решение о назначении досрочной трудовой пенсии по старости



Дело № 2-3047-2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 сентября 2011 года      г. Чебоксары

Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Федяровой С.Н., при секретаре судебного заседания Матвеевой М.Г., с участием истца Никитиной А.Н., представителя ответчика В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Дома юстиции гражданское дело по исковому заявлению Никитиной А. Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии о возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

установил:

Никитина А.Н.. обратилась в Калининский районный суд г. Чебоксары ЧР с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии о возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, и назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Решением Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР - Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ за истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подп. 20 п. 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения за пенсией. При этом в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости ответчиком не включены следующие периоды:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работы в должности <данные изъяты> со ссылкой на то, что наименование учреждения не отнесено к числу учреждений, предусмотренных Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается с в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам. осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождения на курсах повышения квалификации на основании п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской федерации от 11 июля 2002 года № 516, которые истица просит включить в подсчет специального стажа.

Также истица просит обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за ней по тем мотивам, что ответчиком нарушены ее пенсионные права путем исключения указанных периодов из спецстажа, что противоречит нормам законодательства.

В судебном заседании истец Никитина А.Н. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, вновь приведя их суду. Невключение указанных выше периодов в подсчет специального стажа истица считает незаконным и необоснованным, нарушающим ее конституционные права, законные права и интересы на социальное обеспечение. Указывает, что периоды нахождения в отпуске в связи с нахождением на курсах повышения квалификации подлежат включению в спецстаж, поскольку за истцом сохранялось рабочее место и заработная плата, производились необходимые отчисления, в том числе и в Пенсионный фонд.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии В., действующий по доверенности, исковые требования Никитиной А.Н. не признал и просил отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в решении ответчика об отказе в досрочном назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы гражданского и пенсионного дел Никитиной А.Н., суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных исковых требований по следующим основаниям.

Положениями ст. ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вступившего в силу с 01 января 2002 года (с последующими изменениями и дополнениями), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного законом возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В силу пункта 2 статьи 27 Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 21 января 2002 года № 30 «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в РФ» установлено, что нормативно-правовые акты РФ, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.

Из материалов дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ Никитина А.Н. обратилась в Управление ПФР (ГУ) в г. Чебоксары ЧР - Чувашии с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии.

Решением Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР - Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ за Никитиной А.Н. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения за пенсией.

Как следует из решения, требуемая продолжительность специального стажа составляет 30 лет, фактическая продолжительность специального стажа истицы составила 29 лет 5 месяцев 11 дней. При этом периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, а также периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не были включены в специальный стаж работы, как указано выше.

Согласно записям, имеющимся в трудовой книжке Никитиной А.Н., ДД.ММ.ГГГГ она была принята на должность <данные изъяты>.

В периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> подлежат применению Списки должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1066.

Между сторонами отсутствует спор по наименованию должности истца и отделения, в которых работала Никитина А.Н. Указанный выше спорный период работы истца ответчиком не включен в специальный медицинский стаж по тем мотивам, что учреждение не отнесено к числу учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии со Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2002 года № 1066.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 года № 30 «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу указанных федеральных законов применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.

Соответственно, для определения права на включение указанных спорных периодов в стаж, дающий право на назначение пенсии по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», подлежит применению законодательство, действовавшее в спорные периоды.

В стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

В п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 (далее Правила), предусмотрено, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном названными Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Приказом Министра здравоохранения ЧАССР от ДД.ММ.ГГГГ учреждена с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, которая с ДД.ММ.ГГГГ переименована в <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> приказом Министра здравоохранения ЧАССР от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> переименована в <данные изъяты><данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> приказом Министра здравоохранения ЧАССР от ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты><данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> вновь переименовано в <данные изъяты><данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты><данные изъяты> на основании постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты><данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> переименована в <данные изъяты> постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и приказом управления здравоохранения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты><данные изъяты> переименована в <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты><данные изъяты> на основании постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и приказа управления здравоохранения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. При этом, само муниципальное учреждение вне зависимости от его наименований выполняло все функции муниципального учреждения здравоохранения - <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>. В результате переименования учреждения обязанности истца не изменялись.

<данные изъяты> является медицинским учреждением, оказывающим все виды скорой медицинской помощи населению Чувашской Республики и Российской Федерации. В своем составе оно имеет обособленные структурные подразделения без права юридического лица.

Замещаемая истцом должность в спорные периоды в <данные изъяты> <данные изъяты> не изменялась.

При таких обстоятельствах, наименование учреждения здравоохранения как - <данные изъяты> не препятствует включению периода работы истца в данном учреждении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. Несоответствие наименования учреждения, в котором работал истец наименованиям учреждений, включенных в Список, само по себе не может служить основанием для отказа во включении указанного периода работы в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Несвоевременное приведение работодателем наименование учреждения в соответствие с требованиями закона также не может являться основанием для отказа в защите пенсионных прав.

С учетом изложенного, спорный период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача выездной бригады отделения скорой медицинской помощи в <данные изъяты> подлежит включению в специальный медицинский стаж.

В соответствии с положениями Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, отсутствуют какие-либо ограничения в части включения в спецстаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации.

В силу ст. 196 Трудового кодекса РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять установленные законом гарантии.

Ст. 187 Трудового кодекса РФ, предусмотрено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.

По материалам пенсионного дела Никитиной А.Н. подтверждается факт начисления и выплаты истцу заработной платы за время нахождения на курсах повышения квалификации, с которой производилась уплата взносов на государственное социальное страхование, в том числе в Пенсионный фонд РФ, что само по себе свидетельствует о том, что истица исполняла трудовые обязанности.

Из справки, уточняющей периоды работы, занятость в которой дает право на досрочное назначение трудовой пенсии от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <данные изъяты> следует, что истица в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в указанном учреждении в должности <данные изъяты>. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа -к от ДД.ММ.ГГГГ она находилась на курсах повышения квалификации. Кроме этого, суду представлены аналогичные справки о том, что, работая в <данные изъяты> в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, Никитина А.Н. направлена на курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с целью профессиональной переподготовки.

В силу специальных нормативных актов обязательным условием возможности выполнения указанной работы является повышение квалификации медицинского работника. В связи с чем истец была направлена работодателем на курсы повышения квалификации с сохранением места работы и среднего заработка, из которой работодатель в обязательном порядке по требованиям действующего законодательства РФ производит отчисления в Пенсионный фонд РФ, что подтверждается указанными выше справками, уточняющими периоды работы, занятость в которой дает право на досрочное назначение трудовой пенсии.

В связи с этим суд приходит к выводу о том, что периоды нахождения Никитиной А.Н. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за время работы в должности <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в период работы в <данные изъяты> подлежат включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В виду того, что спорные периоды подлежат включению в специальный медицинский стаж, на ДД.ММ.ГГГГ у истца имелся необходимый специальный медицинский стаж для назначения указанной досрочной трудовой пенсии по старости, вследствие чего, требования истца о возложении на ответчика обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ законные и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии обязанность по включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной им иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Никитиной А. Н. периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождения на курсах повышения квалификации.

Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии обязанность по досрочному назначению Никитиной А. Н. трудовой пенсии по старости в связи с лечебной им иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи кассационной жалобы через Калининский районный суд г. Чебоксары ЧР в течение десяти дней с момента составления мотивированного решения суда.

Судья:                                                                                       С.Н. Федярова

Мотивированное решение суда составлено 26 сентября 2011 года.