Дело № 2-2438-2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июля 2011 года г. Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Федяровой С.Н., при секретаре судебного заседания Матвеевой М.Г., с участием истца Лукиной Р.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лукиной Р.Х. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> Республики – Чувашии о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, и возложении обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии по старости,
у с т а н о в и л:
Лукина Р.Х. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в <адрес> ЧР – Чувашии о возложении обязанности включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в Дошкольном образовательном учреждении №, в МУО «Дошкольное образовательное учреждение № <данные изъяты> и период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 и 3-х лет за время работы в должности воспитателя в ясли-саде № <данные изъяты> а также назначить досрочную трудовую пенсию по старости со дня подачи заявления в пенсионный орган, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Исковые требования мотивированы тем, что решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ за № истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения. Истец считает, что решение ответчика является незаконным и необоснованным, нарушающим ее конституционные права, законные права и интересы на социальное обеспечение, ссылаясь на ранее действовавшее и ныне действующее законодательство в области регулирования пенсионных отношений. Также указывает на то, что за время нахождения на курсах повышения квалификации и в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет и до 3-х лет за ней сохранялась должность, заработная плата, из которой производились отчисления в пенсионный фонд. Кроме того, несвоевременное приведение работодателем наименование учреждения в соответствие с требованиями закона, по мнению истца, не может являться основанием для отказа в защите пенсионных прав. Истец указывает, что в спорный период работала в должности воспитателя и деятельность в ДОУ № была направлена на реализацию основных задач дошкольного обучения, в связи с чем осуществлялась педагогическую деятельность.
В судебном заседании истец Лукина Р.Х. поддержала свои требования по основаниям, приведенным в иске, вновь привела их суду.
Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в <адрес> ЧР – Чувашии Енцова О.В., действующая по доверенности, в судебное заседание не явилась, представила письменное заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя управления, в котором также указала на то, что исковые требования ответчик не признает по основаниям, изложенным в решении комиссии по пенсионным вопросам об отказе истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Выслушав объяснения истца, исследовав материалы гражданского и пенсионного дел, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Положениями ст. ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
Подпунктом 19 пункта 1, пунктом 3 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 закона, гражданам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
В соответствии с утвержденными постановлением Правительства РФ Списками для зачета стажа в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, необходимо, чтобы работа одновременно протекала в должностях, поименованных разделом «Наименование должностей» Списка, и в учреждениях, поименованных разделом «Наименование учреждений».
По сведениям, содержащимся в трудовой книжке истца, из справки за № от ДД.ММ.ГГГГ, уточняющей периоды работы, занятость в которой дает право на досрочное назначение трудовой пенсии, следует, что истец Лукина Р.Х. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности воспитателя в Дошкольном образовательном учреждении №, в МУО «Дошкольное образовательное учреждение № «<данные изъяты>
Данный период исключен пенсионным органом из подсчета трудового стажа в связи с тем, что учреждение не отнесено к числу учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии со Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2002 года № 781. Однако суд считает, что данные выводы пенсионного органа являются неправомерными.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 года № 30 «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу указанных федеральных законов применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.
Таким образом, для определения права на включение спорных периодов в стаж, дающий право на назначение пенсии по подпункту 19 пункта 1 статьи 27 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», подлежит применению в период до 01 ноября 1999 года Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, где в разделе «Наименование учреждений» предусматривался такой вид учреждения как «Детские дошкольные учреждения всех типов (детские сады, детские ясли, сады-ясли)», в разделе «Наименование должности» предусматривалась должность «воспитателя».
С 01 ноября 1999 года по 11 ноября 2002 года действовал Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067, где в разделе «Наименование учреждений» предусматривается такой вид учреждения как «Дошкольные образовательные учреждения (прогимназия, детский сад), в разделе «Наименование должности» предусматривалась должность «воспитателя».
Действующим в настоящее время Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, предусматривается такой вид учреждения как «Дошкольные образовательные учреждения (детские сады всех наименований), в разделе «наименование должности» предусмотрена должность «воспитателя».
Судом установлено, что образовательное учреждение – Дошкольное образовательное учреждение № ДД.ММ.ГГГГ переименовано Постановлением главы администрации <адрес> ЧР от ДД.ММ.ГГГГ за № в Муниципальное учреждение образования «Дошкольное образовательное учреждение № <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы администрации <адрес> ЧР от ДД.ММ.ГГГГ за № - переименовано в Муниципальное дошкольное образовательное учреждение <данные изъяты>
Согласно Устава Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад <данные изъяты> учреждение является муниципальным образовательным учреждением. ДОУ осуществляет свою образовательную, правовую и хозяйственно-экономическую деятельность в соответствии с законами Российской Федерации и Чувашской Республики «Об образовании», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №; законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики, другими нормативными актами. Основными задачами учреждения является обеспечение воспитания, обучения, присмотра, ухода и оздоровления детей в возрасте от 1,5 до 7 лет.
Таким образом, приведение работодателем наименования учреждения в соответствии с требованиями Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067, и ныне действующего Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, было осуществлено только 12 апреля 1995 года.
При этом само учреждение вне зависимости от его наименований выполняло все функции дошкольного образовательного учреждения, в своей деятельности руководствовалось Законом РФ и ЧР «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении в Российской Федерации, уставом учреждения.
Лукина Р.Х. в спорный период осуществляла педагогическую деятельность, занимая должность воспитателя, включенную в Списки. В связи с переименованием учреждения ее должностные обязанности не изменялись. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что несоответствие наименования учреждения, в котором работала истица, наименованиям учреждений, включенных в Списки, само по себе не может служить основанием для отказа во включении указанного периода работы в специальный педагогический стаж. Несвоевременное приведение работодателем наименования учреждения в соответствие с требованиями закона также не может являться основанием для отказа в защите пенсионных прав.
Следовательно, период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в Дошкольном образовательном учреждении №, в МУО «Дошкольное образовательное учреждение № <данные изъяты> подлежит включению в специальный педагогический стаж.
Из копии справки за № от ДД.ММ.ГГГГ, уточняющей периоды работы, занятость в которых дает право на назначение трудовой пенсии, видно, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за время работы в должности воспитателя в ясли-саде № <данные изъяты> находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 и до 3-х лет.
Суд считает неправомерным исключение ответчиком указанного периода из спецстажа по следующим мотивам.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года.
Статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации № 3543-1 от 25 сентября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», который вступил в силу 06 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 06 октября 1992 года.
Изложенная позиция согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума за № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».
Принимая во внимание то, что отпуск по уходу за ребенком у истца начался 25 февраля 1992 года, то есть в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то периоды нахождения Лукиной Р.Х. в отпусках по уходу за ребенком до полутора и трех лет с 06 октября 1992 года по 24 августа 1993 года подлежат включению в ее специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Поскольку спорные периоды работы истца подлежат включению в специальный педагогический стаж, у истца на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии выработался необходимый специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». В связи с этим, требования истца о возложении на ответчика обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей на дату обращения за пенсией ДД.ММ.ГГГГ обоснованные и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии обязанность по включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Лукиной Р.Х. периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в Дошкольном образовательном учреждении №, в МУО «Дошкольное образовательное учреждение № «Ромашка»; периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет и 3-х лет – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии обязанность по досрочному назначению Лукиной Р.Х. трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики путем подачи кассационной жалобы через Калининский районный суд г. Чебоксары ЧР в течение десяти со дня составления мотивированного решения.
Судья: С.Н. Федярова
Мотивированное решение суда составлено 26 июля 2011 года.