Дело № 2-48-11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 мая 2011 года город Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Смирновой Е.Д., при секретаре судебного заседания Герасимовой М.В., с участием истца Лукьяненко Е.А., представителя ответчика МОУ «СОШ №» Беляева А.В., представителя третьего лица управления образования администрации г. Чебоксары Елисеевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лукьяненко Е.А. к Муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №» о взыскании стимулирующей части заработной платы, доплаты за время ежегодного оплачиваемого отпуска, процентов за их несвоевременную выплату, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л :
Лукьяненко Е.А. (с учетом последующего уточнения в части компенсации морального вреда) обратилась в суд с иском к МОУ «СОШ №» о взыскании невыплаченной стимулирующей части заработной платы с января 2009 года по август 2009 года за период работы с сентября 2008 года по декабрь 2008 года в размере <данные изъяты> рублей, процентов за задержку в её выплате в размере <данные изъяты>., недоначисленной оплаты ежегодного оплачиваемого отпуска в размере <данные изъяты> рублей в связи с невключением в средний заработок для исчисления отпускных стимулирующей части заработной платы, процентов за задержку в её выплате в размере <данные изъяты>. и компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
Исковые требования мотивированы тем, что истец работает у ответчика с ДД.ММ.ГГГГ преподавателем технологии, с ней был заключен трудовой договор, где предусмотрены общие положения, регулирующие трудовые отношения. С 2009 года была введена новая система оплаты труда, в соответствии с которой заработная плата педагога состоит из оклада, компенсаций и стимулирующих выплат. С января 2009 года по апрель 2009 года стимулирующие выплаты ей не выплачивались. Согласно введенной новой системе оплаты труда размер стимулирующей выплаты определяется в зависимости от показателей деятельности каждого работника учреждения. Оценку работы преподавателя в баллах осуществляет рабочая комиссия на основе аналитической справки, представляемой к 10 января за прошедший отработанный период с января по август. По результатам оценки составляется сводный оценочный лист, результаты оценки заносятся в протокол утверждения сводного оценочного листа. Каждому начисленному баллу соответствует выплата в размере <данные изъяты> рублей. На основании протокола оценочной комиссии приказом директора школы устанавливаются размеры стимулирующих выплат. Стимулирующие выплаты ей в спорный период времени за прошедший отработанный период с сентября по августа 2008 года не производились, в связи с чем средняя заработная плата была меньше и отпускные были выплачены в меньшем размере. Незаконными действиями ответчика по невыплате заработной платы в полном объеме ей причинен моральный вред.
Истец Лукьяненко Е.А. исковые требования в уточненном варианте поддержала по изложенным в иске основаниям и вновь привела их суду.
Представитель ответчика МОУ «СОШ №» Беляев А.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия три года, исковые требования не признали, ссылаясь на необоснованность заявленных требований, а также на пропуск срока обращения в суд.
Представитель третьего лица Управления образования администрации г. Чебоксары Елисеева Т.В., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования также не признала за необоснованностью.
Представитель третьего лица Министерства финансов Чувашской Республики Соколова Н.К., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в предыдущем судебном заседании исковые требования полагала не подлежащими удовлетворению, указав, что стимулирующая часть заработной платы истцу выплачена в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец Лукьяненко Е.А. работает в МОУ «СОШ №» учителем технологии.
В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Постановлением Правительства РФ от 05 августа 2008 года № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» введена новая система оплаты труда для работников бюджетных учреждений, предусматривающая и выплаты стимулирующего характера.
Пунктом 5 Положения об установлении системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденного вышеуказанным постановлением Правительства, размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Приказом Министерства финансов РФ от 30 октября 2008 года № 120н утверждено Примерное Положение об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений, находящихся в введении Министерства финансов РФ по виду экономической деятельности «Образование».
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 ноября 2008 года № 349 утверждено Положение об оплате труда работников бюджетных учреждений Чувашской Республики, занятых в сфере образования и науки, согласно которому оно разработано в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 октября 2008 года № 317 «О введении новых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений Чувашской Республики, а также гражданского персонала милиции общественной безопасности, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Чувашской Республики».
