Дело № 2-1526/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 мая 2011 года г.Чебоксары
Калининский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Мулеевой С.М., при секретаре судебного заседания Новиковой З.А.,
с участием заместителя Чебоксарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики Вырастайкина В.В., представителя ответчика ФКУ «ИК №4 УФСИН по ЧР- Чувашии» Васильева А.Г., представителя третьих лиц УФСИН по ЧР- Чувашии Шульги Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чебоксарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике- Чувашии» об обязании провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в промышленном здании колонии в количестве 184 рабочих места,
установил:
Чебоксарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике- Чувашии» об обязании за счет собственных материальных средств, а при их недостаточности за счет средств Российской Федерации, выделяемых Федеральной службе исполнения наказаний России, представленной на территории Чувашской Республики Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по ЧР- Чувашии, закончить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в административных и промышленных зданиях колонии в количестве <данные изъяты> рабочих места.
В ходе рассмотрения дела прокурором подано уточненное исковое заявление об обязании ФКУ ИК-4 УФСИН России по ЧР в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в промышленном здании колонии в количестве <данные изъяты> рабочих места. Требования мотивированы тем, что Чебоксарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в ИУ ЧР в ходе проверки соблюдения требований трудового законодательства в ФКУ ИК-4 УФСИН России по ЧР - Чувашии ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что администрация названного учреждения не выполняет нормы статей 22,209, 212 Трудового кодекса РФ, касающихся аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации работ по охране труда, в результате чего нарушаются гигиенические и другие нормы безопасности труда. Не аттестовано по условиям труда в промышленных зданиях колонии (центр трудовой адаптации осужденных - ЦТ АО) 184 рабочих места. В целях устранения нарушений закона прокурором ДД.ММ.ГГГГ внесено представление в адрес начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по ЧР, однако должных мер к устранению указанных нарушений закона ФКУ ИК-4 УФСИН России по ЧР не принято, что ставит под угрозу безопасность условий труда работников, препятствует ознакомлению работающих с условиями труда и не позволяет определить право работников на предоставление компенсаций и льгот в связи с особыми условиями работы. Проверка соблюдения требований безопасности и охраны труда показала, что администрация ФКУ ИК-4 УФСИН России по ЧР - Чувашии бездействует и не обеспечивает безопасных условий труда всем своим работникам, чем нарушает требования статей 22, 209, 212 Трудового кодекса РФ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, в результате чего создает угрозу повышенного производственного травматизма. Непроведение аттестации рабочих мест в ФКУ ИК-4 УФСИН России по ЧР - Чувашии нарушает права и интересы граждан, работающих в данной организации, которым Конституцией РФ гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В результате текучести кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица. Кроме того, аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте. Такая аттестация проводится по условиям труда, это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать. Согласно п.п. 1 и 5 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 31.08.2007 №569, аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места, сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место подлежит аттестации не реже одного раза в пять лет. Обеспечение безопасных условий и охраны труда, в том числе проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в ФКУ ИК-4 УФСИН России по ЧР - Чувашии должно быть произведено за счет средств ФКУ ИК-4 УФСИН России по ЧР - Чувашии, выделяемых Федеральной службе исполнения наказаний России, представленной на территории Чувашской Республики Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии.
В судебном заседании заместитель Чебоксарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики ФИО4 исковые требования поддержал по изложенным в нем основаниям и вновь привел их суду.
Представитель ответчика ФКУ «ИК №4 УФСИН по ЧР- Чувашии» ФИО5 пояснил, что учреждением принимаются меры по окончанию аттестации рабочих мест. Ко дню рассмотрения дела в суде произведена аттестация 103 рабочих мест, на стадии заключения находится проект договора о проведении
Представитель третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, УФСИН по ЧР- Чувашии, ФСИН России Шульга Н.В.просила в удовлетворении иска отказать, поддержав доводы представителя ответчика.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Статьей 37 Конституции РФ каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В соответствии со ст. 209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - система анализа и оценки рабочих мест для проведения оздоровительных мероприятий, ознакомления работающих с условиями труда, сертификации производственных объектов, для подтверждения или отмены права предоставления компенсаций и льгот работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда. Она проводится по условиям труда на рабочих местах в целях выявления вредных (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Согласно ст. ст. 22, 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда на работодателя.
