Дело № 2-1516-2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июня 2011 года г. Чебоксары
Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Смирновой Е.Д., при секретаре судебного заседания Герасимовой М.В., с участием истца Толкачевой А.В., представителя ответчика Енцовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Толкачевой А.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии об установлении факта получения заработной платы, признании необоснованным отказа в перерасчете назначенной трудовой пенсии по старости и обязании произвести перерасчет пенсии,
у с т а н о в и л :
Толкачева А.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республике - Чувашии (далее - УПФРФ в г. Чебоксары) об установлении факта получения заработной платы, о признании необоснованным отказа в перерасчете назначенной трудовой пенсии по старости и обязании произвести перерасчет пенсии.
Требования мотивированы тем, что с ДД.ММ.ГГГГ она является получателем пенсии по старости, расчетный размер которой был определен исходя из ее среднемесячного заработка за 2000-2001 годы. ДД.ММ.ГГГГ Толкачева А.В. обратилась в УПФР в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии с заявлением о перерасчете размера назначенной ей трудовой пенсии по старости с использованием другого, более выгодного для нее среднемесячного заработка, исходя из расчетного периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, полученного во время работы в Строительно-монтажном управлении треста «ХХХ» <адрес>, поскольку расчетный период может быть определен также исходя из размера среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до ДД.ММ.ГГГГ в течение трудовой деятельности. Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ в перерасчете трудовой пенсии по старости было отказано в связи с непредоставлением документов, подтверждающих данный факт. Считает указанное решение незаконным, поскольку не имеет возможности представить в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Чебоксары документы о заработной плате в 1974-1983 годы в период работы в Строительно-монтажном управлении треста «ХХХ» <адрес> по независящим от нее причинам, однако имеет профсоюзный билет, косвенно подтверждающий фактический заработок, из которого можно сделать вывод о заработке Толкачевой А.В.; полагает, что отказ ответчика нарушает право на получение трудовой пенсии по старости из наиболее выгодного для нее варианта расчета среднемесячной заработной платы.
Истец Толкачева А.В. поддержала утоненные исковые требования по изложенным в нем основаниям, и вновь привела их суду, указала, что с 1978 года по декабрь 1979 года находилась в декретном отпуске, в связи с чем включению подлежат месяцы с октября 1979 года по март 1980 года
Представитель ответчика Енцова О.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия три года, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, указывая, что правовых оснований для перерасчета пенсии не имеется.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд установил следующие обстоятельства.
Согласно п.2 ст.18 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и п.2 ст.24 Федерального закона N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Министерство труда и социального развития РФ и Пенсионный фонд РФ по согласованию с Министерством внутренних дел РФ и Федеральной архивной службой России постановлением от 27 февраля 2002 г. N 16/19па утвердили Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
На основании п.2 ст. 30 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Судом установлено, что Толкачева А.В. является получателем пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Оценка пенсионных прав истца была произведена на основании п.3 ст.30 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" исходя из размера среднемесячного заработка за 2000-2001 годы.
С данным расчетом истец не согласна, поскольку расчет пенсии исходя из размера среднемесячного заработка за период с апреля 1974 года по сентябрь 1980 года, полученного во время работы в Строительно-монтажном управлении треста «ХХХ» <адрес>, является для нее наиболее выгодным, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УПФР в г. Чебоксары с заявлением о перерасчете трудовой пенсии исходя из размера среднемесячного заработка за любые 60 месяцев работы подряд в указанной выше организации.
Письмом УПФР в г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ № в перерасчете трудовой пенсии Толкачевой А.В отказано со ссылкой на то, что лицевые счета, расчетные ведомости по начислению заработной платы работникам управления в составе фонда № «ХХХ» на муниципальное хранение не передавались, факт произошедшего события, вследствие которого утрачены документы о заработке предприятия не установлен, в связи с чем сведения об уплате членских взносов, указанные в профсоюзном билете, при исчислении пенсии приняты во внимание быть не могут.
На основании п. 3 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» возможно исчисление размера пенсии с учетом среднемесячного заработка, определенного исходя из следующих периодов работы :
-за 2000 - 2001 годы по данным индивидуального персонифицированного учета;
-за любые 60 месяцев подряд из всей трудовой деятельности, осуществляемой до ДД.ММ.ГГГГ, по следующей формуле: РП = ЗР x СК, где:
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд, при этом основанием для расчета пенсии являются документы, выдаваемые в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Согласно Перечню документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации, утвержденному Постановлением Минтруда РФ N 16, ПФ РФ N 19па от 27.02.2002 г., необходимыми для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению являются документы:
- удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству;
-о страховом стаже, правила подсчета и подтверждения которого устанавливаются в порядке определяемом Правительством Российской Федерации;
- о среднемесячном заработке за 2000 -2001 годы или 60 месяцев подряд до ДД.ММ.ГГГГ в течение трудовой деятельности.
Из материалов дела усматривается, что Толкачева А.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в Свердловском СМУ треста «ХХХ».