Согласно п. 1.4. этого Положения фонд оплаты труда работников учреждений формируется на календарный год исходя из объема лимитов бюджетных обязательств по бюджетным средствам и средствам, поступающим от приносящей доход деятельности. Средства на оплату труда, формируемые за счет бюджетный ассигнований, могут направляться учреждениями на выплаты стимулирующего характера. При этом, начиная с 1 января 2010 года объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30% средств на оплату труда, формируемых за счет бюджетных ассигнований.
Фонд оплаты труда работников учреждений состоит из базовой и стимулирующей частей фонда оплаты труда, а также выплат компенсационного характера. Стимулирующая часть фонда оплаты труда (ФОТст) определяется по формуле:
ФОТст = ФОТоу х Дст, где:
ФОТст - стимулирующая часть фонда оплаты труда работников учреждения;
ФОТоу - Фонд оплаты труда работников учреждений;
Дст - стимулирующая доля ФОТоу (п. 1.5.).
Во исполнение постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 октября 2008 года № 317 распоряжением администрации г. Чебоксары от 29 октября 2008 года № 4016-р с 1 января 2009 года введены новые системы оплаты труда работников бюджетных учреждений г. Чебоксары, оплата которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений г. Чебоксары, финансируемых из бюджета г. Чебоксары.
Постановлением администрации г. Чебоксары от 31 декабря 2008 года № 337 утверждено Положение об оплате труда работников муниципальных бюджетных учреждений, подведомственных управлению образования администрации г. Чебоксары, п. 1.2. которого предусмотрено, что условия оплаты труда, включая размер оклада (ставки) работника, повышающие коэффициенты к окладам (ставкам), выплаты компенсационного и стимулирующего характера являются обязательными для включения в трудовой договор.
Согласно п. 1.7. названного Положения учреждение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников самостоятельно устанавливает размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования согласно настоящему Положению.
В соответствии с п. 1.6. этого Положения, предусматривающим установление системы оплаты труда работников учреждений коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, приказом директора МОУ «СОШ №» Г. от 30 марта 2009 года № 56/1 утверждено Положение распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников МОУ «СОШ №», в котором формирование стимулирующей части фонда оплату труда приведено аналогично предусмотренному в п. 1.5. Положения об оплате труда работников бюджетных учреждений Чувашской Республики, занятых в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 ноября 2008 года № 349.
Согласно пояснениям представителей третьих лиц стимулирующая доля фонда оплаты труда работникам МОУ «СОШ №» на 2009 год в процентном соотношении не была установлена, ввиду чего стимулирующая часть фонда оплаты труда работников учреждения определялась по остаточному принципу путем вычета из Фонда оплаты труда базовой части фонда оплаты труда и выплат компенсационного характера.
Таким образом, выплата стимулирующей части заработной платы работникам школы зависело от наличия стимулирующей части фонда оплаты труда работников в МОУ «СОШ №» на 2009 год.
В целях определения соответствующей части фонда оплаты труда работников МОУ «СОШ №» судом была назначена судебная финансовая экспертиза.
Исследовав первичную финансовую документацию, по представлению которой на ответчиков судом была возложена обязанность, заключение экспертизы (уточненное) представлено в суд ДД.ММ.ГГГГ.
Выводы экспертизы следующие.
1. По вопросу о размере фонда оплаты труда работников МОУ «СОШ №», установленного на 2009 год.
Бюджетное финансирование на оплату труда в 2009 году предусмотрено в сумме <данные изъяты> рублей.
Тарификационным списком учителей и других школьных работников школы №, утвержденным руководителем школы № на 2009 год, предусмотрена оплата труда в сумме <данные изъяты>., состоящая из:
- гарантированной оплаты труда в сумме <данные изъяты>., с учетом повышающего коэффициента за выслугу лет;
- надбавки в виде повышающих коэффициентов в сумме <данные изъяты>.;
- компенсационных выплат в сумме <данные изъяты>.;
- стимулирующих выплат в сумме <данные изъяты>.;
- непоименованных выплат в сумме <данные изъяты> рублей.
