006 года, ежемесячная денежная выплата устанавливается членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, членам семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членам семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда в размере <данные изъяты> рублей.

В соответствии с пунктом 5 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 1 января по 31 декабря 2005 года ежемесячные денежные выплаты, установленные в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ) и от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", выплачиваются членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, членам семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членам семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда в размере <данные изъяты> рублей.

Определением Конституционного Суда РФ от 4 апреля 2007 г. N331-0-11 "По жалобе гражданки Уваровой Веры Николаевны на нарушение ее конституционных прав статьей 23.1 Федерального закона "О ветеранах", пунктом 19 статьи 44 и пунктом 5 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что взаимосвязанные положения статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не допускают в рамках длящихся правоотношении установление женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 1 января 2005 года в • соответствии с Законом СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера данной выплаты, назначаемой в настоящее время в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны.

Таким образом, исходя из системного анализа норм законодательства, к кругу лиц, у которых на ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Законом СССР от 01 августа 1989 года № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, относятся родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, гибель или смерть которых наступила до ДД.ММ.ГГГГ (дата вступления в силу Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»).

Так, в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04 апреля 2007 года № 331-О-П отмечено, что Закон СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", распространив льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, на жен военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, признал тем самым их особый правовой статус и соответствующий этому статусу уровень социальной защиты, которые впоследствии, в том числе в связи с принятием Федерального закона "О ветеранах", не пересматривались и не подвергались сомнению компетентными государственными органами, что основывалось, в частности, на предписаниях пункта 3 статьи 11 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года), согласно которому права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены.

Признание данной нормы абзацем вторым пункта 6 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ утратившей силу не означает, однако, как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года N 502-О, что федеральный законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать для отдельных категорий граждан определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты, и не может рассматриваться как допускающая снижение объема мер социальной защиты жен военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, которыми они пользовались до 1 января, 2005 года с учетом приобретенного ими в соответствии с союзным законодательством правового статуса, - иное означало бы произвольную отмену ряда ранее установленных для данной категории граждан прав, льгот и гарантий, отказ государства от принятых на себя публично-правовых обязательств перед ними без предоставления равноценной компенсации.

Однако в данном случае, учитывая, что, согласно свидетельству о смерти гражданин ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ, Петрикова А.Е. права на льготы, установленные Законом СССР от 01 августа 1989 года № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, не приобретала, поскольку в указанный период времени уже действовал Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

При этом статьей 15 указанного Федерального закона (в действовавшей на тот период редакции) отдельно предусматривались меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны, а статьей 21 Федерального закона меры социальной защиты членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий на территориях других государств.

Льготы, установленные для членов семей погибших, распространялись также на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Таким образом, Федеральный закон «О ветеранах» уже не распространял на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, предусматривая отдельной нормой меры социальной защиты указанной категории граждан.

Поскольку право истицы на льготы было определено лишь статьей 21 уже действовавшего Федерального закона «О ветеранах» какого - либо снижения объема мер социальной защиты в отношении истицы с учетом приобретенного ею в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» правового статуса в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не произведено, так как истица права на льготы, установленные законодательством Союза ССР для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, не приобретала.

Следовательно, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04 апреля 2007 года № 331-О-П на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, гибель или смерть которых наступила после ДД.ММ.ГГГГ, не распространяется и к спорным правоотношениям применено быть не может.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Московского района г.Чебоксары следует признать необоснованными.

Руководствуясь ст. ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ,

решил:

Отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Московского района г.Чебоксары в интересах Петриковой А.Е. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты, установленной для участников Великой Отечественной войны; обязании Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии выплачивать Петриковой А.Е. ежемесячную денежную выплату в размере, установленном п.2 ч.4 ст.23.1 Федерального закона «О ветеранах» для участников Великой Отечественной войны, начиная с ДД.ММ.ГГГГ; обязании Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии произвести Петриковой А.Е. перерасчет ежемесячной денежной выплаты с категории члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий, на ежемесячную денежную выплату для участников Великой Отечественной войны, за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики через Калининский районный суд г.Чебоксары в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

СудьяА.Е.Спиридонов

Мотивированное решение составлено 28.02.2011 г.