Дело № 2-2821-2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 19 сентября 2011 года г. Чебоксары Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Федяровой С.Н., при секретаре судебного заседания Матвеевой М.Г., с участием истца Аркадьевой Н.Г., представителя ответчика В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Дома юстиции гражданское дело по исковому заявлению Аркадьевой Н. Г. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, и возложении обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии по старости, установил: ДД.ММ.ГГГГ Аркадьева Н.Г. обратилась в УПФ РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР- Чувашии с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Решением УПФ РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР - Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ за № ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы, предусмотренного подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Не согласившись с указанным решением, Аркадьева Н.Г. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР - Чувашии, и с учетом внесенных в первоначальный иск уточнений просила признать решение ответчика об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости незаконным; возложить обязанность по включению периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, и назначению досрочной трудовой пенсии по старости. В частности, истец просит: - признать незаконным отказ Управления Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г.Чебоксары ЧР - Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ № в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; - возложить на ответчика обязанность по включению в подсчет специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов: 1) с ДД.ММ.ГГГГ - работы в должности <данные изъяты> календарно; 2) с ДД.ММ.ГГГГ - нахождения в отпуске по уходу за ребенком календарно; 3) с ДД.ММ.ГГГГ - обучения на курсах повышения квалификации в календарном исчислении; 4) с ДД.ММ.ГГГГ - работы в должности <данные изъяты> календарно. Также истица просит возложить на ответчика обязанность по назначению досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Исковые требования мотивированы тем, что решением ответчика истцу отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа, в который неправомерно не включены вышеперечисленные периоды, а также неправильно произведен подсчет специального стажа, что, по мнению истца, нарушает права на пенсионное обеспечение. В судебном заседании истец Аркадьева Н.Г. иск с учетом внесенных в него уточнений и дополнений поддержала, просила удовлетворить заявленные требования и назначить досрочную трудовую пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР - Чувашии В., действующий по доверенности, исковые требования истца не признал, просил отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в решении ответчика за № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении истцу трудовой пенсии по старости. Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского и пенсионного дел, суд приходит к следующим выводам. В ст. ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вступившего в силу с 01 января 2002 года (с последующими изменениями), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного законом возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. В силу пункта 2 статьи 27 указанного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Решением Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР - Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ № Аркадьевой Н.Г. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения за пенсией ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из решения, требуемая продолжительность специального стажа составляет 30 лет, фактическая продолжительность специального стажа истицы составила 17 лет 1 месяц 8 дней. При этом в специальный стаж Аркадьевой Н.Г. ответчиком не включены следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ (в том числе периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ - работы в должности <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ - нахождения на курсах повышения квалификации в соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по стрости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516. По сведениям, содержащимся в трудовой книжке, из материалов пенсионного дела Аркадьевой Н.Г. следует, что в периоды с ДД.ММ.ГГГГ истица работала в должности <данные изъяты> При этом в периоды с ДД.ММ.ГГГГ она находилась в отпусках по уходу за детьми до 1,5 лет. На основании подп. 10 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного закона, гражданам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста. Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 21 января 2002 года № 30 «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в РФ» установлено, что нормативно-правовые акты РФ, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1066 в выслугу лет в связи с лечебной и иной работы по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464. Соответственно при определении специального стажа в период работы истца до 01 ноября 1999 года подлежит применению Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464. В соответствии с указанным Списком в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются работа в должности врача и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Таким образом, включение периодов работы в специальный медицинский стаж не ставится в зависимость от названия должности. Необходимо, чтобы должность относилась к среднему медицинскому персоналу. При изложенных обстоятельствах, учитывая то, что должность истца «заведующая здравпунктом» относилась к среднему медицинскому персоналу, сам истец выполнял функциональные обязанности среднего медицинского персонала и получал соответствующую заработную плату, <данные изъяты> является учреждением здравоохранения, суд считает законными и обоснованными требования истца о возложении на ответчика обязанности по включению в специальный медицинский стаж в календарном порядке периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Положения пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, не предусматривают включение в специальный трудовой стаж периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет. Однако действовавшие в спорный период положения ст. 165 КЗоТ РСФСР (в редакции 1971 года) предусматривали предоставление женщинам отпуска по беременности и родам, а также предоставление женщине по ее заявлению дополнительного отпуска без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года. Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком согласно части 3 статьи 167 КЗоТ РСФСР засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» в целях создания более благоприятных возможностей для материнского ухода за новорожденными и малолетними детьми были установлены частично оплачиваемый отпуск до одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, который предоставлялся с сохранением непрерывного трудового стажа по специальности. 06 июля 1982 года постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС было утверждено Разъяснение «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до 1 года и дополнительного отпуска до 1,5 лет». В соответствии с указанным Разъяснением время частично оплачиваемого отпуска и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы засчитывалось как в общий, так и в непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий. 22 августа 1989 года было издано Постановление Совета Министров № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей». Указанным постановлением было предусмотрено поэтапное увеличение частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет по ряду регионов с 01 декабря 1989 года, по остальным регионам с 01 июля 1990 года, а также об увеличении повсеместно с 01 декабря 1989 года продолжительности дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Разъяснением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 23/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 375/24-11, предусмотрено, что указанный отпуск вводится одновременно по всей стране с 01 декабря 1989 года. Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в статью 71 Основ законодательства Союза СССР и союзных республик о труде, в соответствии с которыми было предусмотрено предоставление частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Таким образом, положения законодательства, действовавшего в спорный период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, предусматривали включение указанного периода в специальный стаж. Федеральным законом от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР» в ст. 167 КЗоТ РСФСР внесены изменения, согласно которых отпуск по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях). Соответственно, действующее на момент рассмотрения дела законодательство РФ исключает возможность зачета в специальный стаж, дающий право на льготную пенсию, периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком. Эти периоды могут засчитываться в специальный стаж для исчисления льготной пенсии до 06 октября 1992 года (то есть до момента вступления в действие указанного Закона). При изложенных обстоятельствах, требования истца о включении в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периодов нахождения в отпусках по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ за время работы в должности <данные изъяты> также подлежат удовлетворению. Из материалов пенсионного дела, справок, уточняющих периоды работы, занятость в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следует, что истец находилась на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за время работы в должности <данные изъяты>. Согласно пунктов 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Положениями Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 пункта 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, отсутствуют какие-либо ограничения в части включения в спецстаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации. В силу ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Поскольку истец в спорный период работала в должности фельдшера, в силу специальных нормативных актов обязательным условием возможности выполнения указанной работы является повышение квалификации медицинского работника. В связи с этим истец была направлена работодателем на курсы повышения квалификации с сохранением места работы и среднего заработка, из которой работодатель в обязательном порядке по требованиям действующего законодательства РФ должен был производить отчисления в Пенсионный фонд РФ, что подтверждается указанной выше справки, уточняющей периоды работы, занятость в которой дает право на досрочное назначение трудовой пенсии. При изложенных обстоятельствах, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в календарном порядке. Истец Аркадьева Н.Г. также просит включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, период работы с ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>. Из справки от ДД.ММ.ГГГГ №-ОК, выданной <данные изъяты> следует, что Аркадьева Н.Г. с ДД.ММ.ГГГГ по день выдачи справки работает в должности <данные изъяты> Согласно решению Управления ПФ РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР - Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ за № оценка пенсионных прав произведена пенсионным органом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. При этом сторонами не оспаривается и трудовой книжкой подтверждается, что с ДД.ММ.ГГГГ по день рассмотрения дела Аркадьева Н.Г. работает в должности <данные изъяты> Указанный период работы истца в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и Правилами исчисления периодов указанной работы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, подлежит включению в специальный стаж. В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. С заявлением о назначении пенсии Аркадьева Н.Г. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР - Чувашии ДД.ММ.ГГГГ. Истец просит назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ, то есть со времени выработки необходимого специального стажа. С учетом того, что судом удовлетворены требования истца и к указанному времени Аркадьева Н.Г. выработала необходимый стаж, ее требования о возложении на ответчика обязанности по досрочному назначению трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, РЕШИЛ: признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ за № в части отказа Аркадьевой Н. Г. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации незаконным. Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии обязанность по включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Аркадьевой Н. Г. периодов: с ДД.ММ.ГГГГ (в том числе периоды нахождения в отпуске по уходу за детьми с ДД.ММ.ГГГГ) - работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождения на курсах повышения квалификации; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работы в должности <данные изъяты>. Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии обязанность по досрочному назначению Аркадьевой Н. Г. трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи кассационной жалобы через Калининский районный суд г. Чебоксары ЧР в течение десяти дней с момента составления мотивированного решения суда. Судья: С.Н. Федярова Мотивированное решение суда составлено 26 сентября 2011 года.