Дело № 2-2074-2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 августа 2011 года г. Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Мартьяновой А.В., при секретаре Мироновой С.Г., с участием истца Яковлевой А.Н., Яковлева Н.К., представителя ответчика администрации Калининского района г. Чебоксары Евдокимовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яковлевой Анны Николаевны, Яковлева Н.К. к администрации Калининского района г. Чебоксары об обязании поставить на учет по улучшению жилищных условий, компенсации морального вреда, судебных расходов,
установил :
Яковлева А.Н., Яковлев Н.К. обратились в суд с иском к администрации <адрес>, с учетом уточнений просят обязать поставить на учет по улучшению жилищных условий, взыскать компенсацию морального вреда, судебные расходы.
Требования мотивированы тем, что они имеют право на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2015 годы как жители Крайнего Севера – В., отработавшие более 15 лет, поскольку прибыли в г. В. до ДД.ММ.ГГГГ и отработали <данные изъяты>. Однако на их обращение в администрацию <адрес> о постановке на учет и включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем, категорий граждан, установленных федеральным законодательством», последовал письменный отказ, мотивированный обеспеченностью жилой площадью. Считают данный отказ незаконным, поскольку на каждого проживающего в квартире приходится менее <данные изъяты> кв.м. Кроме того, <данные изъяты>, что само по себе является основанием для предоставления отдельной благоустроенной квартиры. Просят поставить на учет по улучшению жилищных условий, взыскать компенсацию морального вреда, причиненного здоровью в результате длительной переписки с ответчиком, оцененного ими в размере <данные изъяты> рублей, а также судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании истцы Яковлева А.Н., Яковлев Н.К. поддержали уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в иске, и вновь привели их суду.
Представитель ответчика администрации <адрес> Евдокимова Т.В. уточненные исковые требования не признала, пояснила, что для получения социального жилья необходимо соблюдение следующих условий: статус малоимущего, занятие квартиры несколькими семьями, наличие больного, включенного в специальный перечень, отсутствие иного жилого помещения. Семья Яковлевых проживает с составом семьи из четырех человек в благоустроенной трехкомнатной квартире общей площадью <данные изъяты> кв.м., и имеет по <данные изъяты> кв.м. на каждого члена семьи, тогда как учетная норма жилого помещения установлена в размере 14,5 кв.м., в связи с чем письмом от ДД.ММ.ГГГГ в постановке на учет в рамках реализации Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» отказано. <данные изъяты>. Учитывая, что досудебный порядок при разрешения требования о постановке на учет в связи с имеющимся психическим заболеванием не соблюден, просит отказать в удовлетворении требований в полном объеме. Помимо этого, указывает на отсутствие оснований для компенсации морального вреда.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно преамбуле к Федеральному закону "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", указанный Закон устанавливает условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года.
Статьей 1 ФЗ РФ N 125 от 25.10.2002 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и п. "з" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограмм "Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 года" (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153) установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, если они прибыли в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имели общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не менее 15 календарных лет, не имеют жилья в других регионах Российской Федерации или нуждаются в его улучшении и не получали субсидии на эти цели, а также гражданам, которые выехали из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г.
Судом установлено, что Яковлева А.Н. проработала в г. В. <данные изъяты>, Яковлев Н.К. –<данные изъяты>.
Город В. в соответствии с постановлением Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 12 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера, следовательно, истцы имеют необходимый стаж работы в районах Крайнего Севера более 15 лет, прибыли и убыли из района Крайнего севера в период, установленный приведенным выше законодательством (л.д. 14-23).
Яковлева А.Н. обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о включении ее и членов ее семьи: Яковлева А.Н., Я.А.., Я. в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, как выехавшим из района, приравненного к району Крайнего Севера. (л.д.32).
ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> Яковлевой А.Н. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на государственную поддержку отказано, поскольку Яковлева А.Н. проживает с составом семьи четыре человека в трехкомнатной <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. <адрес>, имеет на праве проживания по <данные изъяты> кв.м., тогда как согласно пункту 3 Порядка ведения органами местного самоуправления в Чувашской Республике учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №, учет принимаются граждане, имеющие уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного человека не более учетной нормы жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по городу Чебоксары установлена с ДД.ММ.ГГГГ учетная норма площади жилого помещения в размере <данные изъяты> кв.м. общей площади на человека. (л.д.100).
ДД.ММ.ГГГГ Яковлевой А.Н. повторно отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения с последующим предоставлением однокомнатной квартиры как проработавшей в районе Крайнего Севера в городе В., поскольку общая площадь в жилом помещении, занимаемом Яковлевыми, составляет более учетной нормы – 14,5 кв.м., утвержданной постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ, а именно, <данные изъяты> кв.м. (л.д.31).
