иск о включени периодов работ в спецстаж удовленрен, в иске о назначении досрочной трудовой пенсии откзано



Дело № 2-1870-2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 мая 2011 года г. Чебоксары

Калининский районный суд <адрес> Республики под председательством судьи Федяровой С.Н., при секретаре судебного заседания Матвеевой М.Г., с участием истца Казаковой С.В., представителя ответчика Ванеркина А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Казаковой С.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> Республики - Чувашии о возложении обязанности по включению периодов в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, и назначению досрочной трудовой пенсии по старости,

у с т а н о в и л:

Казакова С.В. обратилась в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в <адрес> ЧР - Чувашии о возложении обязанности включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, периоды:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - учебы в Марийском государственном педагогическом институте им. Н.К. Крупской;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работы в должности воспитателя общежития СПТУ №;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работы в должности учителя начальных классов в МОУ «Учебно-воспитательный комплекс-школа №» (ныне МОУ «Средняя общеобразовательная школа №»);

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождения в отпусках по уходу за ребенком до 1,6 и 3-х лет.

Также истец просила возложить на ответчика обязанность назначить ей выплату трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, с ДД.ММ.ГГГГ. Исковые требования мотивированы тем, что решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ за № истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа, в который, как считает истец, неправомерно не включены указанные спорные периоды, чем нарушены ее конституционные права, законные права и интересы, в частности на социальное обеспечение.

В судебном заседании истец Казакова С.В. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске, и вновь привела их суду.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> Республики - Чувашии Ванеркин А.Н., действующий по доверенности, исковые требования истца не признал по основаниям, изложенным в решении пенсионного органа об отказе в досрочном назначении истцу трудовой пенсии по старости.

Выслушав объяснения истца и представителя ответчика, исследовав материалы гражданского и пенсионного дел, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Положениями ст. ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту.

Подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями) предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 закона, гражданам, не менее 25-ти лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 21 января 2002 года № 30 «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу указанных федеральных законов применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.

Соответственно, для определения права на включение спорного периода в стаж, дающий право на назначение пенсии по подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», подлежит применению законодательство, действовавшее в спорный период.

Согласно п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397), учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются: выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах; методическая, научно-методическая и учебно-методическая работа в школах и средних специальных учебных заведениях, учебных, педагогических, учебно-методических, методических и научно-методических кабинетах, станциях и бюро; педагогическая работа на курсах, в школах и институтах повышения квалификации, переподготовки и усовершенствования; педагогическая и исследовательская работа в высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах; время обучения на курсах повышения квалификации по специальности.

В стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 указанного Положения, засчитываются: работа по специальности в техникумах, комвузах, рабфаках, профшколах и совпартшколах, в школах, училищах и на курсах профессионального и профессионально-технического образования, в школах малограмотных и пунктах ликвидации неграмотности и малограмотности, во внешкольных детских учреждениях и в детских комнатах; работа на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях в учреждениях, органах и организациях народного, профессионального и профессионально-технического образования, а также на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях в профсоюзе, объединяющем работников просвещения; работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых; время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 названного Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Согласно Инструктивного письма Министерство социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года № 1-63-и «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается работа по специальности в техникумах, в школах, училищах и на курсах профессионального и профессионально-технического образования, во внешкольных детских учреждениях и др. К работе по специальности относится: в средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях - работа в качестве директора, его заместителя по учебной (учебно-воспитательной) работе, мастера (инструктора) производственного обучения, воспитателя общежития (если общежитие является структурным подразделением учебного заведения) и т.д.

В соответствии с п. 2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 и утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953, п. 3 приложения № 6 к Инструкции «О порядке исчисления заработной платы работников просвещения», утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 года № 94, был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Истцом ставится вопрос о включении в подсчет специального педагогического стажа периода обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Марийском государственном педагогическом институте им. Н.К. Крупской, работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя общежития СПТУ №. Данные требования истца подлежат частичному удовлетворению.

Из материалов дела следует, что истец Казакова С.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в Марийском государственном педагогическом институте им. Н.К. Крупской, который окончила с присвоением квалификации учителя физики и математики, что подтверждается дипломом серии КВ №, выданным ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно трудовой книжке Казаковой С.В. ее трудовая деятельность началась с ДД.ММ.ГГГГ, когда она поступила на работу в качестве воспитателя общежития СПТУ №. В указанной должности она проработала до ДД.ММ.ГГГГ.

Изложенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что требования истца Казаковой С.В. о включении в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя общежития СПТУ № подлежат удовлетворению. Вместе с тем, суд отказывает в удовлетворении требований истца о включении в подсчет специального педагогического стажа периодов учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Марийском государственном педагогическом институте им. Н.К. Крупской, поскольку истец непосредственно перед началом обучения в высшем учебном заведении педагогическую деятельность не осуществляла.

Из сведений, содержащихся в трудовой книжке Казаковой С.В., следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в должности учителя начальных классов в МОУ «Учебно-воспитательный комплекс-школа №» (ныне МОУ «Средняя общеобразовательная школа №»).