Фактическое использование бюджетного финансирования на оплату труда, подтвержденное расходным расписанием (справками по заработной плате за 2009 год, составленными на основании расходных расписаний), подтверждено в сумме <данные изъяты> рублей.
2. По вопросу о размере базовой части фонда оплаты труда работников МОУ «СОШ №» на 2009 год.
Размер базовой части фонда оплаты труда утвержден тарификационным списком учителей и других работников школы № на 2009 год в сумме <данные изъяты>.
Размер повышающих коэффициентов утвержден тарификационным списком учителей и других работников школы № на 2009 год в сумме <данные изъяты>.
Гарантированная оплата труда, состоящая из базовой части оплаты труда и надбавок в виде повышающих коэффициентов, утверждена тарификационным списком в сумме <данные изъяты>
Фактическая оплата базовой части оплаты труда с учетом повышающих коэффициентов и доплат в виде разницы между минимальной оплатой 2008 года и установленной постановлением главы администрации г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ № «Об оплате труда работников муниципальных бюджетный учреждений, подведомственных управлению образования администрации г. Чебоксары» оплатой, составляет <данные изъяты>.
Экономия фонда оплаты труда составила <данные изъяты>. (разница между бюджетным ассигнованием и фактической оплатой: <данные изъяты>
3. По вопросу о размере выплат компенсационного характера МОУ «СОШ №» на 2009 год.
Размер компенсационных выплат предусмотрен тарификационным списком учителей и других работников школы № на 2009 год в сумме <данные изъяты>.
Фактический размер компенсационных выплат подтвержден справкой о размерах произведенных компенсационных выплат за 2009 год в сумме <данные изъяты>.
4. По вопросу о размере стимулирующей части фонда оплаты труда работников МОУ «СОШ №» на 2009 год.
Размер стимулирующих выплат предусмотрен тарификационным списком учителей и других работников школы № на период работы с января по август 2009 года в размере <данные изъяты>.
В 2009 году по приказам начислены стимулирующие выплаты за качество работы в сумме <данные изъяты>., из них по результатам работы:
- за январь-август 2008 года в сумме <данные изъяты>.;
- за сентябрь-декабрь 2008 года в сумме <данные изъяты>.;
- за январь-август 2009 года в сумме <данные изъяты>.
5. По вопросу о том, предусматривались ли стимулирующие выплаты работникам МОУ «СОШ №» в январе-августе 2009 года (помесячно-поквартально).
Тарификационным списком предусмотрены стимулирующие выплаты в период с января по август 2009 года в сумме <данные изъяты>. из расчета по <данные изъяты>. ежемесячно.
Размер стимулирующих выплат, утвержденный тарификационным списком на 2009 год, может быть изменен в пределах экономии от утвержденных ассигнований на оплату труда работников учреждения, а также средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, направляемых учреждением на оплату труда работников учреждения (раздел IV Положения о распределении стимулирующей части оплаты труда работников МОУ «СОШ №», утвержденное приказом директора от 30 марта 2009 года № 56/1).
6. По вопросу о том, осуществлялись ли фактически стимулирующие выплаты работникам МОУ «СОШ №» в январе-августе 2009 года и в каком размере.
Выплаты стимулирующего характера за качество работы с января по август 2008 года, проведенные в январе 2009 года по приказу от 31 января 2009 года № 21, являются необоснованными.
Фонд оплаты труда, предусматривающий оплату труда в период с января по август 2009 года, в том числе и стимулирующие выплаты, за качество работы с сентября по декабрь 2008 года, занижен на сумму <данные изъяты>., в том числе, педагогическому персоналу в сумме <данные изъяты>
Необоснованное отвлечение средств в январе 2009 года повлекло к неполной оплате стимулирующей части оплаты труда за качество работы с сентября по декабрь 2008 года всех работников школы №.
7. По вопросу о том, были ли осуществлены стимулирующие выплаты за спорный период в иное время в октябре-декабре 2009 года.
