Дело № 2-286-11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 марта 2011 годаг. Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Мартьяновой А.В., при секретаре судебного заседания Антоновой О.Г., с участием истца Нягиной А.И., представителя ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии Енцовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нягиной А.И. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии о признании решения не законным, обязании включить в специальный трудовой стаж периоды работы, нахождения на курсах повышения квалификации и назначить досрочную трудовую пенсию по старости,
у с т а н о в и л :
Нягина А.И. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики-Чувашии в учетом уточнений о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, обязании включить в специальный трудовой стаж в льготном порядке один год работы как один год три месяца периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры детского сада в <данные изъяты>;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности диспетчера отделения скорой медицинской помощи в <данные изъяты> центральной районной больнице;
в календарном порядке периоды:
- нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры хирургического отделения поликлиники МУЗ «<данные изъяты> городская больница» <адрес>
и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права.
Мотивировано тем, что Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики от ДД.ММ.ГГГГ № в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Нягиной А.И. отказано в соответствии с подп.11 п. 1 ст.28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения за пенсией (ДД.ММ.ГГГГ). При этом в специальный стаж в указанном порядке не включены вышеуказанные периоды, считает отказ в этой части незаконным, просит обязать ответчика включить в специальный медицинский стаж указанные периоды работы и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права.
На судебном заседании истица Нягина А.И. поддержала уточненное исковые требования по основаниям, изложенным в иске, и вновь привела их суду.
Представитель ответчика УПФ РФ в г.Чебоксары Енцова О.В., действующая по доверенности, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в Решении об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ №.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, материалы пенсионного дела Нягиной А.И., приходит к следующему.
Положениями ст.ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста (пп. 20 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 319-ФЗ).
По сведениям трудовой книжки и материалов пенсионного дела истицы Нягиной А.И., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в должности медицинской сестры детского сада в <данные изъяты>; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности диспетчера отделения скорой медицинской помощи в <данные изъяты>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в должности медицинской сестры хирургического отделения поликлиники МУЗ «<данные изъяты> городская больница» <адрес> (в том числе в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на курсах повышения квалификации).
В п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в соответствии с абзацем третьим которого по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов, а согласно абзацу шестому этого же пункта в соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работы в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
В п. 2 постановления установлено, что исчисление сроков выслуги работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, производится один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.
Поскольку приведенное выше положение действовавшего в тот момент законодательства предусматривало работу среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а <данные изъяты> располагалось в сельской местности, суд полагает необходимым удовлетворить требование истицы об обязании включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы в должности медицинской сестры детского сада в <данные изъяты> в льготном порядке за один год работы как один год 3 месяца, поскольку Нягина А.И. фактически осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья детей в ясельном возрасте.
Истица также просит обязать ответчика включить в специальный стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности диспетчера отделения скорой медицинской помощи в <данные изъяты> в льготном порядке за один год работы как один год три месяца работы в сельской местности.
До вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»(далее Список), вопросы назначений трудовой пенсии по старости регулировались ст.80 Закона РФ от 20 ноября 1990 года и принятыми во исполнение указанного закона Списком профессий и должностей работников здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464 (Список 1991 года), регулировавшим вопросы включения в стаж периодов работы до ноября 1999 года, Списком должностей и Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1066(Списком и Правилами 1999 года), регулировавшими вопросами включения в стаж периодов работы с ноября 1999 года.
Право медицинских работников на пенсию за выслугу лет было предусмотрено и действовавшим до 1991 года законодательством, в частности постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года, которым утверждены Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
Указанным Перечнем право на пенсию за выслугу лет было предоставлено фельдшерам в больничных учреждениях всех типов и наименований, амбулаторно-клинических и иных учреждениях, должность диспетчера указанным Перечнем не предусматривалась.
В соответствии со Списком 1991 года правом на пенсию за выслугу лет обладали врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Должность диспетчера также не относится к среднему медицинскому персоналу.
