о признании действий незаконными



Дело № 2-2077-2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 августа 2011 года г. Чебоксары

Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Мартьяновой А.В., при секретаре Антоновой О.Г., с участием пом. прокурора Калининского района г. Чебоксары Хафизова М.С., действующего в интересах Алексеевой З.Ф., истца Алексеевой З.Ф., представителя ответчика Журавлевой Т.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Калининского района г. Чебоксары в интересах Алексеевой З.Ф. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии о признании действий незаконными, обязании произвести установление и выплату ДЕМО с 01 января 2010 года,

у с т а н о в и л :

Прокурор Калининского района г. Чебоксары обратился в суд с иском в интересах Алексеевой З.Ф. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики, в котором просит с учетом уточнений признать действия УПФ РФ в г. Чебоксары незаконными, обязать произвести установление и выплату дополнительного единовременного материального обеспечения (ДЕМО) с ДД.ММ.ГГГГ.

Исковые требования мотивированы тем, что Алексеева З.Ф. является вдовой умершего в <данные изъяты> году инвалида первой группы по общему заболеванию А. На основании ее заявления, военным комиссариатом как вдове умершего инвалида Алексеевой З.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ установлено и выплачивалось дополнительное единовременное материальное обеспечение (далее ДЕМО). С ДД.ММ.ГГГГ Алексеева З.Ф. перешла на пенсионное обеспечение в УПФ РФ в г. Чебоксары, после проведенной УПФ РФ в г. Чебоксары проверки выплата ДЕМО прекращена. Считают действия УПФ РФ В <адрес>, выразившиеся в отказе в установлении и выплате ДЕМО незаконными, так как письмом ФГУ ГБ МСЭ по ЧР от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что причина смерти А. связана с ранением, полученным на фронте. Кроме того, имеется архивная справка из Военно-медицинского музея МО СССР от ДД.ММ.ГГГГ о том, что А. в период военной службы автоматчиком <данные изъяты> стрелковой дивизии на фронте ВОВ получил касательное мелкоосколочное ранение шеи и мягких тканей области левого плечевого сустава, а также справка ВК ЧР от ДД.ММ.ГГГГ о том, что Алексеева З.Ф. является вдовой умершего инвалида ВОВ А. А. имел инвалидность первой группы с причиной «Общее заболевание». Поскольку по последствиям ранения шеи и левого плечевого сустава ранее он инвалидом не признавался, оснований для установления инвалидности на момент освидетельствования не имелось. В связи с тем, что на момент обращения вдовы А. не было в живых, справка об инвалидности с изменением причины инвалидности не могла быть выписана на его имя.

В судебном заседании пом. прокурора <адрес> г. Чебоксары Хафизов М.С., действующий в интересах Алексеевой З.Ф., истец Алексеева З.Ф. поддержали уточненные исковые требования по изложенным в нем основаниям, и вновь привели их суду.

Представитель ответчика УПФ РФ в г. Чебоксары Ж. просила в удовлетворении уточненного иска отказать, указывая на то, что оснований для установления ДЕМО Алексеевой З.В. не имеется.

Представитель третьего лица ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы в Чувашской Республике - Чувашии», извещенный надлежащим образом, в суд не явился, решен вопрос о рассмотрении дела без его участия, представлены письменные отзывы от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24-25, 37-38).

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав мнение специалиста Военного комиссариата ЧР П., суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Алексеева З.Ф. является вдовой умершего ДД.ММ.ГГГГ А., <данные изъяты> года рождения.

А. являлся участником ВОВ и инвалидом первой группы по общему заболеванию.

С ДД.ММ.ГГГГ Алексеева З.Ф. является получателем пенсии по потере кормильца за умершего мужа на основании п. «б» ст.36 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в размере 30% от денежного довольствия кормильца.

С ДД.ММ.ГГГГ Алексеевой З.Ф. пенсия переназначена в размере 40% от денежного довольствия кормильца на основании п. «а» ст.36 указанного ФЗ.

С ДД.ММ.ГГГГ Алексеевой З.Ф. Военным комиссариатом ЧР как вдове инвалида войны установлено ДЕМО в размере 500 рублей в месяц.

С ДД.ММ.ГГГГ выплата ДЕМО Военным Комиссариатом ЧР прекращена в связи с переходом Алексеевой З.Ф. на пенсию через УПФ РФ в г. Чебоксары.

На основании заявления Алексеевой З.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ УПФ РФ в г. Чебоксары с ДД.ММ.ГГГГ ей установлено ДЕМО как вдове умершего инвалида ВОВ.

ДД.ММ.ГГГГ УПФ РФ в г. Чебоксары Алексеевой З.Ф. выплата ДЕМО прекращена со ссылкой на то, что А. по день смерти являлся инвалидом 1 группы вследствие общего заболевания.

Не согласившись с указанным решением, прокурор <адрес> г. Чебоксары обратился в интересах Алексеевой З.Ф. с настоящим иском.

В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 Указа Президента РФ от 30.03.2005 г. N 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" дополнительное ежемесячное материальное обеспечение устанавливается в числе других категорий - вдовам умерших инвалидов Великой Отечественной войны.

Порядок назначения и выплаты ДЕМО определяется Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2005 года № 273 «Об утверждении правил выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения некоторым категориям граждан Российской федерации в связи с 60 летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

Согласно п. «а,в » ч.2 Постановления Правительства РФ от 30.04.2005 N 273 (ред. от 15.06.2010) "Об утверждении Правил выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" дополнительное ежемесячное материальное обеспечение назначается и выплачивается инвалидам Великой Отечественной войны, участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, - в размере 1000 рублей, а также вдовам военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовам умерших инвалидов Великой Отечественной войны - в размере 500 рублей;

Таким образом, для признания права истца на получение дополнительного ежемесячное материального обеспечения, как вдове инвалида Великой Отечественной войны, юридически значимым обстоятельством является наличие у супруга А. статуса инвалида Великой Отечественной войны на момент его смерти.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" к инвалидам Великой Отечественной войны относятся лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученного в период Великой Отечественной войны в районах боевых действий. Инвалидность, наступившая вследствие указанных выше причин, определяется как инвалидность вследствие "военной травмы".

