о признании решения незаконным



Дело № 2-3279-2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 октября 2011 года                  г. Чебоксары

Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Мартьяновой А.В., при секретаре судебного заседания Антоновой О.Г., с участием истца Ксенофонтовой З.А. представителя ответчика Енцовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ксенофонтовой З.А. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии о признании решения незаконным, обязании включить в специальный трудовой стаж периоды работы, нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 и 3-х лет и назначить досрочную трудовую пенсию по старости,

установил:

Ксенофонтова З.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики-Чувашии о признании Решения о признании решения незаконным, обязании включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды:

- работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности пионервожатой в пионерском лагере «<данные изъяты>» <адрес>;

- нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 и 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения к ответчику - с ДД.ММ.ГГГГ. Исковые требования мотивированы тем, что Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Ксенофонтовой З.А. отказано в соответствии с подп.20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения за пенсией (ДД.ММ.ГГГГ). При этом в специальный стаж вышеназванные периоды не включены, считает отказ в этой части незаконным, просит обязать ответчика включить вышеназванные периоды в специальный стаж и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения - ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец Ксенофонтова З.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, и вновь привела их суду.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в г. Чебоксары Чувашской Республики Енцова О.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном Решении об отказе в установлении пенсии.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив пенсионное дело Ксенофонтовой З.А., исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что иск Ксенофонтовой З.А. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В ст. ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.

В силу ст. 55 Конституции РФ, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Это означает недопустимость необоснованного ограничения объема прав, сокращения гарантий и механизмов правовой защиты.

Подпунктом 19 пункта 1, пунктом 2 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 ФЗ, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (пп. 19 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 319-ФЗ). Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

По сведениям трудовой книжки, уточняющих справок, находящихся в материалах пенсионного дела, истец Ксенофонтова З.А. работала в должности пионервожатой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в пионерском лагере «<данные изъяты> <адрес>; в периоды с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 и 3-х лет.

Истец просит обязать ответчика включить в специальный стаж период работы в должности пионервожатой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в пионерском лагере «<данные изъяты>» <адрес>.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463.

Согласно п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

В период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, в соответствии с п. 2 положения которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

Таким образом, Ксенофонтова З.А. имеет право на зачет указанного периода работы в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право, что является основанием для удовлетворения исковых требований в этой части.

Истец также просит обязать ответчика включить в специальный стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 и 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включен в специальный стаж, а во включении в спецстаж периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отказано.

Согласно п.15 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 2005 г. N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

На основании Разъяснений Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 23/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости включения в специальный трудовой стаж истца периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 и 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку отпуск по уходу за ребенком был предоставлен истцу до ДД.ММ.ГГГГ и продолжался непрерывно вплоть до ДД.ММ.ГГГГ.

Истец просит обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в <адрес> ЧР - Чувашии назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения к ответчику - с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

С учетом удовлетворенной части исковых требований, на ДД.ММ.ГГГГ у Ксенофонтовой З.А. имеется необходимый 25-летний специальный стаж, следовательно, с указанного дня ей должна быть назначена выплата досрочной трудовой пенсии по старости.

Поскольку суд удовлетворил исковые требования, Решение Управления пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики-Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении в специальный трудовой стаж Ксенофонтовой З.А. периодов:

- работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности пионервожатой в пионерском лагере «<данные изъяты>» <адрес>;

- нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 и 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

и назначения досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, следует признать незаконным.

В силу требований ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная истцом при подаче иска госпошлина в размере <данные изъяты> руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Признать Решение Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики-Чувашии ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении в специальный трудовой стаж Ксенофонтовой <данные изъяты> периодов:

- работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности пионервожатой в пионерском лагере «<данные изъяты>» <адрес>;

- нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 и 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

и назначения досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, незаконным.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики-Чувашии включить Ксенофонтовой З.А. в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды:

работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности пионервожатой в пионерском лагере «<данные изъяты>» <адрес>;

- нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 и 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики-Чувашии назначить Ксенофонтовой З.А. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики-Чувашии в пользу Ксенофонтовой З.А. расходы по госпошлине в размере <данные изъяты> руб.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики через Калининский районный суд <адрес> в течение десяти дней со дня вынесения решения судом.

Судья                         А.В.Мартьянова