Из справки, выданной директором МУ «АРХИВ» ДД.ММ.ГГГГ №-Т, следует, что лицевые счета, расчетные ведомости по начислению заработной платы работникам управления в составе фонда №-л «ХХХ» (в которое реорганизовано Свердловское СМУ) на муниципальное хранение не передавались.
Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «ХХХ» признано несостоятельным. Данное решение, заверенное Екатеринбургским муниципальным центром хранения архивной документации, имеется в пенсионном деле истца Толкачевой А.В.
Справкой директора Муниципального казенного учреждения «АРХИВ» от ДД.ММ.ГГГГ также подтверждено, что сведения о начислении заработной платы: лицевые счета, расчетные ведомости, индивидуальные сведения на хранение в архив не передавались.
Таким образом, документы о заработке в период, который истец просит положить в основу расчета пенсии, не сохранились, в связи с чем Пенсионный фонд РФ в г. Чебоксары отказал Толкачевой А.В. в перерасчете трудовой пенсии.
Между тем при невозможности документального подтверждения среднемесячного заработка в связи с утратой работодателем первичных документов о заработке и невозможности определить причинителя вреда, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, в том числе документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Соответствующие разъяснения территориальным органам Пенсионного фонда РФ были даны Министерством труда и социального развития РФ и Пенсионным фондом РФ в письме от 27 ноября 2001 г.
К таким доказательствам, косвенно подтверждающим фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Толкачева А.В. являлась членом профсоюзной организации с ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует имеющийся в материалах дела профсоюзный билет, выданный ДД.ММ.ГГГГ за №.
Согласно п. 67 Устава профессиональных союзов СССР, утвержденного постановлением XVIII Съезда профсоюзов СССР от 01.01.1987 года, ежемесячные членские взносы устанавливаются в следующем размере: члены профсоюзов, имеющие месячный заработок, стипендию до 70 рублей, уплачивают 0,5 процента, а свыше 70 рублей - один процент месячного заработка. Состоящие в профсоюзе неработающие пенсионеры, женщины, временно прекратившие работу в связи с воспитанием детей, и учащиеся, не получающие стипендии, уплачивают членские взносы в размере 5 копеек в месяц.
На основании п. 68 Устава вступительные взносы в профсоюз уплачиваются в размере одного процента получаемой зарплаты или стипендии, а учащимися, не получающими стипендии, - в размере 10 копеек.
В соответствии со ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан и рассматривает дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
Представленный истцом профсоюзный билет косвенно подтверждает фактический заработок Толкачевой А.В. с апреля 1974 года по сентябрь 1980 года, поскольку содержит сведения об уплате членских взносов в период работы истца в Строительно-монтажном управлении треста «ХХХ», в подтверждение чему наклеены соответствующие марки.
Согласно архивной справке МУЗ «Екатеринбургский муниципальный центр хранения архивной документации» от ДД.ММ.ГГГГ №-Т в документах архивного фонда ОАО «ХХХ» в приказах по личному составу строительно-монтажного управления имеются следующие сведения:
Приказ от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении Толкачевой А.В., мастеру, отпуска без сохранения заработка на 10 месяцев 5 календарных дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ до достижения ребенка возраста одного года»;
Приказ от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении Толкачевой А.В., прорабу, отпуска за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (отпуск передвигается на 10 месяцев 5 календарных дней в связи с отпуском без сохранения заработной платы по уходу за ребенком в возрасте до 1 года) на 24 рабочих дня с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ»;
Приказ от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении Толкачевой А.В., прорабу, дополнительного отпуска без сохранения заработной платы на 3 месяца 19 дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для ухода и послеоперационного лечения ребенка».
В профсоюзном билете не имеется сведений об уплате Толкачевой А.В. членских взносов с июля 1978 года по декабрь 1979 года.
При наличии сведений о размерах внесенных членских взносов членом профсоюза Толкачевой А.В. суд считает возможным установление факта получения заработной платы за требуемый ею период с апреля 1974 года по сентябрь 1980 года применительно к Уставу профессиональных союзов СССР, учитывая, что данный факт истцу необходим для защиты своих пенсионных прав.
Исходя из внесенного профсоюзного взноса в апреле 1974 года в размере 1 рубль, заработная плата за указанный месяц составляла <данные изъяты> рублей;
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
При изложенных обстоятельствах отказ УПФР в г. Чебоксары, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, нельзя признать обоснованным, ввиду чего соответствующее требование истца, а также требование о возложении на ответчика произвести перерасчет трудовой пенсии Толкачевой А.В. по старости с учетом установленной заработной платы подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Установить факт получения Толкачевой А.В. заработной платы за период работы в Строительно-монтажном управлении треста «ХХХ» с апреля 1974 года по сентябрь 1980 года в следующих размерах:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Признать отказ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республике – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ № в перерасчете трудовой пенсии Толкачевой А.В. по старости необоснованным.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии произвести Толкачевой Агнесе Васильевне перерасчет трудовой пенсии по старости с учетом установленной заработной платы.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме через Калининский районный суд г. Чебоксары.
Судья Е.Д. Смирнова
Мотивированное решение составлено 08 июня 2011 года.