Утверждая Список 2002 года, Правительство РФ, действуя в пределах предоставленных ему полномочий, раскрывая понятия «лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения» и «учреждения здравоохранения» установило конкретный и ограниченный перечень должностей и учреждений здравоохранения, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
В Определении Конституционного суда РФ от 18 апреля 2006г. №84-О указано, что в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий назначения трудовой пенсии по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное пенсионное обеспечение связывается не с любой работой в определенной профессиональной сфере, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с регулярным неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными исполняемыми функциональными обязанностями по занимаемой должности, спецификой и характером труда. Исходя из этого законодатель выделил в особую категорию работников, т.е. лиц, состоящих в трудовых отношениях, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения протекала на протяжении длительного периода в учреждениях здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнение определенной нагрузки. Этой категории работников предоставлено право на льготное пенсионное обеспечение по старости.
Исследовав в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что работа Нягиной А.И. в должности диспетчера отделения скорой медицинской помощи в Батыревской центральной районной больнице не охватывается требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к продолжительности и интенсивности работы в тех или иных должностях в учреждениях здравоохранения, что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований в этой части.
Истица просит обязать ответчика включить в специальный стаж в календарном порядке период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст. 196 Трудового кодекса РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять установленные законом гарантии.
Ст. 187 Трудового кодекса РФ, предусмотрено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.
В п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Нягина А.И. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была направлена на курсы повышения квалификации, получала заработную плату, за неё производились отчисления в Пенсионный фонд РФ, что само по себе свидетельствует о том, что истица исполняла трудовые обязанности. В связи с этим суд приходит к выводу о том, что периоды нахождения Нягиной А.И. на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в календарном порядке, поскольку работа истицы в указанной должности и указанном учреждении подлежит включению в специальный медицинский стаж в календарном порядке.
Истица также просит обязать ответчика включить в специальный стаж в календарном порядке период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры хирургического отделения поликлиники МУЗ <данные изъяты> городская больница» г.Чебоксары.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 года № 30 «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу указанных федеральных законов применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.
Соответственно, для определения права на включение указанных спорных периодов в стаж, дающий право на назначение пенсии по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», подлежит применению законодательство, действовавшее в спорные периоды.
Действующим Списком и Правилами счисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотрено включение в специальный медицинский стаж работа в заявленный период в должности медицинской сестры хирургического отделения поликлиники МУЗ «<данные изъяты> городская больница» <адрес> в календарном порядке, что является основанием для удовлетворения исковых требований в этой части.
Истица просит обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права.
В соответствии со ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом удовлетворенной части исковых требований, на ДД.ММ.ГГГГ у Нягиной А.И. имеется необходимый 30-ти летний специальный стаж, что является основанием для возложения на ответчика обязанности назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку суд удовлетворил исковые требования частично, Решение Управления пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики-Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа Нягиной А.И. во включении в специальный трудовой стаж в льготном порядке один год работы как один год три месяца периодов:
- работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры детского сада в Батыревском <данные изъяты>;
В календарном порядке периода:
- нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, следует признать незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Признать не законным Решение Управления пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики-Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа Нягиной А.И. во включении в специальный трудовой стаж в льготном порядке один год работы как один год три месяца периодов:
- работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры детского сада в <данные изъяты> <данные изъяты>;
В календарном порядке периода:
- нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики-Чувашии включить Нягиной Альбине Ильиничне в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в льготном порядке один год работы как один год три месяца периоды:
- работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры детского сада в <данные изъяты> <данные изъяты>;
В календарном порядке периоды:
- нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры хирургического отделения поликлиники МУЗ «<данные изъяты> городская больница» <адрес>.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики-Чувашии назначить Нягиной Альбине Ильиничне досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении исковых требований Нягиной А.И. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии об обязании включить в специальный стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности диспетчера отделения скорой медицинской помощи в Батыревской центральной районной больнице, отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики через Калининский районный суд г. Чебоксары в течение десяти дней со дня составления решения судом в окончательной форме.
СудьяА.В.Мартьянова