о признании права собственности



Дело № 2-487-2011

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 августа 2011 года г. Чебоксары

Калининский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Мартьяновой А.В.,

при секретаре судебного заседания Антоновой О.Г.,

с участием представителя истца Васюткиной О.А. – Голумб Ц.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васюткиной О.А. к администрации г. Чебоксары о признании права на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком, признании права собственности на самовольную постройку,

установил:

    Васюткина О.А. обратился в суд с учетом уточнений с иском к администрации <адрес> о признании права на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком, признании права собственности на самовольную постройку – жилой <адрес>.

Требования мотивированы тем, что жилой <адрес> дома по <адрес> был приобретен Васюткиной О.А. у А.И. в апреле <данные изъяты> года за <данные изъяты> рублей. Фактическим владельцем этого дома являлся М., от которого владение домом в <данные изъяты> году перешло к А.М. и членам его семьи : супруге А., сыну А.И. С <данные изъяты> семья А. жила по указанному адресу и обладала правом фактического пользования земельным участком, А. были зарегистрированы по данному адресу. Васюткина О.А. проживала в указанном доме с <данные изъяты> года, владела и пользовалась им, оплачивала земельный налог. В марте <данные изъяты> года она на месте старого дома построила новый жилой дом <данные изъяты>., получила кадастровый паспорт на землю. Указанный дом соответствует противопожарным и санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, о чем имеется соответствующее заключение Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии и Главного Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ЧР-Чувашии. В соответствии с Градостроительным заключением от ДД.ММ.ГГГГ размещение одноэтажного индивидуального жилого дома по <адрес>, соответствует градостроительным нормам. Земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный под жилым домом, находится в зоне малоэтажных индивидуальных жилых домов с участками, где размещение индивидуального жилого дома является разрешенным видом использования. Васюткина О.А. проживает в указанном доме, который является ее единственным местом жительства.

Истец Васюткина ОА. представила заявление о рассмотрении дела без ее участия, решен вопрос о рассмотрении дела без участия истца.

Представитель истца Голумб Ц.А. поддержал уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и дополнениях к нему, вновь привел их суду.

Представитель ответчика администрации г. Чебоксары, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представлен письменный отзыв, в котором просит отказать в удовлетворении исковых требований, с согласия представителя истца дело рассмотрено в заочном порядке.

Представитель третьего лица ФБУ «Кадастровая палата по ЧР – Чувашии» представил отзыв и ходатайство о рассмотрении дела без их участия.

Представители третьих лиц Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары, МУ «Земельное управление» г. Чебоксары, МУП «Бюро технической инвентаризации и приватизации жилищного фонда» г. Чебоксары, извещенные надлежащим образом, своих представителей для участия в деле не выделили, решен вопрос о рассмотрении дела без их участия.

Представитель третьего лица администрации Калининского района г. Чебоксары представил заявление о рассмотрении дела без их участия, в удовлетворении иска просит отказать.

Выслушав объяснения представителя истца, огласив показания ранее допрошенных свидетелей Ж., Т., В., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Жилой <адрес> является самовольно возведенным.

Фактическим домовладельцем дома, построенного в <данные изъяты> году, расположенного по <адрес> в <адрес>, являлся М., что следует из данных о технической инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ. <адрес> дома, включая пристрой и сени, составляла <данные изъяты>

Впоследующем в этом же <данные изъяты> году домовладение перешло к А.М. (л.д.150-155).

Согласно техническому паспорту, составленному в <данные изъяты> году, указанное домовладение представляло собой индивидуальный жилой дом площадью <данные изъяты> (л.д.143-155). Собственником указанного дома в данном документе указаны А.М., умерший ДД.ММ.ГГГГ, затем А.И.

Из справки, выданной отделом Военного комиссариата по Чувашской Республике от <данные изъяты> следует, что А.М. состоял на воинском учете в военном комиссариате <адрес>, проживал по адресу: <адрес>, и ДД.ММ.ГГГГ снят с воинского учета по возрасту (л.д.162).

Со слов истца, в <данные изъяты> году спорное жилое домовладение было приобретено Васюткиной О.А. у А.М. за <данные изъяты> рублей. Данный факт не оспаривается сторонами и подтвержден допрошенными в ходе судебного заседания свидетелями.

Представленные в материалы дела квитанции об уплате Васюткиной О.А. земельного налога в <данные изъяты> году (л.д.45) по адресу: <адрес>, за услуги водоснабжения в <данные изъяты> г.г. (л.д.46) подтверждают владение и пользование жилым домом и земельным участком.

    Так, свидетель Ж. показала, что в <данные изъяты> году на земельном участке по <адрес> под домом стояла засыпушка. В <данные изъяты> годах Васюткина О.А. купила у прежних хозяев засыпушку и на ее месте возвела новый дом. Такие засыпушки стояли по всей улице, однако в настоящий момент большинство домов узаконено и зарегистрировано в регистрационной палате.

Аналогичные показания дали свидетели Т. и В.

Согласно техническому описанию от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> из керамзитобетонных блоков с облицовкой кирпичом является самовольной постройкой (л.д.13-39).

ДД.ММ.ГГГГ Васюткина О.А. обратилась к главе администрации <адрес> с ходатайством узаконить размещение <адрес> (л.д.10).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ главный архитектор <адрес> предложил представить правоустанавливающие документы на домовладение, земельный участок, технический паспорт на жилой дом, исполнительную топографическую съемку земельного участка (л.д.11).

