Дело № 2-2622-2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 августа 2011 года г. Чебоксары
Калининский районный суд <адрес> Республики под председательством судьи Федяровой С.Н., при секретаре судебного заседания Матвеевой М.Г., с участием истца Колбовской Л.В., представителя третьего лица Григорьевой А.В., представителя ответчика Ванеркина А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Колбовской Л.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> Республики – Чувашии о возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, и назначению досрочной трудовой пенсии по старости,
установил:
Колбовская Л.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в <адрес> Республики – Чувашии о возложении обязанности включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей лаборатории бактериологических исследований <данные изъяты> периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с даты подачи заявления в пенсионный орган, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Исковые требования мотивированы тем, что решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ за № истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа. При этом в специальный медицинский стаж не включены спорные периоды работы истца и нахождения на курсах повышения квалификации, несмотря на то, что истец в спорные периоды осуществляла медицинскую деятельность – выполняла обязанности врача-бактериолога, проводила все необходимые исследования. По мнению истца, ответчиком неправильно произведен подсчет специального стажа, что нарушает права на пенсионное обеспечение.
В судебном заседании истец Колбовская Л.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ФГУ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике – Чувашии» Григорьева А.В., действующая по доверенности, также требования истца поддержала, считая, что спорные периоды подлежат к зачету в спецстаж.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в <адрес> ЧР – Чувашии Ванеркин А.Н., действующий по доверенности, иск не признал и просил в удовлетворении требований истца отказать по основаниям, изложенным в решении ответчика за № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении истцу трудовой пенсии по старости.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав пенсионное дело Колбовской Л.В., материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В ст. ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской федерации», вступившего в силу с 01 января 2002 года, (с последующими изменениями) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного законом возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.
В соответствии с утвержденным Постановлением Правительства РФ Списком для зачета в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, периодов работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, необходимо, чтобы работа одновременно протекала в должностях, поименованных разделом «Наименование должностей» Списка и в учреждениях, поименованных разделом «Наименование учреждений».
Из копии трудовой книжки и справки, уточняющей периоды работ, следует, что истец Колбовская Л.В. в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности заведующей лаборатории бактериологических исследований в <данные изъяты>
При определении специального стажа в указанный спорный период работы истца до 01 ноября 1999 года подлежит применению Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464, а после 01 ноября 1999 года – Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года за №1066.
Так, согласно Списку 1991 года в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Указанным Списком предусмотрены должности - «врачи и средний медицинский персонал» независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года за №1066, в разделе «Наименование должностей» предусмотрена должность «врачи – специалисты, врачи – руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность», в разделе «Наименование учреждений» предусмотрено учреждение «Центры: государственного санитарно-эпидемиологического надзора в республике».
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Федеральным бюро учреждения здравоохранения <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ истица назначена на должность заведующей лаборатории бактериологических исследований (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №-к). В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ей разрешено совместительство на 0,25 ставки врача-специалиста той же лаборатории (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №-к); с ДД.ММ.ГГГГ она освобождена от занимаемой должности и назначена на должность врача-бактериолога (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №-К).
В трудовой книжке Колбовской Л.В. имеется запись от ДД.ММ.ГГГГ о присвоении ей квалификационной категории по специальности лабораторное дело, с установлением 15-го разряда ЕТС.
В журнале исследований на кишечный дисбактериоз за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дело №) имеются записи о проведении Колбовской Л.В. лабораторных исследований.
Согласно штатным расписаниям Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора Чувашской Республики за 1999 – 2000 годы в штате Центра имеется одна единица должности – «заведующий лаборатории – врач- бактериолог» лаборатории бактериологических исследований, которую занимала Колбовская Л.В.
Из тарификационных списков за 1999 и 2000 годы также следует, что Колбовская Л.В. работала в должности заведующей лабораторией – врача-бактериолога и получала соответствующую заработную плату.
Таким образом, на основании указанных доказательств, суд приходит к выводу о том, что истец в спорные периоды работы в должности заведующей лаборатории, и наряду с другими должностными обязанностями заведующего лабораторией она выполняла работу в качестве врача-бактериолога, проводила лабораторные исследования.
При изложенных обстоятельствах, суд считает, что периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей лабораторией, врача-бактериолога бактериологических исследований <данные изъяты> подлежат включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Из материалов пенсионного дела, копии трудовой книжки, справок, уточняющих периоды работы, занятость в которой дает право на досрочное назначение трудовой пенсии, видно, что истец находилась на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Данные периоды также подлежат включению в специальный стаж работы истца, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно пунктов 4 и 5 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В положениях Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, отсутствуют какие-либо ограничения в части включения в спецстаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации.
В силу ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
В спорные периоды истица работала в должности заведующей лаборатории, врача-бактериолога, и в силу специальных нормативных актов обязательным условием возможности выполнения указанной работы является повышение квалификации медицинского работника. Вследствие этого истец была направлена работодателем на курсы повышения квалификации. В указанный период за ней сохранялось место работы, выплачивалась средняя заработная плата, из которой работодатель в обязательном порядке по требованиям действующего законодательства РФ обязан был производить отчисления в Пенсионный фонд РФ.
При изложенных обстоятельствах периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный медицинский стаж работы.
Истцом также заявлено требование о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения и возложении на ответчика обязанности назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения со дня обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
С заявлением о назначении пенсии Колбовская Л.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в <адрес> ЧР – Чувашии ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом включения спорных периодов в специальный медицинский стаж истца и с учетом того, что специальный стаж истца для досрочного назначения льготной пенсии выработался к указанному времени, суд считает, что требования истца о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с ДД.ММ.ГГГГ также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> Республики – Чувашии обязанность по включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Колбовской Л.В. периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей лаборатории бактериологических исследований в <данные изъяты> периода нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> Республики – Чувашии обязанность по назначению Колбовской Л.В. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики путем подачи кассационной жалобы через Калининский районный суд г. Чебоксары ЧР в течение десяти дней с момента составления мотивированного решения.
Судья: С.Н. Федярова
Мотивированное решение суда составлено 12 августа 2011 года