Стимулирующая оплата труда за качество выполняемой работы с сентября по декабрь 2008 года производилась педагогическим работникам в сентябре 2009 года в сумме <данные изъяты>. приказом от ДД.ММ.ГГГГ № дополнительно к приказу от ДД.ММ.ГГГГ №.
Стимулирующая оплата труда за качество работ с сентября по декабрь 2008 года в сумме <данные изъяты>. производилась в сентябре 2009 года по приказу от ДД.ММ.ГГГГ № в нарушение Положения о распределении стимулирующей части оплаты труда. Выплата по указанному приказу в сумме <данные изъяты>., педагогическим работникам в сумме <данные изъяты>., является стимулирующей оплатой труда за качество выполняемой работы с января по август 2009 года.
С сентября по декабрь 2009 года по приказам №№ 190, 191, 223, 245 производилась стимулирующая часть оплаты труда за качество выполняемой работы с января по август 2009 года.
Баллы, примененные при распределении стимулирующей части оплаты труда за качество выполняемой работы с января по август 2009 года по приказам №№ 190, 191, 223, 245 не соответствуют баллам, утвержденным сводным оценочным листом.
8. По вопросу об осуществленных размерах стимулирующих выплат преподавателю технологии МОУ «СОШ №» Лукьяненко Е.А. за январь-август 2009 года.
В период с января по октябрь 2009 года Лукьяненко Е.А. начислены выплаты стимулирующего характера за качество выполняемой работы с сентября по декабрь 2008 года:
- согласно приказам от ДД.ММ.ГГГГ № в размере <данные изъяты>. и от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., всего в размере <данные изъяты>;
- по данным экспертизы - <данные изъяты>.: приказом от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>. и приказом от ДД.ММ.ГГГГ № в размере <данные изъяты>.;
- по расчетным листкам <данные изъяты>).
Стимулирующая часть оплаты труда за качество выполняемой работы с сентября по декабрь 2008 года начислена с января по октябрь 2009 года в завышенном размере. Сумма завышения составила <данные изъяты>.
Не начислена стимулирующая часть оплаты труда за качество выполняемой работы с сентября по декабрь 2008 года в сумме <данные изъяты>. вследствие использования средств оплаты труда 2009 года на выплаты стимулирующего характера за качество работы с января по август 2008 года по приказу от ДД.ММ.ГГГГ № в нарушение системы оплаты труда, предусмотренной законодательством и Положением об оплате труда.
Стимулирующая часть оплаты труда за качество выполняемой работы с января по август 2009 года начислена в период с октября по декабрь 2009 года:
Приказами в сумме <данные изъяты>.:
- № от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>.;
- № от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб.;
- № от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб.;
- № от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> коп.;
- № от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб.
По расчету экспертизы в сумме <данные изъяты>.:
- № от ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>.;
- № от ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>.;
- № от ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>.;
- № от ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>.;
- № от ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>.
По расчетным листкам Лукьяненко Е.А. в сумме <данные изъяты>.:
- в октябре 2009 года <данные изъяты>. (приказы №№ 189, 190, 191);
- в ноябре 2009 года в сумме <данные изъяты>. (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №);
- в декабре 2009 гола в сумме <данные изъяты> руб. (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №).
Выплата стимулирующей части оплаты за качество выполняемой работы с января по август 2009 года завышена на сумму <данные изъяты>
9. В расчете среднего заработка для начисления отпускных Лукьяненко Е.А. в июне 2009 года не учтены стимулирующие выплаты в сумме <данные изъяты>.
10. В период работы с июля по декабрь 2009 года перерасчет отпускных не производился.
Занижение отпускных вследствие невключения стимулирующих выплат при их расчете составило <данные изъяты>.
В соответствии с ст. 67 ГПК РФ.
