Дело № 2-2224-2011
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 июля 2011 года г. Чебоксары
Калининский районный суд г. Чебоксары в составе судьи Лащеновой Е. В. при секретаре Титововй В. А. с участием представителя истца Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары Шадрикова А.В., действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары к Андрееву В.В. о взыскании налога на имущество физических лиц, пени,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары (далее Инспекция) обратилась с заявлением о взыскании налога на имущество физических лиц с Андреева В.В., обосновав свои требования тем, что ответчик имеет в собственности недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес> в размере ? доли в праве. Налог на имущество за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> Андреев В.В. не уплатил. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 8 Калининского района г. Чебоксары вынесен судебный приказ о взыскании с Андреева В.В. в пользу Инспекции задолженности по налогу, но поскольку ответчик обратился с возражениями, приказ был отменен, в связи с чем просит взыскать с ответчика налог на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>., пени в размере <данные изъяты>.
Представитель Инспекции Шадриков А.В. требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, просил их удовлетворить.
Андреев В.В., извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истца не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
В порядке ст. 233 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) с учетом мнения представителя истца суд определил рассмотреть настоящее гражданское дело в порядке заочного производства.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Из требования №, направленного ответчику Инспекцией, следует, что Андрееву В.В. до ДД.ММ.ГГГГ следует оплатить недоимку по налогу на имущество физических лиц со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>., пени <данные изъяты>. В требовании № указано, что Андреев В.В. должен уплатить налог на имущество физических лиц со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>
Ст. 44 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) предусматривает возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога или сбора. Согласно ч.ч. 1 и 2 Статьи обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Обязанность по уплате налога и сбора предусмотрена ст. 45 НК РФ, из которой следует, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требование об уплате налога и сбора должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Определением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ, выданный Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары о взыскании с Андреева В.В. налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ. Из указанного определения следует, что ответчик возражал против взыскания с него задолженности, поскольку налог уплатил, к заявлению приложил квитанции.
Из копий квитанций, поступивших из судебного участка № мирового судьи <адрес> на запрос суда, следует, что Андреев В.В. ДД.ММ.ГГГГ уплатил суммы налога и пени, указанные в требованиях № и №, в размере <данные изъяты>., <данные изъяты>. В квитанциях также стоит код <данные изъяты> (отчетный расчетный период) ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>
Представитель Инспекции подтвердил, что указанные денежные средства поступили в Инспекцию, но поскольку они уплачены не по квитанциям Инспекции, данные денежные средства были списаны на погашение недоимки, числящейся за Андреевым В.В. ДД.ММ.ГГГГ, также пояснил, что квитанций на уплату налога вместе с требованиями об уплате недоимки Инспекция налогоплательщику не высылает. Требование об уплате налога ДД.ММ.ГГГГ ответчику не направлялось, с заявлением в суд о взыскании налога за данный период Инспекция не выходила. Поскольку в квитанциях не указано, за что Андреев уплатил данные суммы, их нельзя считать уплаченным налогом на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ.
Суд не принимает доводы представителя Инспекции по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи: 1) с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа; 2) с момента отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации; 3) со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства; 4) со дня вынесения налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога; 5) со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с настоящим Кодексом на налогового агента; 6) со дня уплаты декларационного платежа в соответствии с федеральным законом об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами. Обязанность по уплате налога не признается исполненной в следующих случаях: 1) отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации; 2) отзыва налогоплательщиком-организацией, которой открыт лицевой счет, или возврата органом Федерального казначейства (иным уполномоченным органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов) налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации; 3) возврата местной администрацией либо организацией федеральной почтовой связи налогоплательщику - физическому лицу наличных денежных средств, принятых для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации; 4) неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства; 5) если на день предъявления налогоплательщиком в банк (орган Федерального казначейства, иной уполномоченный орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов) поручения на перечисление денежных средств в счет уплаты налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, которые предъявлены к его счету (лицевому счету) и в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и если на этом счете (лицевом счете) нет достаточного остатка для удовлетворения всех требований. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом. Поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. При обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. По предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов. Результаты сверки оформляются актом, который подписывается налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налогового органа. Налоговый орган вправе требовать от банка копию поручения налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, оформленного налогоплательщиком на бумажном носителе. Банк обязан представить в налоговый орган копию указанного поручения в течение пяти дней со дня получения требования налогового органа. В случае, предусмотренном настоящим пунктом, на основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа. О принятом решении об уточнении платежа налоговый орган уведомляет налогоплательщика в течение пяти дней после принятия данного решения. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.
Таким образом, действующим налоговым законодательством предусмотрена обязанность налогоплательщика уплатить налог в том числе путем внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
Согласно приказу Федеральной налоговой службы от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении формы решения об уточнении платежа и порядка ее заполнения» реквизитами поручения на перечисление налога, сбора, пени, штрафа в бюджетную систему РФ являются: поле 106 – основание платежа; поле 110 – тип платежа; поле 107 – налоговый период.
Из исследованных судом копий квитанций следует, что в поле 106 указано – требование, 110 (в одной из квитанций) – пени, 107 – дата, указанная в требовании (ДД.ММ.ГГГГ), что позволяет идентифицировать платежи, произведенные Андреевым В.В. ДД.ММ.ГГГГ, как суммы налога и пени, указанные в требованиях № и №, в связи с чем доводы представителя Инспекции являются несостоятельными.
Указанную в требованиях обязанность по уплате налога и пени ответчик исполнил, что подтверждается исследованными судом копиями квитанций.
Действующее законодательство не предусматривает обязанность налогоплательщика уплачивать налог исключительно по платежным документам Инспекции.
Налоговым кодексом РФ (ст. 46) предусмотрен порядок взыскания недоимки. Из которого следует, что взыскание налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках:
1. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
2. Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления на бумажном носителе или в электронном виде в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Порядок направления в банк поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) -организации или индивидуального предпринимателя в электронном виде устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
3. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Права зачисления поступивших денежных средств в счет уплаты налогов по усмотрению налоговых органов законом не предусмотрено.
Таким образом, установлено, что Андреев В.В. уплатил налог и пени, в сроки, указанные в требованиях и установленные Инспекцией, чем выполнил свою обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ.
Суд полагает, что из исследованных квитанций прямо следует, что денежные средства уплачены в соответствии с полученными Андреевым В.В. требованиями об уплате налога за ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку инспекция не обращалась в суд с заявлением о взыскании налога ДД.ММ.ГГГГ год, поступившие денежные средства не могли быть списаны в счет уплаты налога за ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем требования Инспекции к Андрееву В.В. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 -199 ГПК РФ,
решил:
в удовлетворении требований Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары к Андрееву В.В. о взыскании налога на имущество физических лиц, пени отказать в полном объеме.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи кассационной жалобы через Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 18 июля 2011 года.
Судья Е.В. Лащенова