иск о призании решения жилищной комиссии незаконным удовлетерен



Дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Калининский районный суд <адрес> Республики под председательством судьи Федяровой С.Н., при секретаре судебного заседания Матвеевой М.Г., с участием истца Петрова С.П., представителя ответчика Окайкина В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Петрова С.П. к МЧС России в лице Главного управления МЧС России по Чувашской Республике о признании незаконным и отмене решения жилищной комиссии в части отказа в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и возложении обязанности по заключению договора социального найма занимаемого жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Петров С.П. обратился в суд с иском к МЧС России в лице Главного управления МЧС России по Чувашской Республике, и с учетом внесенных уточнений в первоначальный иск просил признать незаконным и отменить решение жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ (протокол заседания №) в части отказа в предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма жилого помещения; возложить на Главное управление МЧС России по Чувашской Республике обязанность заключить с ним договор социального найма занимаемого жилого помещения, находящегося по адресу: ЧР, <адрес> <адрес> <адрес>, кор.1, <адрес>.

Исковые требования мотивированы тем, что он является военнослужащим, проходящим военную службу в Главном управлении МЧС России по Чувашской Республике. Согласно приказу Приволжско-Уральского регионального центра МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ за №-лс с ДД.ММ.ГГГГ Петров С.П. был назначен на должность начальника отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера управления (государственного пожарного надзора). В связи с тем, что на основании приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № должность, которую занимал истец, сокращена, Петров С.П. был освобожден от занимаемой должности и зачислен в распоряжение начальника Главного управления с ДД.ММ.ГГГГ приказом Приволжского регионального центра МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №-ВК. Согласно справке Главного управления от ДД.ММ.ГГГГ № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ выслуга истца на военной службе составляет в календарном исчислении 17 лет 5 месяцев 16 дней. В состав его семьи входят: жена Петрова М.В. и дочь Петрова А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Находясь в распоряжении начальника Главного управления, истец не может уволиться с военной службы, так как на момент увольнения не обеспечен жилым помещением. В силу закона военнослужащие могут быть уволены с военной службы при обеспеченности жилым помещением. Ответчиком данный вопрос решался. Так, решением жилищно-бытовой комиссии Главного управления Петров С.П. был поставлен на учет очередников, нуждающихся в получении жилья с ДД.ММ.ГГГГ. На основании решения жилищной комиссии Главного управления ему с членами семьи была предоставлена двухкомнатная квартира по договору найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ за №, находящаяся по адресу: ЧР, <адрес>, <адрес> <адрес>. В связи с получением уведомления о предстоящем увольнении ДД.ММ.ГГГГ истец написал рапорт на имя начальника Главного управления о передаче занимаемой квартиры по договору социального найма. Жилищная комиссия своим решением, отраженным в пункте 3 протокола заседания от ДД.ММ.ГГГГ №, отказала ему в предоставлении по договору социального найма занимаемого жилого помещения, указывая на то, что в случае его передачи общая площадь указанного жилого помещения будет превышать предельную норму предоставления площади жилого помещения на каждого члена семьи, установленного ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Истец считает, что данный отказ Главного управления в заключении договора социального найма занимаемого мной жилого помещения является незаконным и противоречит действующему законодательству.

В судебном заседании истец Петров С.П. поддержал исковые требования с учетом внесенных уточнений в первоначальный иск по основаниям, изложенным в иске, вновь приведя их суду.

Представитель ответчика МЧС России в лице Главного управления МЧС России по Чувашской Республике Окайкин В.В., действующий по доверенности, иск не признал, просил отказать в его удовлетворении по основаниям, изложенным в оспариваемом решении жилищной комиссии.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, Петрова М.В., являющаяся одновременно законным представителем несовершеннолетней Петровой А.С., в судебное заседание не явилась, о времени и месте разбирательства дела извещена надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, органа опеки и попечительства администрации <адрес> ЧР в судебное заседание не явился, о месте и времени разбирательства дела извещен, имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ст. 15 Федеральный закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ (в редакции от 28 декабря 2010 года) «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абз. 12 ст. 15 этого же закона военнослужащим – гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Из копии свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии <адрес> и сведений о недвижимом имуществе видно, что жилое помещение – <адрес>, <адрес> ЧР является федеральной собственностью и находится на праве оперативного управления ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ЧР – Чувашии (л.д. 17).

Согласно договору найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ за №, заключенному между ГУ МЧС России по ЧР и Петровым С.П., на основании решения о предоставлении жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ за № спорное жилое помещение передано Петрову С.П. в связи с прохождением службы.