Как следует из заключения экспертизы, в целях её проведения экспертом изучены Положение об оплате труда работников МОУ «СОШ №», утвержденное приказом директора школы от ДД.ММ.ГГГГ №; Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников МОУ «СОШ №», утвержденное тем же вышеупомянутым приказом директора школы; расходные расписания (справки по заработной плате); тарификационные списки на период работы с января по август 2009 года; тарификационные списки на период работы с сентября по декабрь 2008 года; сводные оценочные листы качества выполняемой работы с сентября по декабрь 2008 года, с января по август 2009 года; оценочные листы и аналитические справки Лукьяненко Е.А.; протоколы заседания оценочной комиссии; приказы о премировании №№ 21, 103, 189, 190, 191, 223, 245; справка о доходах физических лиц за 2009 год, представленная в налоговый орган; расчет среднего заработка и сумм к начислению на Лукьяненко Е.А.; расчетные листки по заработной плате Лукьяненко Е.А.; другие справки, представленные Управлением образования администрации г. Чебоксары.
Все названные документы имеются в материалах дела.
Из содержания заключения экспертизы следует, что за весь период с января по август 2009 года стимулирующая часть фонда оплаты труда работникам МОУ «СОШ №» на выплату стимулирующей части заработной платы за качество выполненной работы с сентября по декабрь 2008 года имелась в январе 2009 года, однако необоснованно была использована на выплату стимулирующей части оплаты труда за качество выполненной работы за период с января по август 2008 года; а также соответствующая часть фонда имелась в мае 2009 года, которая была направлена на выплату стимулирующей части заработной платы за период с сентября по декабрь 2008 года, в том числе и Лукьяненко Е.А.
Следовательно, в январе 2009 года истцу должна была быть выплачена стимулирующая часть заработной платы за качество выполненной работы в спорный период с сентября по декабрь 2009 года.
Как было указано выше, Положением об оплате труда работников МОУ «СОШ №» выплата стимулирующей части оплаты труда предусмотрена на основании оценочных листов, составляемых работниками по результатам качества выполненных работ с января по август и сентября по декабрь. Сроки сдачи оценочных листов предусмотрены не позднее 10 числа, следующего за отчетным периодом выполнения работы. Комиссия на основании оценочных листов работников утверждает сводный оценочный лист, показания которого применяются при выплате стимулирующей части оплаты труда.
Сводный оценочный лист за качество выполняемой работы с сентября по декабрь 2008 года окончательно был утвержден протоколом оценочной комиссии ДД.ММ.ГГГГ №, которым утверждены баллы педагогических работников 720, 5, административного персонала - 200 баллов, обслуживающего персонала - 158 баллов. В частности педагога Лукьяненко Е.А. - 39 баллов.
Стимулирующая часть оплаты труда, подлежащая выплате истцу в январе 2009 года, составит:
<данные изъяты>. (ФОТст стимулирующая часть фонда оплаты труда педагогам учреждения)/720, 5 (количество баллов педагогических работников школы)/39 баллов Лукьяненко Е.А. = <данные изъяты>.
Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца, поскольку сведений о её выплате впоследующем в материалах дела не имеется.
При этом, суд не принимает во внимание доводы стороны ответчика о том, что оснований к выплате стимулирующей части заработной платы в январе 2009 года не имелось, поскольку соответствующая часть фонда оплаты труда работников была направлена на выплату стимулирующей части оплаты труда на качество выполняемой работы в период с января по август 2008 года, в то время, когда стимулирующие выплаты работникам школ, в том числе МОУ «СОШ №», были предусмотрены постановлением администрации г. Чебоксары от 31 декабря 2008 года № 337 «Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципальных бюджетных учреждений, подведомственных управлению образования администрации г. Чебоксары», вступившим в силу с 01 января 2009 года, которым предусматривались стимулирующие выплаты за качество выполняемой работы за период с сентября по декабрь 2008 года.
В список школ, участвовавших в проекте по постановлению администрации г. Чебоксары от 22 октября 2007 года № 261 «О порядке формирования системы оплаты труда и стимулирования педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений г. Чебоксары Чувашской Республики», которым предусматривались соответствующие выплаты с января по август 2008 года, МОУ «СОШ №» не входило. Следовательно, имевшаяся стимулирующая часть фонда оплаты труда работников школы № неправомерно была направлена в счет оплаты стимулирующей части заработной платы за качество выполняемой работы в период с января по август 2008 года.