Аналогичный ответ министром Градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ (л.д.34).
Не согласившись с данными ответами, истцы обратились в суд об обязании поставить на учет по улучшению жилищных условий, указывая в качестве оснований наличие жилого помещения менее учетной нормы, установленной постановлением главы администрации <адрес>, а также наличием психического заболевания у Яковлевой А.Н., препятствующему совместному проживанию с другими членами семьи.
Согласно п. 8 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 года, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 года, применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющим жилых помещений является:
а) отсутствие жилых помещений для постоянного проживания;
б) проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания;
в) проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.
Основания признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрены ст. 51 ЖК РФ.
Согласно названной норме (ч. 1, п. 2) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
В силу ст.52 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений antplus://offline/main?base=LAW;n=70316;fld=134;dst=100028требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях:
- малоимущие граждане, признанные по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, которыми являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению;
- иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан, признанные по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Постановлением администрации <адрес> Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления» с ДД.ММ.ГГГГ по <адрес> Республики учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 14,5 кв. м общей площади жилья на человека.
В ходе судебного заседания установлено, что Я.Н., Яковлева А.Н., Я.А.., Я.М. зарегистрированы по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. (л.д.6). Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности Яковлеву Н.К. на основании постановления Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.46). Указанные документы свидетельствуют о том, что на каждого проживающего в данном жилом помещении приходится по <данные изъяты> кв.м., что более предусмотренной действующим законодательством нормы.
Учитывая, что законодательные акты, регулирующие порядок предоставления жилищных субсидий, предусматривают в качестве условия для включения в список отсутствие жилого помещения или нуждаемость в улучшении жилищных условий, что в ходе данного судебного заседания не нашло своего подтверждения, суд полагает отказ администрации <адрес> в постановке на учет обоснованным
Доводы истцов в части того, что в общую площадь не могут быть включены площади коридора, ванной и туалета являются необоснованными, поскольку в силу части 5 статьи 15 ЖК Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. Иными словами, общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади, являющейся жилой, и площади определенных вспомогательных помещений.
<данные изъяты>.
Как уже указывалось выше, на основании п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности; перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 57 ч. 2 п. 3 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне.
<данные изъяты>
На основании ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
Судом установлено, что Яковлева А.Н. с заявлением о постановке на учет по улучшению жилищных условий обратилась в рамках реализации ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
<данные изъяты>. Кроме того семья Яковлевых малоимущей не признана. При таких обстоятельствах администрацией <адрес> основания, предусмотренные п.4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ для включения истцов в список на получение жилого помещения, не рассмотрены.
Доказательств обратного суду не представлено, тогда как в силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она ссылается как на основания своих требований и возражений.
<данные изъяты>
При таких обстоятельствах отказ администрации <адрес> в постановке Яковлевых на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении является законным.
Истцами заявлено требование о компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, причиненного здоровью Яковлевой А.Н. в результате длительной переписки с ответчиком.
Согласно ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Основания компенсации морального вреда, способ и размер компенсации регулируются нормами ст. ст. 1099 - 1101 ГК РФ, согласно которым в круг обстоятельств, подлежавших установлению и доказыванию по заявленному иску, входило следующее: нарушение или посягательство на личные нематериальные блага (права) граждан, наличие вины причинителя вреда (либо наличие обстоятельств, при которых вред должен компенсироваться независимо от вины), размер компенсации, иные фактические обстоятельства, при которых был причинен вред. Компенсация морального вреда по делам, вытекающим из имущественных правоотношений, предусмотрена лишь в случаях прямого на это указания в законе.
Оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что нравственные страдания истцу причинены в связи с предполагаемым нарушением ответчиками жилищных прав. Поскольку право на жилье не относится к личным неимущественным правам, которые подлежат защите в соответствии с правилами, указанными в ст.ст.150,151 ГК РФ, требование о компенсации морального вреда связано с нарушением жилищных прав гражданина, которые носят имущественный характер, в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда следует отказать.
Помимо прочего, истцом заявлено требование о взыскании почтовых расходов. Учитывая, что положения ст.100 ГПК РФ предусматривают взыскание соответствующих расходов только в случае удовлетворения исковых требований. Поскольку в удовлетворении исковых требований суд отказал, требование о взыскании судебных расходов удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Яковлевой А.Н., Яковлева Н.К. к администрации <адрес> об обязании поставить на учет по улучшению жилищных условий, компенсации морального вреда, судебных расходов, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики путем подачи кассационной жалобы в течение десяти дней с момента составления мотивированного решения суда через Калининский районный суд <адрес>.
Судья А.В. Мартьянова