В соответствии со справкой, выданной Медицинским музеем Министерства обороны СССР от <данные изъяты> года, А. ДД.ММ.ГГГГ на фронте Великой Отечественной войны получил касательное мелкоосколочное ранение шеи и мягких тканей области плечевого сустава, ввиду чего с ДД.ММ.ГГГГ находился на излечении в ГЛР 1348 (л.д.7).

Из справки серии , выданной ДД.ММ.ГГГГ, А. является инвалидом по общему заболеванию (л.д.12-13).

Из сообщения Главного бюро МСЭ Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в <данные изъяты> году по выраженному атеросклерозу сосудов головного мозга, осложненного ОНМК с левосторонней гемиплегией, моторной и сенсорной афазией признан инвалидом первой группы. Имевшая место контузия у А. оказала влияние на развитие атеросклероза сосудов головного мозга и привела в дальнейшем к инвалидности и к смерти, наступившей ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9).

Определение причин инвалидности в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" возложено на Государственную службу медико-социальной экспертизы.

Формулировки причин инвалидности, применяемые Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, содержатся в разъяснении Министерства труда и социального развития РФ от 15.04.2003 г. N 17.

В соответствии с п. 7 вышеназванного разъяснения причина инвалидности с формулировкой "военная травма" определяется гражданам, уволенным с военной службы, в случаях, если инвалидность бывших военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.

Факт получения увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в период прохождения военной службы, в том числе в действующих частях, может быть подтвержден военно-медицинскими документами: свидетельством о болезни, справкой военно-врачебной комиссии, справкой по форме N 16, справками военно-медицинских учреждений, а также справками Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, Архива военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации, Российского государственного военного архива.

Специалист Военного комиссариата Чувашской Республики П. суду пояснила, что причина инвалидности А. не могла быть пересмотрена как «Военная травма», так как по последствиям касательного мелкоосколочного ранения шеи и мягких тканей области левого плечевого сустава ранее он инвалидом не признавался, а это условие является определяющим согласно положениям Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 10 апреля 1985 года № 1-44-И « О порядке определения причинной связи инвалидности с пребыванием на фронте бывших военнослужащих, признававшихся ранее инвалидами Отечественной войны».

В соответствии с инструктивным письмом Министерства социального обеспечения РСФСР от 10 апреля 1985 года № 1-44-И «О порядке определения причинной связи инвалидности с пребыванием на фронте вывших военнослужащих, признававшихся ранее инвалидами Отечественной войны» вывшим военнослужащим, признававшимися ранее инвалидами Отечественной войны, которые после перерыва в инвалидности в настоящее время признаны инвалидами от общих причин, связь с пребыванием на фронте устанавливается на основании документов:

-выписки из удостоверения участников ВОВ;

-военно-медицинских документов о ранее, контузии, увечье или заболевании, полученном на фронте;

-документов, подтверждающих, что бывший военнослужащий ранее признавался инвалидом Отечественной войны (архивное пенсионное дело, пенсионное удостоверение, справка ВТЭК и др.)

При отсутствии у бывших военнослужащих военно-медицинских документов, необходимых для определения причинной связи инвалидности военной травмой, причина инвалидности федеральными государственными учреждениями (ранее ВТЭК) определяется с формулировкой «Общее заболевание».

При рассмотрении вопроса об изменении причины инвалидности бюро МСЭ (ранее ВТЭК) оформляется акт освидетельствования установленного образца, в котором делается запись о выдаче новой справки взамен ранее выданной справка; вносят соответствующие записи в книгу протоколов заседаний.

Как уже отмечалось выше, на основании решения ВТЭК от ДД.ММ.ГГГГ А. имел первую группу инвалидности по общему заболеванию бессрочно.

Сведений о признании инвалидом по последствиям касательного мелкоосколочного ранения шеи и мягких тканей области левого плечевого сустава, полученных на фронте во время ВОВ, в материалах дела не имеется.

На момент обращения - ДД.ММ.ГГГГ - вдовы А. причина инвалидности А. пересмотрена быть не могла ввиду его смерти. Новый акт освидетельствования в федеральном государственном учреждении МСЭ без дополнительного освидетельствования инвалида оформлен быть не может.

Определить причину инвалидности путем назначения судебной посмертной медико-социальной экспертизы в настоящее время не представляется возможным, поскольку медицинские документы А. отсутствуют, что следует из письма администрации МУЗ «Городская больница » г. Чебоксары. Дело освидетельствования А. в бюро МСЭ также не сохранено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что статус инвалида Великой Отечественной войны, являющийся основанием для назначения Алексеевой З.Ф. ДЕМО, не подтвержден.

Все вышеизложенное подтверждает законность решения органа пенсионного фонда об отказе истцу в назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения, а потому суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований прокурора Калининского района г. Чебоксары в интересах Алексеевой З.Ф. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары чувашской Республики-Чувашии о признании действий в отказе в установлении и выплате Алексеевой Зинаиде Федоровне, как вдове инвалида ВОВ ДЕМО незаконным, обязании произвести установление и выплату ДЕМО с ДД.ММ.ГГГГ, отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики через Калининский районный суд г. Чебоксары в течение десяти дней со дня вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья         А.В. Мартьянова