При взыскании задолженности по выплате стимулирующей части оплаты труда за январь 2009 года суд не учитывает то обстоятельство, что за качество выполняемой работы с сентября по декабрь 2009 года стимулирующая часть заработной платы Лукьяненко Е.А. переплачена в размере <данные изъяты>., поскольку данная сумма не относится к спорному периоду с сентября по декабрь 2008 года.
Истец просила взыскать проценты за задержку выплаты стимулирующей части заработной платы.
В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
На основании приведенных норм трудового законодательства суд считает обоснованным заявленное требование.
Как следует из содержания искового заявления и расчета, приложенного к нему, истец просила взыскать соответствующую денежную компенсацию с января по август 2009 года.
Суд считает возможным взыскать проценты за задержку выплаты стимулирующей части заработной платы, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в судебном заседании установлено, что 10-го числа каждого месяца является днем выдачи заработной платы учителям МОУ «СОШ №», и по ДД.ММ.ГГГГ, как того требует истец.
За указанный период количество просроченных к оплате дней составляет 237 дней. Ставка рефинансирования Банка России на день фактического расчета ДД.ММ.ГГГГ составляла 10, 75%. Проценты за нарушение срока выплаты стимулирующей части заработной платы за указанный период будут составлять: <данные изъяты>.
Следовательно, указанная сумма денежной компенсации также подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
При разрешении требования истца о взыскании недоначисленной оплаты ежегодного оплачиваемого отпуска в размере <данные изъяты> рублей в связи с невключением в средний заработок для исчисления отпускных стимулирующей части заработной платы, сторона ответчика заявила о пропуске срока обращения в суд.
В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При пропуске срока по уважительным причинам, он может быть восстановлен судом.
В судебном заседании истец просила восстановить пропущенный срок, ссылаясь на то, что о нарушении права на дополучение отпускных она узнала лишь в октябре 2009 года, когда за качество выполняемой работы в период с сентября по декабрь 2008 года ей была довыплачена стимулирующая часть оплаты труда за май 2009 года. Кроме того, указывала на обращения в прокуратуру Калининского района г. Чебоксары, прокуратуру Чувашской Республики, Управление образования администрации г. Чебоксары, ввиду чего обратилась в суд лишь в ноябре 2009 года.
Выше указывалось, что оценочный лист, которым Лукьяненко Е.А. было установлено 39 баллов, окончательно был утвержден протоколом оценочной комиссии ДД.ММ.ГГГГ. Отпускные она получила ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, в указанный день она должна была узнать о нарушении своего соответствующего права.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ», в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи) (п. 5).
Обращения в государственные органы истца, предшествовавшие её обращению в суд, не могут расцениваться в качестве уважительной причины пропуска срока обращения в суд. В этой связи суд считает невоможным восстановление ей этого срока.
На основании изложенного суд отказывает в удовлетворении требований истца о взыскании недовыплаченной суммы оплаты отпуска (с учетом пределов этого требования), а также денежной компенсации за задержку выплаты этой суммы, как вытекающего из первого требования.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ» разъяснено, что поскольку кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абз. 14 ч. 1) и 237 кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости (п. 63).
Принимая во внимание объем и характер причиненных истцу нравственных страданий в связи с невыплатой стимулирующей части заработной платы в январе 2009 года в течение более чем полгода, степени вины ответчика, требований разумности и справедливости, суд определяет компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с тем, что истец по настоящему делу освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подп. 1 п. 1 ст. 333. 36 Налогового кодекса РФ государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Взыскать с Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №», расположенного по адресу: <адрес>, в пользу Лукьяненко Е.А. задолженность по выплате стимулирующей части оплаты труда за январь 2009 года за качество выполняемой работы с августа по декабрь 2008 года в размере <данные изъяты>.;
проценты за задержку выплаты стимулирующей части заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>.;
компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Лукьяненко Е.А. к Муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №» отказать.
Взыскать с Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №», расположенного по адресу: <адрес>, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Калининский районный суд г. Чебоксары в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Е.Д. Смирнова
Мотивированное решение составлено 27 мая 2011 года.