Дело № 2-2308-2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 28 октября 2011 года г.Чебоксары Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Индриковой М.Ю., при секретаре судебного заседания Рябине Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Матюхиной Т.П. к администрации Калининского района г. Чебоксары об отмене и признании недействительным решения администрации Калининского района г.Чебоксары об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, у с т а н о в и л: Матюхина Т.П. обратилась в суд с иском к администрации Калининского района г. Чебоксары об отмене и признании недействительным решения администрации Калининского района г.Чебоксары об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязании поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Требования мотивированы тем, что Матюхина Т.П. обратилась в администрацию Калининского района г.Чебоксары с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, как вдову ветерана Великой Отечественной войны. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация Калининского района г. Чебоксары отказала ей в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по тем мотивам, что заявитель проживая в доме <адрес>, общей площадью <данные изъяты> с составом семьи 2 человека, имеет на праве пользования и проживания <данные изъяты>, полагая, что она обеспечена жилой площадью. При этом истец указывает, что при отказе ответчиком не принято во внимание, что данный дом старый <данные изъяты> постройки, не имеется ванной, туалета и всяких удобств. Истец ссылается на Закон №327-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный Закон «О ветеранах», вступивший в силу 04 января 2010 г. В связи с принятием указанного закона статьей 23.2 ФЗ «О ветеранах» некоторым категориям ветеранов предоставлено право на получение жилья за счет средств федерального бюджета вне зависимости от срока постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. К числу ветеранов законодателем отнесены ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны и члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны. Действия администрации Калининского района г. Чебоксары об отказе в удовлетворении заявления о постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения полагает, являются неправомерными. Истица Матюхина Т.П.в судебное заседание не явилась, обеспечила явку своего представителя. В судебном заседании представитель истца Андреев Н.В. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и вновь привел их суду. Третье лицо Полякова Н.В. в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила дело рассмотреть без ее участия, исковые требования удовлетворить. Третьи лица администрация г.Чебоксары, межведомственная комиссия по оценке жилых помещений при администрации г.Чебоксары в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела. Представитель ответчика администрации Калининского района г. Чебоксары Седлова В.Е. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письме от <данные изъяты> Суд находит возможным рассмотрение дела при имеющейся явке. Заслушав объяснения сторон, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам. Матюхина Т.П., ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрированная в доме <адрес>, является вдовой ветерана участника Великой Отечественной войны и пользуется мерами социальной поддержки, установленными статьей 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № дом <адрес> имеет площадь <данные изъяты>. и принадлежит Поляковой Н.В. на праве собственности. Истец Матюхина Т.П. с ДД.ММ.ГГГГ и Полякова Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы в указанной квартире. ДД.ММ.ГГГГ Матюхина Т.П. обратилась в администрацию Калининского района г. Чебоксары с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, как вдову ветерана Великой Отечественной войны. Письмом администрации Калининского района г.Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ввиду того, что она проживая в доме <адрес>, общая площадь которой составляет <данные изъяты>, Матюхина Т.П. проживая в указанном доме составом семьи из двух человек, т.е. на каждого проживающего приходится по <данные изъяты> По своему содержанию конституционное право на жилище не предусматривает Конкретизируя конституционное право граждан на жилище, законодатель в нормах Так, с введением в действие Жилищного кодекса РФ (01 марта 2005 года) решение Согласно ч. 2 ст. 52 ЖК РФ, если гражданин имеет право состоять на указанном Способы защиты нарушенных жилищных прав определены в ст. 11 ЖК РФ, согласно которым защита жилищных прав осуществляется способами, перечисленными как в названной правовой норме, так и иными способами, предусмотренными законом. При этом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит лицу, обратившемуся за судебной защитой нарушенного права. Применительно к спорной правовой ситуации истца, полагая, что отказом в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении нарушены его жилищные права, обратился в суд с требованием о защите нарушенного права в порядке, определенном для искового производства, определив тем самым способ защиты нарушенного права. При этом сторона истца обосновывает свое право состоять в очереди на улучшение жилищных условий по одному основанию: как лицо, имеющее право на меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», т.е. отнесением его к специально указанной в федеральном законе категории граждан. В комплексе социальных мер, предоставляемых государством в качестве Устанавливая в Федеральном законе «О ветеранах» меры социальной защиты Согласно материалам дела, истец является вдовой ветерана Великой Таким образом, участники Великой Отечественной войны отнесены к Жилищное законодательство РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым гражданину может быть отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении. Так, согласно ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве Часть 2 названной правовой нормы предусматривает, что решение об отказе в Согласно материалам дела, с заявлением о принятии на учет в качестве Так, виды жилищных отношений и их участники определены в ст. 4 Жилищного В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях признаются обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям. В целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях постановлением администрации г. Чебоксары от 15 апреля 2005 г. № 129 по городу Чебоксары Чувашской Республике учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 14, 5 кв.м. менее общей площади жилья на одного человека. Как следует из материалов дела, Матюхина Т.