Дело № 2-1274/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 16сентября 2011 года г.Чебоксары Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Мулеевой С.М., при секретаре Новиковой З.А., с участием истца Андреева А.А., представителя ответчика администрации Калининского района г. Чебоксары Седловой В.Е., представителя ответчика администрации г. Чебоксары Павловой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андреева А.А. к администрации Калининского района г. Чебоксары об обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма, установил: Андреев А.А. обратился в суд к администрации Калининского района г. Чебоксары об обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма. Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ он был принят на учет на получение жилой площади по <данные изъяты> поселению <адрес> Чувашской Республики, как лицо из числа-сирот оставшееся без попечения родителей, поскольку ДД.ММ.ГГГГ умер его отец ФИО2. Решением Чкаловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ его мать, ФИО1, признана безвестно отсутствующей с ДД.ММ.ГГГГ. Истец на тот момент был несовершеннолетним. ДД.ММ.ГГГГ он окончил учебу, проживал по адресу: ЧР, <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ устроился на работу в г. Чебоксары. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировал брак с ФИО6 В начале 2007 года истец обратился в администрацию <адрес> Чувашской Республики по поводу предоставления жилья, где ему посоветовали выписаться из д<данные изъяты>, прописаться у жены и встать на учет на получение жилья по программе «Молодая семья», пояснив, что ему, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, полагаются денежные средства в размере 200 тысяч руб., а по программе «Молодая семья» у него льгот больше, а две федеральные программы вместе не работают. ДД.ММ.ГГГГ он снялся с регистрационного учета в д. <адрес>, как ему посоветовали в администрации <данные изъяты>, и прописался у жены по адресу: Чувашская Республика, <адрес> <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ родилась дочь ФИО7, однако, жилое помещение по программе «Молодая семья» истец так и не получил. Все это время они с супругой работали в г. Чебоксары и проживали на съемных квартирах. В июле 2010 года он узнал о том, что в случае, если бы он не снялся с регистрационного учета из д. <адрес> ЧР, то уже получил бы льготное жилье. После этого он обратился с письмом в администрацию <адрес> ЧР о восстановлении его в очереди для получения жилого помещения. В ответ на это письмо администрация <адрес> ЧР ответила, что для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещений, он должен обратиться с заявлением в орган местного самоуправления по месту своего жительства. ДД.ММ.ГГГГ он встал на регистрационный учет по адресу: <адрес>. В марте 2011 года истец обратился в администрацию Калининского района г. Чебоксары с просьбой принять на учет в качестве нуждающегося вжилом помещении, для внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма как сирота, но получил отказ, мотивированный тем, что в соответствии со ст. 1 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на дополнительные гарантии по социальной поддержке имеют лица из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 23 лет, а на момент его обращения в администрацию Калининского района г. Чебоксары истцу исполнилось 25 лет. До настоящего времени жильем в рамках программы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, он не обеспечен. Со ссылкой на ч.2 ст. 57 ЖК РФ просит обязать администрацию Калининского района г. Чебоксары поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма площадью не ниже установленных норм. В судебном заседании истец Андреев А.А. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям и вновь привел их суду. Представитель ответчика администрации Калининского района г. Чебоксары Седлова В.Е. иск не признала, просила в его удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Из преамбулы статьи 1 вышеуказанного Закона следует, что его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста. Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. Обязанность предоставить жилое помещение гражданам указанной категории возникает у органа местного самоуправления, только если гражданин встал на учет нуждающихся в жилых помещениях как сирота до достижения возраста 23 лет. Андреев А.А. состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях как сирота с ДД.ММ.ГГГГ в органе местного самоуправления <адрес> Чувашской Республики, т.е. он встал на учет в <адрес> до достижения 23 лет. Таким образом, обязанность обеспечить Андреева А.А. жилым помещением во внеочередном порядке возникла у органов местного самоуправления <адрес>. В администрацию Калининского района г.Чебоксары Андреев А.А. обратился с просьбой поставить его на учет как сироту в 2011 году, когда ему исполнилось 25 лет. В связи с чем на администрацию Калининского района г.Чебоксары не может быть возложена обязанность по постановке Андреева А.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях как сироте и обеспечении его жилым помещением во внеочередном порядке. Представитель третьего лица администрации г. Чебоксары Павлова А.Н. иск не признала, просила в его удовлетворении отказать по доводам, приведенным представителем администрации Калининского района г. Чебоксары, указав, что обязанность по предоставлению истцу жилого помещения лежит на администрации <данные изъяты>. Третье лицо Андреева О.В., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, имеется заявление о рассмотрении дела без ее участия. Будучи опрошена в предыдущем судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям. Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, <адрес> Чувашской Республики, Администрации <данные изъяты> поселения <адрес> Чувашской Республики, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела. Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу. Согласно абз. 2, 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма. Для получения жилого помещения детям, оставшимся без попечения родителей (как и иным лицам), необходимо встать на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. На основании ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Подача заявлений не по месту своего жительства допускается только в случаях, прямо предусмотренных законодательством. В соответствии со статьей 11 Закон ЧР от 17.10.2005 N 42 (ред. от 15.07.2011) "О регулировании жилищных отношений" полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. Согласно ч. 2 ст. 12 того же Закона ЧР указанным категориям лиц жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. В соответствии с ч. 4 данной статьи принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях последующего предоставления им в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учет не по месту своего жительства. В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.2996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм. Из положений абз. 2 п.1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ следует, что гарантируемая в названном в абзаце лицам социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью должна предоставляться до достижения возраста 23 лет. В то же время, по смыслу жилищного законодательства, право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли. Обязательство достижения такими лицами возраста, превышающей предел, установленный законом, само по себе не может являться основанием для лишения их права на жилье, которое гарантировано жилищным законодательством. Андреев А.А. относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается свидетельством о рождении серии № в котором в качестве родителей истца указаны ФИО2 и ФИО1; свидетельством о смерти ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ. Решением Чкаловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ мать истца ФИО1, признана безвестно отсутствующей. На основании постановления главы администрации <адрес> Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ Андреев А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находился под попечительством ФИО11, закрепленного жилого помещения не имел.(л.д.28) Истец Андреев А.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в <адрес> д. <адрес> Чувашской Республики (л.д.29, 30) Согласно архивной справки, истец Андреев А.А. постановлением главы администрации <адрес> Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № был принят на учет для получения жилья под <данные изъяты> с датой подачи заявления - ДД.ММ.ГГГГ как круглая сирота, проживающий в <данные изъяты>.(л.д.78) По сообщению администрации <данные изъяты>. администрация Янтиковского <данные изъяты> Алдиаровскому сельскому поселению в Алдиаровске сельское поселение. Указанный факт подтверждается также списком очередности на получение жилой площади по <данные изъяты>, куда включен истец Андреев А.А., и где имеются сведения о передаче данного списка и приеме его главой <данные изъяты> Какследует из справки от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной главой <адрес> <адрес> Чувашской Республики, Андреев А.А. с ДД.ММ.ГГГГ стоял в очереди для улучшения жилищных условий, никакие формы государственной поддержки в приобретении жилья не получал. Согласно списку очередности на получение жилой площади по <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ Андреев А.А. поставлен на учет под номером <данные изъяты> В соответствии со ст.2.ст. 15, Закон ЧР от 17.10.2005 N 42 (ред. от 15.07.2011 решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом местного самоуправления, осуществившим принятие на учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. По сообщению вр.и.о. главы администрации <адрес> <адрес> Чув. Республики нормативно-правовые акты о снятии Андреева А.А. с учета детей-сирот, нуждающихся в получении жилого помещения администрацией не издавались, уведомление об этом Андрееву А.А. не выдавалось. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ глава администрации <адрес> ЧР также сообщил, что постановление главой администрации <адрес> ЧР о снятии Андреева А.А. с учета для получения жилья и улучшения жилищных условий не издавалось (л.д.101) Это же подтвердил в судебном заседании и Андреев А.А., пояснив, что письменных уведомлений о снятии его с очереди нуждающихся в <данные изъяты> сельском поселении он не получал. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Андреев А.А. продолжает по настоящее время состоять в списке очередности на получение жилой площади <данные изъяты>, то есть по месту регистрации его рождения и первичного выявления как ребенка-сироты. С ДД.ММ.ГГГГ истец Андреев А.А. зарегистрирован в <адрес> своих родственников, права собственности на указанное жилое помещение не имеет. (л.д.76) Доказательств того, что он, либо его законный представитель в период, когда он был несовершеннолетним, обращались в органы местного самоуправления г. Чебоксары, в том числе в администрацию Калининского района о постановке его на учет нуждающихся в жилом помещении суду не представлено. ДД.ММ.ГГГГ Андреев А.А., достигнув возраста 25 лет, обратился в администрацию Калининского района г. Чебоксары с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо, оставшееся без попечения родителей. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрацей Калининского района г. Чебоксары Андрееву А.А. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма как сироту, поскольку на момент обращения в администрацию Калининского района г. Чебоксары после регистрации по месту жительства ДД.ММ.ГГГГ, ему исполнилось 25 лет, и он утратил статус лица из детей-сирот. Анализ вышеуказанных доказательств, свидетельствует о том, что Андреев А.А. обратился в администрацию Калининского района г. Чебоксары с заявлением о постановке в очередь на улучшение жилищных условий, достигнув 25 летнего возраста и утратив статус лица из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и, следовательно, утратил материальное право на внеочередное предоставление жилья. В связи с чем у администрации Калининского района г. Чебоксары обязательства по предоставлению ему жилья возникнуть не могут, и требования об обязании администрацию Калининского района поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для внеочередного предоставления жилого помещения удовлетворению не подлежат. Доводы Андреева А.А. о том, что ему не было предоставлено жилье как сироте в администрации <адрес> <адрес> и поэтому администрация Калининского района обязана поставить его на учет как сироту суд считает несостоятельными. Суд не вправе возлагать на органы местного самоуправления одного муниципального образования обязанность по постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении во внеочередном предоставлении жилого помещения, тогда когда Андреев А.А. не снят с учета нуждающихся в улучшении в жилом помещении на территории другого муниципального образования с соблюдением требований ст.2.ст. 15, Закон ЧР от 17.10.2005 N 42 (ред. от 15.07.2011) «О регулировании жилищных отношений» На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ суд Р е ш и л : В удовлетворении исковых требований Андреева А.А. к администрации Калининского района г. Чебоксары об обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма отказать. Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через Калининский районный суд г. Чебоксары. Судья С.М.Мулеева Мотивированное решение изготовлено 21 сентября 2011 г.