Указанный период работы также не включен ответчиком в подсчет специального педагогического стажа истца, что является неправомерным.

Между сторонами отсутствует спор по наименованию должности «учителя», в которой работал истец в указанный спорный период.

Однако, Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, действующих на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной пенсии и на момент рассмотрения дела судом, в разделе «Наименование учреждений» такое учреждение как - МУО «Учебно-воспитательный комплекс-школа №» ( ныне МУО «Средняя школа - лицей №), не предусмотрено.

Как указывалось выше, пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 года № 30 «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу указанных федеральных законов применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.

Таким образом, для определения права на включение периода работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя начальных классов в МОУ «Учебно-воспитательный комплекс-школа №» (ныне МОУ «Средняя общеобразовательная школа №»), подлежит применению в период до ДД.ММ.ГГГГ Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №, где в разделе «Наименование учреждений» предусматривался такой вид учреждения как «школы всех типов и наименований».

Судом установлено, что средняя школа № <адрес> создана ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № зарегистрировано муниципальное учреждение образования «Учебно-воспитательный комплекс на базе средней общеобразовательной школы №» <адрес>.

Согласно Устава указанного учреждения, УВК является муниципальным учреждением образования при Чебоксарской средней школе №, задачами которого является обучение и воспитание детей и др.

Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № изменен статус учебно-воспитательного комплекса - школа № на статус школы-лицея, утверждено Положение об общеобразовательной средней школе-лицее №.

ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован Устав МУО «Учебно-воспитательный комплекс-школа №» в новой редакции на основании постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно указанного Устава учреждение является муниципальным учреждением образования, созданное на базе средней школы № <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Постановлением главы администрации <адрес> № указанное учреждение переименовано в Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №», а ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа начальника управления образования администрации <адрес> № - в Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № <адрес>».

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в ходе перерегистрации наименований учреждения, само муниципальное образовательное учреждение вне зависимости от его наименований выполняло все функции образовательного учреждения, осуществляло образовательный процесс, реализовывало стандартную образовательную программу по учебным планам, утвержденным Министерством образования Российской Федерации, то есть функционировало как образовательное учреждение. В результате переименования учреждения обязанности истца не изменялись.

При таких обстоятельствах наименование образовательного учреждения как МОУ «Учебно-воспитательный комплекс-школа №», не препятствует включению периода работы истца в данном общеобразовательном учреждении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Несоответствие наименования учреждения, в котором работала истец, наименованиям учреждений, включенных в Список, само по себе не может служить основанием для отказа во включении указанного периода работы в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Несвоевременное приведение работодателем учреждения в соответствие с требованиями закона также не может являться основанием для отказа в защите пенсионных прав.

Таким образом, период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя начальных классов в МОУ «Учебно-воспитательный комплекс-школа №» (ныне МОУ «Средняя общеобразовательная школа №») подлежат включению в специальный стаж.

Из материалов пенсионного дела, уточняющих справок следует, что истец находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора и трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за время работы в должности учителя начальных классов в школе в средней школе № (ныне МОУ «Средняя общеобразовательная школа № <адрес>»).

Положения пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, не предусматривают включение в специальный трудовой стаж периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, трех лет.

Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в статью 71 Основ законодательства Союза СССР и союзных республик о труде, в соответствии с которыми было предусмотрено предоставление частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, отменив данное положение.

Таким образом, на момент ухода истца в отпуска по уходу за ребенком до достижениям им возраста 1,5 и 3-х лет действовавшее на тот период законодательство не предусматривало право включения указанных периодов в стаж работы.

Федеральным законом от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР» также внесены в ст. 167 КЗоТ РСФСР изменения, согласно которым отпуск по уходу за ребенком перестал засчитываться в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности.

При таких обстоятельствах требования истца о включении в специальный педагогический стаж периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежат.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней при условии, что заявителем выработан необходимый стаж.

Днем обращения считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Казакова С.В. с таким заявлением обратилась ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая то, что к указанному времени, даже с учетом включенных судом периодов ее работы, Казаковой С.В. не выработан необходимый стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», требования истца о досрочном назначении такой пенсии удовлетворению также не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

исковые требования Казаковой С.В. удовлетворить частично.

Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии обязанность по включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Казаковой С.В. периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя общежития СПТУ №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя начальных классов в МОУ «Учебно-воспитательный комплекс-школа №» (ныне МОУ «Средняя общеобразовательная школа №»).

В удовлетворении требований Казаковой С.В. о возложении на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии обязанности по включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, периода учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Марийском государственном педагогическом институте им. Н.К. Крупской; периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождения в отпусках по уходу за ребенком до 1,6 и 3-х лет; назначению выплаты трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, с ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи кассационной жалобы через Калининский районный суд г. Чебоксары ЧР в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения, то есть начиная с 18 мая 2011 года.

Судья: С.Н. Федярова