Дело № 2-1590-2011
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 апреля 2011 г. г.Чебоксары
Калининский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Башкировой И.Н., при секретаре Головиной В.Н.,
с участием представителей истца Нугмановой Ф.В., Ефимова Б.Н.
представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в г.Чебоксары - Ванеркина А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волковой Н.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии об обязании включить периоды работы в трудовой стаж, назначить пенсию,
установил:
Волкова Н.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республике - Чувашии (далее - УПФРФ в г.Чебоксары) с требованием зачесть периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождения в отпуске по беременности и родам; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождения в отпуске по уходу за ребенком <данные изъяты> в специальный стаж в льготном исчислении как работы в сельской местности (<данные изъяты>), дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии; обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии назначить истице досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Также заявлены требования о взыскании с Управления Пенсионного фонда РФ в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии расходы истицы по оплате юридических услуг своего представителя в размере <данные изъяты> рублей и расходы по уплате госпошлины по квитанции в сумме <данные изъяты> рублей. Требования мотивированы тем, что решением УПФРФ в г.Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ за № истцу отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, в том числе, по тем основаниям, что не засчитаны в специальный стаж в льготном исчислении, как работа в сельской местности, периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождения в отпуске по беременности и родам, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождения в отпуске по уходу за ребенком <данные изъяты>; не засчитаны в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Волкова Н.Н. считает решение в указанной части незаконным, поскольку перечисленные периоды работы подлежат включению в специальный стаж истца.
На основании изложенного Волкова Н.Н. после изменения исковых требований просила суд обязать УПФРФ в г.Чебоксары включить в ее специальный стаж следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождения в отпуске по беременности и родам и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождения в отпуске по уходу за ребенком до <данные изъяты> лет в специальный стаж в льготном исчислении, как работы в сельской местности (<данные изъяты> дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
Зачесть периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии;
В судебном заседании представители истца Нугманова Ф.В., Ефимов Б.Н. иск поддержали по изложенным выше основаниям и вновь привели их суду.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в г.Чебоксары - Ванеркин А.Н. иск не признал, пояснил, что решение УПФРФ в г.Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ за № принято в соответствии с требованиями действующего пенсионного законодательства.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Волкова Н.Н. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УПФРФ в г.Чебоксары с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
Решением УПФРФ в г.Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ за № ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
Тем же решением установлено, что фактическая продолжительность специального стажа истца на момент обращения с заявлением о назначении пенсии составила <данные изъяты> при требуемой продолжительности 30 лет.
В ст. ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской федерации», вступившего в силу с 1 января 2002 года, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного законом возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу пункта 2 статьи 27 Федерального Закона, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
До вступления в силу 06.10.1992 г. Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» от 25.09.1992 г. отпуск по уходу за ребенком согласно ст.167 КЗоТ РСФСР засчитывался в стаж работы по специальности в том числе и для случаев назначения пенсии на льготных условиях.
Статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.
Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком Волковой Н.Н. начался ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч, 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения в отпуске по беременности и родам как и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до <данные изъяты> лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подлежит включению в стаж работы Волковой Н.Н., дающий ей право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
При разрешении спора судом установлено, что Волкова Н.Н. в период работы ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ направлялась на курсы повышения квалификации по распоряжению работодателя, указанные курсы относятся непосредственно к профессиональной деятельности, вызваны необходимостью повышения профессиональных знаний и навыков истицы. В указанные периоды истица продолжала состоять в трудовых отношениях, ей выплачивалась заработная плата, отчислялись страховые взносы.
Включая в специальный стаж периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, переквалификации, специализации, в ученическом отпуске, суд исходит из положений КЗоТ РСФСР, а также Трудового кодекса РФ (действующих в спорные периоды), гарантирующих сохранение работникам, совмещающим труд с обучением, повышением квалификации таких же трудовых прав, как и лицам, трудящимся полное рабочее время (ст.ст. 112, 196, 198 КЗоТ РСФСР, ст. 173 - 177, 187 ТК РФ). Указанные положения предусматривали, что за работником в указанные периоды сохраняется как место работы, так и производятся выплаты, предусмотренные законодательством. Из сохраненной заработной платы истца производились все удержания, в том числе и в Пенсионный фонд. Периоды нахождения в ученических отпусках, по сути законодателем приравнивается к выполнению истицей трудовых обязанностей, что закреплено и в нормах международного права, на которые правомерно указал суд.
В связи с чем, отсутствуют основания для исключения периодов нахождения курсах повышения квалификации из периодов работы, на основании п. 5 Правил N 516 от 11.07.2002 года и п. 4 Правил N 781.
При таких обстоятельствах следующие периоды нахождения на курсах повышения квалификации ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также подлежат включению в специальный стаж истца.
Истица просит возложить на Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР - Чувашии обязанность назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в пенсионный орган - с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
С учетом удовлетворенной части исковых требований, у истца на момент обращения в УПФ РФ в г.Чебоксары имеется необходимый 30-ти летний специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельности по охране здоровья в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в связи с чем требования истца об обязании УПФ РФ в г.Чебоксары назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей с ДД.ММ.ГГГГ, обоснованные и подлежат удовлетворению.
Истцом заявлено требование о взыскании Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии понесенные расходы по оплате юридических услуг в размере <данные изъяты> рублей предоставив в подтверждении расходов договор на оказание юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ и расписку об оплате услуг.
Руководствуясь положениями ст. ст. 98, 100 ГПК РФ, су учитывая сложность дела, его продолжительность рассмотрения, количество судебных заседаний, представленных доказательств, объем подготовленных материалов взыскивает суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца расходы за составление процессуальных документов, представительство интересов истца в размере <данные изъяты> руб.
Согласно ст.ст. 88-104 Гражданского процессуального кодекса РФ суд распределяет между сторонами и государством судебные расходы пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в связи с чем с ответчика в пользу истца подлежат взысканию понесенные расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ,
решил:
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии включить в специальный стаж Волковой Н.Н. следующие периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождения в отпуске по беременности и родам и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождения в отпуске по уходу за ребенком до <данные изъяты> в специальный стаж в льготном исчислении <данные изъяты>
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождения на курсах повышения квалификации.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии назначить Волковой Н.Н. с ДД.ММ.ГГГГ трудовую пенсию по старости как лицу, осуществлявшему <данные изъяты>
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии в пользу Волковой Н.Н. судебные расходы в размере <данные изъяты>., понесенные расходы по оплате юридических услуг в сумме <данные изъяты>
На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме через Калининский районный суд г.Чебоксары.
Судья Башкирова И.Н.
Мотивированное решение составлено 26 апреля 2011 г.