об обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении



Дело № 2-2193-2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 октября 2011 года     г.Чебоксары

Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Индриковой М.Ю., при секретаре судебного заседания Рябине Е.Е.,

с участием представителя истца Петрова И.П. - Павлова С.Э.,

представителя ответчика администрации Калининского района г. Чебоксары - Евдокимовой Т.В.,

третьих лиц Петровой Л.Д., Петровой О.С., Арсютовой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петрова И.П. к администрации Калининского района г. Чебоксары об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,

у с т а н о в и л:

Петров И.П. обратился в суд с иском к администрации Калининского района г. Чебоксары об обязании поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Впоследствии уточненные требования мотивированы тем, что Петров И.П. обратился в администрацию Калининского района г. Чебоксары с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, как ветерана Великой Отечественной войны. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация Калининского района г. Чебоксары отказала ему в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по тем мотивам, что заявитель имеет на праве собственности квартиру <адрес>. При этом истец указывает, что при отказе ответчиком ошибочно указано, что в вышеуказанной квартире зарегистрировано семь человек, однако фактически зарегистрировано девять человек. Таким образом, на каждого проживающего в спорной квартире приходится по <данные изъяты> вместо положенных 14,5 кв.м. Истец ссылается на Закон №327-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный Закон «О ветеранах», вступивший в силу 04 января 2010 г. В связи с принятием указанного закона статьей 23.2 ФЗ «О ветеранах» некоторым категориям ветеранов предоставлено право на получение жилья за счет средств федерального бюджета вне зависимости от срока постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. К числу ветеранов законодателем отнесены ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны и члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны Действия администрации Калининского района г. Чебоксары об отказе в удовлетворении заявления о постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения полагает, являются неправомерными.

В судебном заседании представитель истца Петрова И.П. - Павлов С.Э. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и вновь привел их суду.

Третьи лица Петрова Л.Д., Петрова О.С., Арсютова Н.С. уточненные исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации Калининского района г. Чебоксары Евдокимова Т.В. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письме от 03.05.2011 г.

Истец Петров И.Т., третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, Гусев Л.В., Гусев С.П., Арсютов В.А., Петрова А.В., Петров И.П., Петров С.И., Петров А.А. в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть без их участия, удовлетворить исковые требования.

Суд находит возможным рассмотрение дела при имеющейся явке.

Заслушав объяснения сторон, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Петров И.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированный в квартире <адрес>, является ветераном-участником Великой Отечественной войны и пользуется мерами социальной поддержки, установленными статьей 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ , квартира <адрес> имеет площадь <данные изъяты>. и принадлежит истцу Петрову И.П. на праве собственности.

          Согласно соглашению о разделе имущества в натуре от ДД.ММ.ГГГГ Петрову А.И. принадлежит на праве собственности квартира <адрес> общей площадь <данные изъяты>

Истец Петров С.И., третьи лица Петров С.И., Петрова Л.Д., Арсютова Н.С., Арсютов В.А.,Арсютова А.В.,Петрова О.С. зарегистрированы в указанной квартире, а третьи лица Гусев С.П., Петров А.А. зарегистрированы в спорной квартире с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Петров И.П. обратился в администрацию Калининского района г. Чебоксары с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, как ветеран-участник Великой Отечественной войны.

Письмом администрации Калининского района г.Чебоксары от 03 мая 2011 года ему было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ввиду того, что он имеет на праве собственности квартиру <адрес>, общая площадь которой составляет <данные изъяты>, до <данные изъяты> Петров И.П. проживал в указанной квартире составом семьи из семи человек, т.е. на каждого проживающего приходилось по <данные изъяты>

По своему содержанию конституционное право на жилище не предусматривает
обязанность государства в лице различных его органов по предоставлению всем
нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам жилых помещений по
договорам социального найма, а предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления. При этом
предоставление жилья бесплатно или за доступную цену из государственного и других
жилищных фондов, в том числе и на льготных условиях, предусматривается лишь в
отношении малоимущих и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище
(статья 40 Конституции Российской Федерации).

Конкретизируя конституционное право граждан на жилище, законодатель в нормах
жилищного права устанавливает условия и порядок его реализации.

Так, с введением в действие Жилищного кодекса РФ (01 марта 2005 года) решение
вопроса о постановке граждан на учет в целях получения жилого помещения по договору социального найма, помимо нуждаемости в жилом помещении по договору социального найма, обусловлено совокупностью двух условий: наличием статуса малоимущего(ч.2ст.49 ЖК РФ) либо отнесением к специально указанной в федеральном законе или законе субъекта РФ категории граждан (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 52 ЖК РФ, если гражданин имеет право состоять на указанном
учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к
определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или
законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин
может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Способы защиты нарушенных жилищных прав определены в ст. 11 ЖК РФ, согласно которым защита жилищных прав осуществляется способами, перечисленными как в названной правовой норме, так и иными способами, предусмотренными законом. При этом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит лицу, обратившемуся за судебной защитой нарушенного права. Применительно к спорной правовой ситуации истца, полагая, что отказом в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении нарушены его жилищные права, обратился в суд с требованием о защите нарушенного права в порядке, определенном для искового производства, определив тем самым способ защиты нарушенного права. При этом сторона истца обосновывает свое право состоять в очереди на улучшение жилищных условий по одному основанию: как лицо, имеющее право на меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», т.е. отнесением его к специально указанной в федеральном законе категории граждан.