Из п. 5, подп. 4 п. 18 указанного договора следует, что спорное жилое помещение предоставлено на время прохождения Петрова С.П. службы, и он прекращает свое действие с окончанием срока службы.

На основании приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ0 года №(по организационно-штатным мероприятиям) должность истца – начальника отдела (государственного природного и техногенного характера УГПН Главного управления МЧС России по ЧР) сокращена.

Приказом Приволжского регионального центра МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №-ВК в соответствии с приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № он освобожден от занимаемых воинских должностей, и с ДД.ММ.ГГГГ зачислен в распоряжение начальника Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных действий (по Чувашской Республике – Чувашии) (л.д.7).

Согласно справке Главного управления от ДД.ММ.ГГГГ № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ выслуга истца Петрова С.П. на военной службе составляет в календарном исчислении 17 лет 5 месяцев 16 дней.

В состав семьи Петрова С.П. входят: жена Петрова М.В. и дочь Петрова А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ за №.

Согласно выписке из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищно- бытовой комиссии ГУ МЧС России по ЧР Петров С.П. с семьей из 3-х человек, включая супругу и дочь, поставлены на учет очередников, нуждающихся в получении жилья, с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).

Из объяснений Петрова С.П., данных в судебном заседании, следует, что он проживает в спорном жилом помещении с семьей на основании договора найма с 2008 года. Вместе с ним проживают и зарегистрированы в спорном жилом помещении супруга Петрова М.В. и дочь Петрова А.С.

ДД.ММ.ГГГГ истец Петров С.П. подал рапорт о предоставлении ему квартиры <адрес> <адрес> ЧР по договору социального найма, в связи с организационно-штатными мероприятиями на основании п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Решением жилищной комиссий Главного управления МЧС России по Чувашской Республике, отраженным в пункте <адрес> протокола заседания от ДД.ММ.ГГГГ за №, Петрову С.П. отказано в предоставлении по договору социального найма занимаемого жилого помещения, находящегося по адресу: ЧР, <адрес> <адрес>, по тем основаниям, что в случае передачи спорной квартиры истцу общая площадь указанного жилого помещения будет превышать предельную норму предоставления площади жилого помещения на каждого члена семьи, установленного ст.15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Однако, суд считает данный отказ неправомерным.

Пункт 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» гласит, что военнослужащие – граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.

При этом жилые помещения увольняемым военнослужащим должны предоставляться в собственность или по договору социального найма в соответствии со ст. 15 вышеназванного закона.

В соответствии с абз. 12 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим – гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 названного Федерального закона.

На момент решения жилищной комиссии Главного управления от ДД.ММ.ГГГГ в части предоставления истцу служебного жилого помещения по указанному адресу, действующая редакция упомянутого абзаца статьи 15 Федерального закона не содержала оговорок о ст. 15.1. Данная статья была введена Федеральным законом от 01 декабря 2008 года № 225-ФЗ, с оговоркой о вступлении ее в законную силу со дня его официального опубликования.

Согласно ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Пунктом 15 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года № 42, предусмотрено, что использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в данном случае МЧС России, об отнесении двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: ЧР, <адрес>, на момент заключения договора найма служебного помещения и по настоящее время не принималось, таких документов суду не представлено.

Как следует из имеющихся в материалах дела документов, спорное жилое помещение находится в федеральной собственности, передано на праве оперативного управления Главному управлению МЧС России по Чувашской Республике.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.

Заключенный между истцом и Главным управлением МЧС России по Чувашской Республике договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ за № не соответствует указанным выше нормам, в частности ст. 92 ЖК РФ и постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что между сторонами фактически сложились отношения не найма служебного помещения, а социального найма жилого помещения, в связи с чем считает иск Петрова С.П. подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

признать решение жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ за № в части отказа в предоставлении по договору социального найма жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, общей площадью <данные изъяты>. метра по адресу: ЧР, <адрес> <адрес>, Петрову С.П. на семью, состоящую из трех человек, незаконным.

Отменить решение жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ за № в части отказа в предоставлении Петрову С.П. по договору социального найма жилого помещения общей площадью <данные изъяты>, находящегося по адресу: Чувашская Республика, <адрес>.

Возложить на Главное управление МЧС России по Чувашской Республике обязанность по заключению с Петровым С.П. договора социального найма жилого помещения общей площадью <данные изъяты>. метра, находящегося по адресу: Чувашская Республика, <адрес> <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи кассационной жалобы через Калининский районный суд г. Чебоксары ЧР в течение десяти дней с момента составления мотивированного решения суда, то есть начиная с 19 апреля 2011 года.

Судья:С.Н. Федярова