об обязании заключить договор аренды



        Дело № 2-2180/2011

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июля 2011 г.                                             г.Чебоксары

Калининский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Спиридонова А.Е.

при секретаре судебного заседания Бугровой Е.А.

с участием истца Васильевой О.И., ее представителя – Козлова А.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильевой О.И. к Администрации города Чебоксары об обязании заключить договор аренды,

установил:

Васильева О.И. обратилась в суд с иском к Администрации города Чебоксары об обязании заключить договор аренды, мотивировав свои требования следующим. Васильева О.И. в 2002 г. приобрела индивидуальный жилой дом, являвшийся самовольной постройкой, расположенный на земельном участке по адресу: <адрес>. В последующем в связи с ветхостью дома Васильева О.И. снесла его и на его месте построила новый дом. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Администрацию города Чебоксары с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка для целей обслуживания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> «Б». Письмом Администрации города Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ Васильевой О.И. было отказано в предоставлении земельного участка по тем основаниям, что согласно Генеральному плану г.Чебоксары, Правилам землепользования и застройки в <адрес>, испрашиваемый земельный участок находится в санитарно-защитной зоне промышленных предприятий, где индивидуальное жилищное строительство не предусмотрено. Истец считает отказ Администрации города Чебоксары незаконным и нарушающим ее права на предоставление земельного участка, предусмотренные ст.22 Земельного кодекса РФ. На основании изложенного Васильева О.И. просила суд обязать Администрацию города Чебоксары заключить с Васильевой О.И. договор аренды земельного участка площадью 817 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>

В судебном заседании истец Васильева О.И., ее представителя – Козлов А.Н. иск поддержали по изложенным основаниям и вновь привели их суду.

Ответчик Администрация города Чебоксары своего представителя в суд не направила.

Суд рассмотрел дело в порядке заочного производства.

Выслушав объяснения истца и его представителя, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Из технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ДД.ММ.ГГГГ г. Балагаевым А.И. на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> «Б», возведен индивидуальный жилой дом.

Как видно из справки МУП «Бюро технической инвентаризации и приватизации жилищного фонда» от ДД.ММ.ГГГГ, и не оспаривалось сторонами, указанный дом является самовольной постройкой.

Из объяснений истца следует, что в ДД.ММ.ГГГГ г. она без оформления документов приобрела указанный дом, а в последующем в связи с ветхостью дома снесла его и на его месте построила новый дом. При этом каких-либо решений уполномоченного органа о предоставлении Васильевой О.И. земельного участка по указанному адресу не принималось.

ДД.ММ.ГГГГ Васильева О.И. обратилась в Администрацию города Чебоксары с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка для целей обслуживания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Письмом Администрации города Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ Васильевой О.И. было отказано в предоставлении земельного участка по тем основаниям, что согласно Генеральному плану г.Чебоксары, Правилам землепользования и застройки в г.Чебоксары, испрашиваемый земельный участок находится в санитарно-защитной зоне промышленных предприятий, где индивидуальное жилищное строительство не предусмотрено.

Согласно ст.29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст.30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.

Как следует из материалов дела, торги (конкурс, аукцион) на право аренды спорного земельного участка в установленном порядке не проводился, в связи с чем истец не имеет права требовать от Администрации города Чебоксары заключения с ним соответствующего договора аренды.

Кроме того, согласно ст.11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В соответствии со ст.85 Земельного кодекса РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Согласно Генеральному плану г.Чебоксары, утвержденному Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N 1456, а также Правилам землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденным Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N 1683 земельный участок по адресу: <адрес> находится в зоне озеленения специального назначения (СН-2). Зона озеленения специального назначения предназначена для организации и благоустройства санитарно-защитных зон в соответствии с действующими нормативами. Основным разрешенным видом использования недвижимости является озеленение специального назначения.

    При таких обстоятельствах спорный земельный участок не может быть предоставлен для целей индивидуального жилищного строительства до внесения в установленном порядке изменений в основные разрешенные виды его использования.

        Доводы истца о том, что отказ Администрации города Чебоксары предоставить земельный участок нарушает его права как владельца расположенного на нем индивидуального жилого дома, следует признать необоснованными.

        Так, в соответствии со ст.222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

        В соответствии со ст.36 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

        Поскольку Васильева О.И. не приобрела право собственности на жилой дом <адрес>, являющийся самовольной постройкой, то и преимущественного права на приватизацию или аренду земельного участка, необходимого для его обслуживания, она не обладает.

        Ст.22 Земельного кодекса РФ, на которую ссылается истец, предусматривает тот же порядок предоставления земельного участка, что приведен выше.

        При таких обстоятельствах исковые требования Васильевой О.И. следует признать необоснованными.

        Руководствуясь ст. ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ,

                             решил:

Отказать в удовлетворении иска Васильевой О.И. к Администрации города Чебоксары об обязании заключить договор аренды земельного участка площадью 817 кв. метров, находящегося по адресу: <адрес>.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в Верховный суд Чувашской Республики через Калининский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья                                      А.Е.Спиридонов

Мотивированное решение составлено 01.08.2011.