В комплексе социальных мер, предоставляемых государством в качестве
социальных гарантий, предоставление жилого помещения по договору социального найма является не единственным способом улучшения жилищных условий граждан. Основания и порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, определение порядка предоставления жилых помещений по договорам социального найма отнесены к компетенции Российской Федерации (ч.ч. 3, 4 ст. 12 ЖК РФ).К компетенции субъектов Российской Федерации отнесено определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 7 ст. 13, ст. 49 Кодекса).

Устанавливая в Федеральном законе «О ветеранах» меры социальной защиты
ветеранов в Российской Федерации, федеральный законодатель в подпункте 1 пункта 1
статьи 2 и в ст. 4 названного закона определил круг лиц, относящихся к ветеранам, в том
числе ветеранам Великой Отечественной войны.

Согласно материалам дела, истец является ветераном Великой
Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные для данной категории лиц
ст. 21 Закона РФ «О ветеранах», в том числе и правом на льготное обеспечение жильем,
что подтверждено материалами дела и ответчиком не оспаривается. Данная мера
социальной поддержки предоставляется им один раз и реализация данного права не
зависит от их имущественного положения.

Таким образом, участники Великой Отечественной войны отнесены к
специально указанной в федеральном законе категории граждан и их право на
обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем может быть реализовано
только при соблюдении установленных жилищным законодательством правил.
Применительно к данному спору жилищное законодательство не предусматривает иного
способа решения жилищной проблемы, поэтому льготное обеспечение жильем должно
производиться с соблюдением установленного жилищным законодательством общего
принципа нуждаемости в жилом помещении.

Жилищное законодательство РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым гражданину может быть отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении.

Так, согласно ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве
нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены
предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены
документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Часть 2 названной правовой нормы предусматривает, что решение об отказе в
принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на
нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Согласно материалам дела, с заявлением о принятии на учет в качестве
нуждающегося в жилом помещении на основании норм ФЗ «О ветеранах» истец
обратился к ответчику 21.04.11 г. Из содержания искового заявления и обжалуемого
решения следует, что истцу было отказано в принятии на учет по мотивам наличия
обстоятельств, свидетельствующих о намеренном ухудшении жилищных условий. В данном споре выводы ответчика о наличии обстоятельств, свидетельствующих о намеренном ухудшении жилищных условий, суд считает правомерными и, как следствие этого, решение об отказе в постановке на учет законным.

Так, виды жилищных отношений и их участники определены в ст. 4 Жилищного
кодекса Российской Федерации, в частности жилищное законодательство регулирует
правоотношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на жилище и
требования, установленные данным нормативно-правовым актом в качестве условий
реализации названного права распространяются на всех граждан Российской Федерации и изъятий не содержат. Каких-либо специальных условий постановки ветеранов Великой Отечественной войны на учет нуждающихся в жилых помещений в целях реализации ими жилищных прав, установленных ФЗ «О ветеранах» и принятых по этому вопросу подзаконных актах законодателем не предусмотрено.

Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права
состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в
результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых
помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не
ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях признаются обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям.

В целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях постановлением администрации г. Чебоксары от 15 апреля 2005 г. № 129 по городу Чебоксары Чувашской Республике учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 14, 5 кв.м. менее общей площади жилья на одного человека.

Так, из содержания иска следует, что Петров И.П. имея на праве собственности квартиру <адрес>, общей площадью <данные изъяты>., проживая с составом семьи из семи человек <данные изъяты> был обеспечен жилой площадью. ДД.ММ.ГГГГ истец своими действиями совершил действия, предусмотренные ст. 53 ЖК РФ, а именно намеренно ухудшил жилищные условия: зарегистрировав на свою долю в жилом доме Гусева С.П. и Петрова А.А.

Оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу, что совершенные действия Петрова И.П., вопреки утверждениям стороны
истца, не могут быть признаны добросовестными. Кроме того, учитывая, что названные
действия совершены после принятия Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об
обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» и в период внесения соответствующих изменений в Федеральный закон «О ветеранах» по
вопросу обеспечения инвалидов и участников Великой Отечественной войны за счет
средств федерального бюджета жильем, у ответчика имелись все основания признать их
в качестве свидетельства о наличии умысла на получение мер социальной поддержки в
виде выплаты денежной компенсации на приобретение жилья. С учетом изложенного,
доводы истца о признании недействительным решения администрации Калининского района г. Чебоксары об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, нельзя признать обоснованными.

Поскольку на момент обращения истца с заявлением о постановке на учет
имелись обстоятельства, свидетельствующие о намеренном ухудшении жилищных
условий и предусмотренный в ст. 53 ЖК РФ срок со дня их совершения не истек,
ответчик обоснованно отказал истцу в постановке на учет и по этому основанию. С
учетом изложенного, требование истца о восстановлении нарушенного права путем
возложения на ответчика обязанности поставить его в очередь нуждающегося в жилом
помещении не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Петрова И.П. к администрации Калининского района г. Чебоксары об обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 25 октября 2011 г.

Судья:                             М.Ю. Индрикова