ДД.ММ.ГГГГ Управление архитектуры и градостроительства, рассмотрев вопрос выдачи градостроительного заключения на самовольно возведенный индивидуальный жилой дом, дополнительно затребовал проект планировки (упорядочения) территории в районе жилого <адрес> (л.д.12).

В градостроительном заключении, выданном Управлением архитектуры и градостроительства администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, указано, что размещение одноэтажного индивидуального жилого дома из керамзитобетонных блоков с облицовкой кирпичом по <адрес>, соответствует градостроительным нормам.

На основании ч.3 ст.222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В соответствии со ст.29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органов местного самоуправления.

Из сообщения МУ «Земельное управление» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведения о закреплении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, за кем-либо на праве собственности или аренды отсутствуют (л.д.77).

ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, выдан кадастровый паспорт, присвоен кадастровый номер (л.д.40).

Эскизный проект планировки земельного участка, расположенного под домом по <адрес>, составлен в апреле <данные изъяты> года ( л.д.32-39).

    Согласно Генеральному плану <адрес>, Правилам землепользования и застройки в <адрес>, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ , вышеуказанный земельный участок находится в зоне малоэтажных индивидуальных жилых домов с участками (Ж-3), где размещение индивидуального жилого дома является разрешенным видом использования недвижимости (л.д.79).

     Администрация <адрес>, рассмотрев заявление Васюткиной О.А. о предоставлении земельного участка по <адрес> для обслуживания индивидуального жилого дома, сообщила, что рассмотрение вопроса о предоставлении земельного участка по <адрес> для обслуживания индивидуального жилого дома возможно после регистрации права собственности на основании решения суда.

Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что самовольная постройка возведена на участке, предназначенном для жилищного строительства.

В п. 26 Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 указано о том, что, рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.

Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

Проанализировав приведенные выше положения закона, суд приходит к выводу о том, что законом предусмотрено признание права собственности на самовольную постройку при соблюдении строительных и градостроительных правил.

Признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке является исключительным способом защиты права и может применяться в случае, если лицо, обратившееся в суд с таким иском, по независящей от него причине было лишено возможности получить правоустанавливающие документы на вновь возведенный объект в установленном законом порядке

Материалы дела содержат доказательства того, что истец совершал действия, направленные на получение необходимых разрешений и согласований для осуществления строительства, однако право собственности во внесудебном порядке за Васюткиной О.Ю. на построенный ею дом признано не было.

ДД.ММ.ГГГГ Отделом государственного пожарного надзора <адрес> установлено, что нарушений требований пожарной безопасности при проверке жилого <адрес> не выявлено (л.д.42).

Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике считает возможным строительство индивидуального жилого <адрес> на земельном участке по <адрес> при условии канализования объекта с подключением к водонепроницаемому выгребу, организации твердого подъезда к выгребу, заключения договора на вывоз сточных вод со специализированным предприятием, имеющим лицензию и подсоединения канализационных сетей в последующем к городским сетям хозяйственно-фекальной канализации (л.д.41).

ДД.ММ.ГГГГ Управлением архитектуры и градостроительства <адрес> выдано градостроительное заключение о том, что размещение одноэтажного индивидуального жилого дома из керамзитобетонных блоков с облицовкой кирпичом по <адрес>, соответствует градостроительным нормам.

В соответствии с Генеральным планом <адрес> и Правилами землепользования и застройки в <адрес>, утвержденными решениями Чебксарского городского Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок находится в зоне малоэтажных индивидуальных жилых домов с участками (Ж-3).

Положения ст. 218 ГК РФ предусматривают, что право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Таким образом, проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства, учитывая, что градостроительным заключением по техническому обследованию результатов строительства жилого дома, принадлежащего истцу, установлено его соответствие градостроительным нормам и техническое состояние объекта никакого вредного влияния на окружающую среду, угрозу жизни и здоровью людей не создает, суд полагает возможным признать право собственности Васюткиной О.А. на индивидуальный жилой <адрес>.

Истцом Васюткиной О.А. кроме того заявлено требование о признании права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, на котором расположено спорное домовладение.

Согласно пункту 1 ст. 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Пункт 2 названной статьи предусматривает, что гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.

В силу п. 3 этой же статьи право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие этого Кодекса, сохраняется.

Приведенные положения закона исключают возможность признания за истцом права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, поскольку соответствующее право до введения в действие Земельного кодекса РФ у него не возникло ввиду отсутствия предоставления земельного участка.

При таких обстоятельствах суд полагает в удовлетворении требования о признании за Васюткиной О.А. признания права постоянного (бессрочного) пользования) земельным участком отказать.

Руководствуясь ст. 194-199, 233-244 ГПК РФ, суд

решил:

    Признать за Васюткиной О.А. право собственности на индивидуальный жилой дом <данные изъяты>., расположенный по адресу: ул. <адрес> <адрес>.

    В удовлетворении исковых требований о признании постоянного (бессрочного) права пользования земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, отказать.

    Ответчик вправе обратиться с заявлением об отмене заочного решения суда в течение 7-ми дней с момента получения копии заочного решения суда.

    На заочное решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд чувашской Республики через Калининский районный суд <адрес> чувашской Республики в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае подачи – в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении данного заявления.

Судья А.В. Мартьянова