о признании действий судебного пристава-исполнителя незаконными, прекращении исполнительного производства



Дело № 2-2113-2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

25 мая 2011 года гор. Чебоксары

Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Мартьяновой А.В., при секретаре судебного заседания Антоновой О.Г., с участием заявителя Андреева Г.П., представителя управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике Федоровой Т.Ю,, судебного пристава-исполнителя Калининского РОСП УФССП по ЧР Тюкаревой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Андреева Г.П. о признании действий судебного пристава-исполнителя <данные изъяты> по возбуждению исполнительного производства незаконными, прекращении исполнительного производства,

у с т а н о в и л :

Андреев Г.П. обратился в суд с заявлением о признании действий судебного пристава-исполнителя Калининского РОСП УФССП по ЧР по возбуждению исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ незаконными, прекращении исполнительного производства.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ им получено постановление о возбуждении исполнительного производства о взыскании с него суммы штрафа в размере <данные изъяты> рублей в пользу <данные изъяты>. После получения указанного постановления Андреев Г.П. обратился к судебному приставу-исполнителю с просьбой об окончании исполнительного производства, однако его заявление по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в нарушение ч.4 ст.45 ФЗ «Об исполнительном производстве» не рассмотрено. ДД.ММ.ГГГГ Андреев Г.П. обратился в <данные изъяты> с просьбой о заключении мирового соглашения, однако ДД.ММ.ГГГГ получил ответ о том, что <данные изъяты> не является взыскателем, а потому оснований для заключения мирового соглашения не имеется. Поскольку в исполнительном листе неверно указан взыскатель, полагает, что исполнительное производство возбуждено незаконно и подлежит прекращению.

В судебном заседании заявитель Андреев Г.П. поддержал свое заявление по изложенным в нем основаниям, и вновь привел их суду.

Заинтересованное лицо -судебный пристав-исполнитель Калининского РОСП г. Чебоксары Тюкарева А.А. просила в удовлетворении заявления отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве, указала, что ДД.ММ.ГГГГ Андреев Г.П. направил судебному приставу-исполнителю В. заявление с просьбой о составлении акта о невозможности взыскания штрафа в сумме <данные изъяты> рублей и в соответствии с ним вынести постановление об окончании исполнительного производства, на которое судебным приставом-исполнителем ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ об отказе в удовлетворении заявления; полагает, что срок обжалования постановления о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ пропущен.

Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по ЧР Федорова Т.Ю. просила отказать в удовлетворении заявления по основаниям, изложенным в письменном отзыве, указала, что судебным приставом-исполнителем соблюдены все нормы Закона об исполнительном производстве.

Представитель заинтересованного лица Следственного управления следственного комитета России по чувашской Республике, извещенный надлежащим образом, в суд не явился, решен вопрос о рассмотрении дела без его участия.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исполнительное производство №, суд приходит к выводу о необходимости отказать в удовлетворении требований.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Калининского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по ЧР В. на основании исполнительного листа, выданного на основании <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Андреева Г.П. денежной суммы в размере <данные изъяты> рублей в пользу <данные изъяты>, возбуждено исполнительное производство №.

Андреев Г.П. указывает, что получил копию постановления о возбуждении исполнительного производства ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 2 данного постановления Андрееву Г.П. установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

ДД.ММ.ГГГГ Андреев Г.П. обратился к судебному приставу-исполнителю Калининского РОСП <адрес> В. с заявлением о прекращении исполнительного производства и возвращении исполнительного листа на основании ст.17, п.п.1, п.3 ст.46, п.п.3 п.1 ст.47 ФЗ «Об исполнительном производстве»

Данный факт не отрицается и заинтересованными лицами.

ДД.ММ.ГГГГ Андреев Г.П. обратился в <данные изъяты> с заявлением о заключении мирового соглашения в части выплаты присужденной на основании приговора суда суммы (л.д.6), на что и.о. руководителя отдела процессуального контроля П. письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответил отказом, указывая на то, что <данные изъяты> штрафы, подлежат взысканию в доход государства, в связи с чем <данные изъяты> не может являться взыскателем в исполнительном производстве (л.д.5).

Андреев Г.П. просит признать действия судебного пристав-исполнителя <данные изъяты> <адрес> В. по возбуждению исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ незаконными.

В соответствии со ст. 6 Федерального Конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Указанные положения федерального конституционного закона заложены и в ст. 13 ч.2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно ст. ст. 5, 14 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об и исполнительном производстве», принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов. Решения же по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (должностными лицами службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.

На основании ст. 30 данного Закона судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

При таких обстоятельствах возбуждение исполнительного производства судебным приставом - исполнителем Калининского РОСП г. Чебоксары является правомерным и требования судебного пристава-исполнителя в силу закона являются обязательными.

Согласно ч.2 ст.441 ГПК РФ заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо, в десятидневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов.

Постановление о возбуждении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем Калининского РОСП г. Чебоксары возбуждено ДД.ММ.ГГГГ, копию постановления Андреев Г.П. получил ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок на подачу заявления об оспаривании постановлений судебного пристава начинает течь именно с этого момента.

Между тем, с жалобой на действия судебного пристава-исполнителя Андреев Г.П. обратился в суд только ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском установленного десятидневного срока.

Доказательств к тому, что заявитель был лишен возможности своевременно оспорить указанные действия судебного исполнителя, не представлено.

Пропуск установленного законом срока для обращения в суд за защитой нарушенного права при отсутствии доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин пропуска срока, является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.

В силу ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае отказа в иске в связи с признанием неуважительными причин пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда указывается только на установление судом данных обстоятельств.

На основании изложенного, ввиду пропуска заявителем 10-ти дневного срока для обращения в суд с жалобой на действия судебного пристава-исполнителя по возбуждению исполнительного производства, суд приходит к выводу о необходимости в удовлетворении заявленных требований отказать.

В силу требований ст. 43 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство прекращается судом в случаях :

1) смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;

2) утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий);

3) отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю;

4) в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.

Частью 2 ст.43 указанного закона перечислены основания для прекращения исполнительного производства судебным приставом, а именно:

1) принятия судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа;

2) принятия судом отказа взыскателя от взыскания;

3) утверждения судом мирового соглашения между взыскателем и должником;

4) отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;

5) отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство;

6) прекращения по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ.

Оснований для прекращения исполнительного производства, приведенный в данной норме закона, не имеется, что является основанием для отказа в удовлетворении требований Андреева Г.П. в части прекращения исполнительного производства.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 441 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении заявления Андреева Г.П. о признании действий судебного пристава-исполнителя Калининского РОСП УФССП по ЧР по возбуждению исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, прекращении исполнительного производства, отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики через Калининский районный суд г. Чебоксары в течение десяти дней со дня вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья А.В.Мартьянова