П. проживая в доме <адрес>, общей площадью <данные изъяты>, проживая с составом семьи из двух человек (<данные изъяты> обеспечена жилой площадью по учетной норме площади жилого помещения. Из заключения Межведомственной комиссии администрации г.Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что дом <адрес> признан пригодным для проживания. Между тем, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2007 года N 494) (далее - Положение), которым разработаны нормативные требования, предъявляемые к жилому помещению, а также сам порядок признания его жилым. В силу п.7 указанного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Таким образом, в силу вышеприведенных норм материального права порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Кроме того, представителем истца представлено суду исследование № по определению степени физического износа на жилой дом <адрес>, в котором указывается, что физический износ дома составляет <данные изъяты> состояние не удовлетворительное. Однако суд не может принять во внимание данное исследование и положить в основу решения суда, поскольку рассмотрение вопроса о признании дома пригодным для проживания, аварийным относится к исключительной компетенции соответствующей межведомственной комиссии. То есть, исследование №, которое было представлено представителем истца, не может подменять решение органа специально уполномоченного для этих целей федеральным органом государственной власти. Доводы представителя истца о том, что в жилом доме <адрес> отсутствует ванная, туалет, водопровод, в связи чем там невозможно проживать, суд не может принять во внимание. Поскольку в соответствии со ст. 12 «Положения о признании положения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ №47 от 28.01.2006 г., жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу, что, доводы представителя истца о признании недействительным решения администрации Калининского района г. Чебоксары об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, нельзя признать обоснованными. С Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, р е ш и л : В удовлетворении исковых требований Матюхиной Т.П. к администрации Калининского района г. Чебоксары об отмене и признании недействительным решения администрации Калининского района г.Чебоксары об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики через Калининский районный суд г.Чебоксары в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 02 ноября 2011 г. Судья: М.Ю. Индрикова
обязанность государства в лице различных его органов по предоставлению всем
нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам жилых помещений по
договорам социального найма, а предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления. При этом
предоставление жилья бесплатно или за доступную цену из государственного и других
жилищных фондов, в том числе и на льготных условиях, предусматривается лишь в
отношении малоимущих и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище
(статья 40 Конституции Российской Федерации).
жилищного права устанавливает условия и порядок его реализации.
вопроса о постановке граждан на учет в целях получения жилого помещения по договору социального найма, помимо нуждаемости в жилом помещении по договору социального найма, обусловлено совокупностью двух условий: наличием статуса малоимущего(ч.2ст.49 ЖК РФ) либо отнесением к специально указанной в федеральном законе или законе субъекта РФ категории граждан (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ).
учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к
определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или
законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин
может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
социальных гарантий, предоставление жилого помещения по договору социального найма является не единственным способом улучшения жилищных условий граждан. Основания и порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, определение порядка предоставления жилых помещений по договорам социального найма отнесены к компетенции Российской Федерации (ч.ч. 3, 4 ст. 12 ЖК РФ).К компетенции субъектов Российской Федерации отнесено определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 7 ст. 13, ст. 49 Кодекса).
ветеранов в Российской Федерации, федеральный законодатель в подпункте 1 пункта 1
статьи 2 и в ст. 4 названного закона определил круг лиц, относящихся к ветеранам, в том
числе ветеранам Великой Отечественной войны.
Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные для данной категории лиц
ст. 21 Закона РФ «О ветеранах», в том числе и правом на льготное обеспечение жильем,
что подтверждено материалами дела и ответчиком не оспаривается. Данная мера
социальной поддержки предоставляется им один раз и реализация данного права не
зависит от их имущественного положения.
специально указанной в федеральном законе категории граждан и их право на
обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем может быть реализовано
только при соблюдении установленных жилищным законодательством правил.
Применительно к данному спору жилищное законодательство не предусматривает иного
способа решения жилищной проблемы, поэтому льготное обеспечение жильем должно
производиться с соблюдением установленного жилищным законодательством общего
принципа нуждаемости в жилом помещении.
нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены
предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены
документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на
нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
нуждающегося в жилом помещении на основании норм ФЗ «О ветеранах» истец
обратился к ответчику ДД.ММ.ГГГГ Из содержания искового заявления и обжалуемого
решения следует, что истцу было отказано в принятии на учет по мотивам обеспеченности жилой площадью по учетной норме площади жилого помещения В данном споре выводы ответчика, суд считает правомерными и, как следствие этого, решение об отказе в постановке на учет законным.
кодекса Российской Федерации, в частности жилищное законодательство регулирует
правоотношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на жилище и требования, установленные данным нормативно-правовым актом в качестве условий
реализации названного права распространяются на всех граждан Российской Федерации и изъятий не содержат. Каких-либо специальных условий постановки ветеранов Великой Отечественной войны на учет нуждающихся в жилых помещений в целях реализации ими жилищных прав, установленных ФЗ «О ветеранах» и принятых по этому вопросу подзаконных актах законодателем не предусмотрено.
учетом изложенного, требование Матюхиной Т.П. о восстановлении нарушенного права путем возложения на ответчика обязанности поставить его в очередь нуждающегося в жилом помещении не подлежит удовлетворению.