Статья 210 ТК РФ указывает, что реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями не только "органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления", но также и работодателей, объединений работодателей, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда. Кроме того, в той же статье ставится задача по государственному содействию общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда.
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в соответствии со ст. 212 ТК РФ возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить:
-безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования,
осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве
инструментов, сырья и материалов;
-применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование
соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
-соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
-режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
П.п.1 и 5 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.08.2007 г. № 569, аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места, сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно быть аттестовано не реже одного раза в пять лет. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформляются в виде пакета документов, содержащего:
1) приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и привлечении к этой работе Аттестующей организации (при необходимости);
2) перечень рабочих мест организации, подлежащих аттестации рабочих мест по условиям труда, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда;
3) копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда Аттестующей организацией (в случае ее привлечения);
4) карты аттестации рабочих мест по условиям труда с протоколами измерений и оценок условий труда;
5) ведомости рабочих мест (РМ) подразделений и результатов их аттестации рабочих мест по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда;
6) план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации;
7) протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда;
8) приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов.
В соответствии с п.4 ст. 353 ТК РФ государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.
Осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в соответствии со ст. 356 ТК РФ возложено на государственную инспекцию труда
Как установлено в судебном заседании на основании приказа №186 от 31 марта 2011 года изменен тип федеральных бюджетных учреждений, подчиненных УФСИН по ЧР- Чувашии, в частности федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике- Чувашии» на федеральное казенное учреждение ««Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике- Чувашии».
ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесены изменения, о чем выдано свидетельство. На основании устава ФКУ «ИК № УФСИН по ЧР- Чувашии» учреждение является юридическим лицом.
По результатам проверки состояния законности в ФБУ ИК-4 УФСИН России по Чувашской Республике Чебоксарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях выявлены ЧР выявлены нарушения трудового законодательства, в частности, не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, в результате чего ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление об устранении нарушений трудовой законодательства.
Во исполнение указанного представления в адрес Чебоксарского прокурора по надзору за соблюдением законов ИУ ЧР ДД.ММ.ГГГГ поступило сообщение о том, что в учреждении проводится подготовительная работа по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда. В частности, заключен договор с аттестующей организацией ООО «Безопасность и охрана труда» на оказание услуг по аттестации <данные изъяты> рабочих мест швейного цеха.
ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения на проверку от ДД.ММ.ГГГГ № государственным инспектором труда в ЧР проведена проверка соблюдения трудового законодательства в ФБУ ИК-4 УФСИН России по ЧР, о чем составлен акт проверки №. В ходе проверки выявлены нарушения трудового законодательства, в том числе не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда в раскройном участке, ремонтно-механическом участке, что влечет нарушение ст. 212 ТК РФ.
По результатам проверки государственным инспектором труда в ЧР ФИО6 выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об обязании устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в частности, провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в раскройном участке, ремонтно-механическом участке в соответствии со ст. 212 ТК РФ до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> и ФБУ «Исправительная колония № 4 УФСИН по ЧР- Чувашии» заключен договор № <данные изъяты> оказание услуг по аттестации рабочих мест. Согласно п. 2.1.2 исполнитель обязался произвести услуги в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Из акта приема- сдачи выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что исполнителем- <данные изъяты>» выполнена аттестация <данные изъяты> рабочих мест по условиям труда и измерения вредных и опасных производственных факторов согласно договору <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Суду не представлено доказательств устранения ФКУ «ИК № 4 УФСИН РФ по ЧР» выявленных нарушений, в частности, о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда в количестве 184 рабочих места. С учетом изложенного исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в связи с чем, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в общей сумме 200 руб.
Руководствуясь ст. ст.194-198, 235 Гражданского процессуального кодекса РФ,
решил:
Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике- Чувашии» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в промышленном здании колонии(Центр трудовой адаптации осужденных) в количестве <данные изъяты> рабочих места в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике- Чувашии» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики через Калининский районный суд г.Чебоксары в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.М.Мулеева
Мотивированное решение изготовлено 27 мая 2011г.