о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным



Дело № 2-1107-11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 марта 2011 годаг. Чебоксары

Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Мартьяновой А.В., при секретаре судебного заседания Антоновой О.Г., с участием истца Владимировой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Владимировой И.С. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии от <данные изъяты> незаконным, обязании включить в специальный трудовой стаж периоды прохождения военной службы по призыву, нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, нахождения на курсах повышения квалификации и назначить досрочную трудовую пенсию по старости,

у с т а н о в и л :

Владимирова И.С. обратилась в суд с иском к УПФР в г. Чебоксары о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, обязании включить в специальный трудовой стаж периоды прохождения военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(в том числе период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет); период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения на курсах повышения квалификации и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за ней - ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя свои требования тем, что решением УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения.

Указывая, что данное решение является незаконным и необоснованным, нарушающим его конституционные права, законные права и интересы на социальное обеспечение, при этом ссылаясь на ранее действовавшее законодательство в области регулирования пенсионных отношений, просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Истица Владимирова И.С. в судебном заседании исковые требования поддержала по приведенным в иске основаниям, и вновь привела их суду.

Представитель ответчика Ванеркин А.Н.., действующий на основании доверенности, представил заявление о рассмотрении дела без участия представителя ответчика, исковые требования не признают по основаниям, указанным в решении Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы пенсионного дела Владимировой И.С., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В ст. ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.

Подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 ФЗ, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (пп. 19 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 319-ФЗ). Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 ст.27 ФЗ, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации(п.2. ст.27 ФЗ).

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 года № 30 «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу указанных федеральных законов применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.

Как следует из копии трудовой книжки Владимировой И.С., материалов ее пенсионного дела, истица в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в том числе период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет) проходила военную службу по призыву в должности механика телеграфного отделения <данные изъяты> военного округа; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на курсах повышения квалификации за время работы в должности учителя русского языка и литературы в РГОУ «<данные изъяты>» Министерства образования и молодежной политики ЧР.

Истица просит обязать ответчика включить в специальный стаж период прохождения военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно данным военного билета истицы, она проходила военную службу по призыву с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании выписки из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ Владимирова И.С. уволена в запас по ст.60 п. «в» Закона РФ «О военной обязанности и военной службе».

Соответственно судом установлено, что истца проходила военную службу по призыву в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В период прохождения истцом военной службы по призыву до 01 октября 1993 года действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», пунктом 2 которого утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.

При этом подпунктом «г» пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, предусматривается, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается периоды службы в составе Вооруженных Сил СССР.

Соответственно действовавшим в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прохождения истцом службы по призыву законодательством предусматривалось включение в специальный педагогический стаж работы учителей и других работников просвещения службы по призыву в составе Вооруженных Сил СССР, что является основанием для удовлетворения исковых требований в указанной части.

Согласно Разъяснениям Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 23/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.

Ст. 256 Трудового кодекса РФ и ст. 167 КЗоТ РФ, действовавшего до 01 февраля 2002 года, исключают возможность зачета в льготный стаж периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет.

Между тем, в статью 167 КЗоТ РСФСР изменения, исключающие возможность зачета в льготный стаж этих периодов, были внесены Законом РФ от 25 сентября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР».

Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» предусматривалось, что с 01 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Как указано в п. 15 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», если период нахождения в отпуске по уходу за ребенком имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

При таких обстоятельствах период нахождения Владимировой И.С. в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также подлежит включению в специальный стаж работы.

Истица также просит обязать ответчика включить в специальный стаж период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Ст.187 Трудового кодекса РФ, предусмотрено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.

Поскольку истица в спорные периоды работала в должности учителя русского языка и литературы в РГОУ «Батыревская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» Министерства образования и молодежной политики ЧР, в силу специальных нормативных актов обязательным условием возможности выполнения указанной работы является повышение квалификации педагогического работника.

Вследствие чего истец была направлена работодателем на курсы повышения квалификации с сохранением места работы и среднего заработка, из которой работодатель в обязательном порядке по требованиям действующего законодательства РФ производит отчисления в Пенсионный фонд РФ, что подтверждается материалами пенсионного дела.

При изложенных обстоятельствах, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный педагогический стаж работы.

Истица просит обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР - Чувашии назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения к ответчику - т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

С учетом удовлетворенной части исковых требований, на ДД.ММ.ГГГГ и на момент вынесения судом решения суда у Владимировой И.С. отсутствует необходимый 25-летний специальный стаж, следовательно, в удовлетворении исковых требований об обязании ответчика назначить Владимировой И.С. досрочную трудовую пенсию по старости суд отказывает.

Поскольку суд обязал ответчика включить в ее специальный педагогический стаж периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения на курсах повышения квалификации; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в том числе период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет) прохождения военной службы по призыву в должности механика телеграфного отделения <данные изъяты> военного округа, суд приходит к выводу о том, что Решение Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа во включении в специальный трудовой стаж Владимировой И.С. указанных периодов, следует признать незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать незаконным Решение Управления пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики-Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа во включении в специальный трудовой стаж Владимировой И.С. периодов:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения на курсах повышения квалификации;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в том числе период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет) прохождения военной службы по призыву в должности механика телеграфного отделения <данные изъяты> округа.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии включить Владимировой И.С. в специальный педагогический стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения на курсах повышения квалификации;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в том числе период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет) прохождения военной службы по призыву в должности механика телеграфного отделения <данные изъяты> военного округа.

В удовлетворении остальной части исковых требований Владимировой Ираиды Сергеевны к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии об обязании включить в специальный трудовой стаж период прохождения военной службы по призыву в должности механика телеграфного отделения ЗАС 80 УС штаба Забайкальского военного округа с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначить досрочную трудовую пенсию по старости, отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики через Калининский районный суд г.Чебоксары в течение десяти дней со дня вынесения судом решения.

Судья:А.В. Мартьянова