об обязании назначить вторую пенсию по случаю потери кормильца



Дело № 2-831-2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 мая 2011 года г. Чебоксары

Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Мартьяновой А.В., при секретаре судебного заседания Антоновой О.Г., с участием представителей истца Охилькова В.М. и Кошкина Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Охильковой Ю.Т. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии об обязании назначить вторую пенсию по случаю потери кормильца, взыскании задолженности,

у с т а н о в и л :

Охилькова Ю.Т. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики, в котором с учетом уточнений просит обязать назначить вторую пенсию по случаю потери кормильца в размере <данные изъяты>. ежемесячно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать задолженность, образовавшуюся с <данные изъяты> в размере <данные изъяты>.

Исковые требования мотивированы тем, что она, являясь получателем пенсии по старости, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> с заявлением об установлении государственной пенсии по случаю потери кормильца - супруга О., отнесенного к категории «А» граждан из подразделений особого риска, причиной смерти которого явилось воздействие радиационного фактора при непосредственном участии в действиях подразделениях особого риска. Управлением Пенсионного фонда РФ в <адрес> в назначении второй пенсии Охильковой Ю.Т. было отказано. Считает данный отказ незаконным, поскольку указанная выплата предусмотрена ч.3 ст.29 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Указывая на наличие необходимого условия для назначения второй пенсии - получение повреждения здоровья вследствие военной травмы- просит обязать ответчика назначить вторую пенсию по случаю потери кормильца и задолженность по ее уплате на основании п.п.2 п.4 ст.15 ФЗ от 15 декабря 2011 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В судебное заседание истец Охилькова Ю.Т., извещенная надлежащим образом, в суд не явилась, решен вопрос о рассмотрении дела без его участия.

Представители истца Охилькова В.М. и К. уточненные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, и вновь привели их суду.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в г. Чебоксары - Чувашии, извещенный надлежащим образом, в суд не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело без его участия и отказать в удовлетворении иска.

Представитель третьего лица Отделения пенсионного фонда по Чувашской Республике, также извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, решен вопрос о рассмотрении дела без его участия.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Охилькова Ю.Т. является получателем пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Решением Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии № 461 от ДД.ММ.ГГГГ Охильковой Ю.Т., являющейся получателем пенсии по старости, в назначении государственной пенсии по случаю потери кормильца отказано на основании ФЗ от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Истица считает решение Пенсионного органа незаконным, полагая, что она имеет право на назначение второй пенсии по потере кормильца, поскольку ее умерший супруг отнесен к категории «А» граждан из подразделений особого риска.

На основании п.2 ст. 3 ФЗ от 15 декабря 2011 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрено, что гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу п.2 ст.3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 года N 166-ФЗ право на одновременное получение двух пенсий предоставляется:

1) гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы;

2) участникам Великой Отечественной войны;

3) родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий).;

4) вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак.

5) гражданам, указанным в подпункте 11 пункта 1 статьи 10 настоящего Федерального закона. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 3 (с применением пункта 4) статьи 17 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 3 (с применением пункта 4) статьи 17 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца);

6) гражданам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда;

7) членам семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов, предусмотренных статьей 7.1 настоящего Федерального закона.

К нетрудоспособным членам семей относятся члены семьи, указанные в пункте 3 части первой статьи 29 Закона Российской федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет 9соответственнос мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при условии отсутствия лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.

В п.3 ч.1 ст. 29 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» перечислены члены семьи:

- участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на сборы военнообязанных, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, государственной безопасности, гражданской обороны, а также умершего инвалида вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой - как вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте;

-нетрудоспособные родители независимо от нахождения их на иждивении погибшего (умершего) кормильца;

-дети, не достигшие возраста 18 лет, а также учащиеся дети до окончания среднего или высшего учебного заведения, но не долее достижения ими 25-летнего возраста;

-супруг (жена, муж), если он занят уходов за детьми погибшего (умершего) кормильца, не достигшими 14 лет, независимо от того, работает супруг или нет;

-супгуг (жена, муж) независимо от нахождения кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста, а мужем 55-летнего возраста или до наступления инвалидности.

Судом установлено, что истица является вдовой О., принимавшего непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в подпункте «а» пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-а (л.д.3,4)

Охилькова Ю.Т. к перечисленным в ст.29 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и ст.3 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» лицам не относится.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" было распространено действие Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в пределах, установленных настоящим Постановлением.

При этом указанным гражданам, ставшим инвалидами, гарантируются меры социальной поддержки, установленные в частности статьей 29 (за исключением абзаца второго пункта 2 части первой) Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Пунктом 2 названного Постановления предусмотрено, что семьям, потерявшим кормильца из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 3, 7, 8, 12 - 14 части первой статьи 14, частью четвертой статьи 39, а также статьями 41 и 42 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

На основании ст. 29 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" РФ от 15.05.1991 N 1244-1» гарантируется назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления настоящего Закона в силу, по их желанию в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" или Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В таком же порядке назначаются пенсии по случаю потери кормильца членам семей граждан, погибших (умерших) вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Из изложенного следует, что на членов семей ветеранов подразделений особого риска, потерявших кормильца, действие статьи 29 указанного Закона, предусматривающей назначение пенсии по случаю потери кормильца независимо от других видов пенсий, пособий и доходов, не распространено.

Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, введенный в действие с 1 января 2005 года, внес в названные выше Постановление Верховного Совета Российской Федерации и в базовый Закон изменения и дополнения, повлиявшие на объем льгот, предоставляемых лицам, пострадавшим вследствие радиационного воздействия. В частности, с 1 января 2005 года инвалидам из числа граждан, перечисленных в пункте 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1, гарантируется предоставление только мер социальной поддержки в пределах, установленных пунктом 2 названного Постановления.

Решением Санкт-Петергбургского регионального межведомственного экспертного о совета от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что причина смерти О. связана с воздействием радиационных факторов при непосредственном участии в действиях подразделений особого риска.

Охилькова Ю.Т. является вдовой участника испытаний ядерного оружия, умершего вследствие воздействия радиационных факторов с непосредственным участием в подразделениях особого риска. К категории инвалидов, перечисленных в ст. 21 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», О. не относится, в связи с чем оснований для назначение его супруге второй пенсии не имеется.

Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ничем не опровергнуты.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку смерть О. наступила не вследствие военной травмы и не связана с увечьем, полученным при исполнении обязанностей военной службы, связанным с аварией на ЧАЭС, вследствие чего истица не обладает правом на получение второй пенсии - пенсии по случаю потери кормильца. О. не относится к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем для назначения пенсии по потере кормильца его вдове Охильковой Ю.Т. как члену семьи умершего ветерана подразделения особого риска не имеется.

Учитывая, что истцу отказано в удовлетворении требования о назначении второй пенсии по случаю потери кормильца, суд отказывает и в удовлетворении требования о взыскании задолженности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Охильковой Ю.Т. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> об обязании назначить вторую пенсию по случаю потери кормильца, взыскании задолженности, отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики через Калининский районный суд <адрес> в течение десяти дней со дня вынесения судом решения.

Судья А.В. Мартьянова