о взыскании суммы долга



Дело № 2-2458-2011                    

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 сентября 2011 года                                                                                               г. Чебоксары

Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе судьи Лащеновой Е.В. при секретаре Титовой В.А. с участием истца Лапина А.В., представителя истца Ефимова О.В., представителей ответчика открытого акционерного общества «<данные изъяты>» Ванюшиной О.В., Кирилловой И.А., третьего лица Козлова О.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лапина А.В. к открытому акционерному обществу «<данные изъяты>» о взыскании суммы долга,

установил:

Лапин А.В. обратился в суд с иском о взыскании с открытого акционерного общества «<данные изъяты> <данные изъяты>, обосновав свои требования тем, что между истцом и обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор уступки прав (цессии), в соответствии с которым к нему перешло право требования долга за выполнение строительно-монтажных работ по договору подряда от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «<данные изъяты>».

В судебном заседании Лапин А.В. исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить.

Представитель истца Ефимов О.В. исковые требования поддержал, суду объяснил, что между Лапиным А.В. и ООО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор уступки прав (цессии), согласно которому ООО «<данные изъяты>» уступает Лапину А.В. право требования долга за выполнение строительно-монтажных работ в полном объеме по договору подряда от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ООО и ОАО «<данные изъяты>», на сумму <данные изъяты>. Подлинник договора подряда, а также справки о стоимости выполненных работ и акты о приемке выполненных работ истец представить не может, так как утерял данные документы.

Представители ответчика Ванюшина О.В. и Кириллова И.А. исковые требования не признали, суду объяснили, что переход права требования должен подтверждаться правоустанавливающими документами, которые истец не представил. Также те работы, которые указаны в договоре подряда от ДД.ММ.ГГГГ на объекте <данные изъяты> <адрес> на общую сумму <данные изъяты> выполнены другими подрядчиками еще в ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждают представленные документы о введении в эксплуатацию данного объекта в ДД.ММ.ГГГГ. Договор с ООО «<данные изъяты> ответчик не заключал, следовательно права требования у истца суммы долга не возникло.

Третье лицо ООО «<данные изъяты>», извещенное надлежащем образом о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило.

Третье лицо Козлов О.Г. полагал, что исковые требования удовлетворению не подлежат, объяснил, что в <данные изъяты> года он работал генеральным директором ОАО «<данные изъяты> представленный ему договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ в копии он от имени ОАО не заключал. Поскольку имеется только копия договора, подпись на ней не видна, сказать, похожа она на его подпись или нет, он не может. Справки о стоимости выполненных работ и акты о приемке выполненных работ он не подписывал, на представленных ему копиях подписи похожи на его.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

Истцом представлен подлинник договора без номера уступки прав (цессии) от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «<данные изъяты>» в лице директора В.М. с одной стороны и Лапина А.В. с другой.

П. 1.1 названного договора определен предмет - право требования долга за выполнение строительно-монтажных работ в полном объеме по договору подряда от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО <данные изъяты> сумма уступаемого права требования указана в размере <данные изъяты>.

Раздел 2 того же договора предусматривает обязанность ООО «<данные изъяты> передать Лапину А.В. договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ со всеми приложениями, дополнительными соглашениями и другими документами, являющимися его неотъемлемой частью, первичные документы, подтверждающие факт выполнения ООО «<данные изъяты>» строительно-монтажных работ на объекте <данные изъяты> жилой дом позиции <адрес> (акт выполненных работ за ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>; акт выполненных работ и справка о стоимости выполненных работ за <данные изъяты> на сумму <данные изъяты> счета-фактуры к указанным актам выполненных работ; иные документы, подтверждающие выполнение и передачу работ по договору подряда от ДД.ММ.ГГГГ.

П. 2.4. указанного раздела договора предусмотрено, что новый кредитор Лапин А.В. за уступаемые права по договору подряда от ДД.ММ.ГГГГ обязан оплатить первоначальному кредитору ООО «<данные изъяты> сумму, указанную в п. 1.2 настоящего договора в сроки, установленные графиком.

Истцом в обоснование своих требований представлена копия договора подряда от ДД.ММ.ГГГГ, копии справки выполненных работ и затрат ДД.ММ.ГГГГ, акты о приемке выполненных работ за <данные изъяты>, графика оплаты истцом цены переуступки суду не представлено, факт оплаты по договору ничем не подтвержден, не представлены счета-фактуры, указанные в договоре.

В ходе судебного заседания истец объяснил, что у него имеется подлинник только договора уступки права требования от ДД.ММ.ГГГГ, договор подряда, справки о стоимости выполненных работ и затрат, акты приемки, приложенные к исковому заявлению, он представить не может, т.к. их утерял. Право требования долга возникло на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, а также на основании того, что ООО «<данные изъяты> исполнило свои обязательства по договору подряда от ДД.ММ.ГГГГ, что также подтверждается копиями приложенных к иску документов.

Представители ответчика отрицали факты заключения договора ДД.ММ.ГГГГ и исполнения ООО «<данные изъяты> указанных в договоре подряда работ, мотивировав тем, что объект - <адрес> сдан ответчиком в эксплуатацию еще в ДД.ММ.ГГГГ года, тогда как в представленной истцом копии договора подряда от ДД.ММ.ГГГГ сроки исполнения работ значатся ДД.ММ.ГГГГ.

Из копии договора подряда от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ОАО «<данные изъяты>» в лице генерального директора Козлова О.Г., именуемое «заказчик» и ООО <данные изъяты>», именуемое «подрядчик», заключили настоящий договор на выполнение силами подрядчика наружных сетей ВК, теплосетей, благоустройства, кабельной линии на объекте - <адрес> <адрес> в соответствии с условиями заключаемого договора.

П. 2.1 данного договора предусмотрена ориентировочная стоимость работ в размере <данные изъяты>, в обоснование выполненных работ подрядчик предоставляет заказчику акты выполненных работ (форма КС-2), справку о стоимости выполненных работ (форма КС-3), счет-фактуру за выполненные работы (п. 3.1 договора).

Ст. 4 этого же договора предусмотрены сроки выполнения работ: начало - ДД.ММ.ГГГГ.

Из объяснений третьего лица Козлова О.Г. следует, что он договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ , акты о приемке выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ, представленные ему на обозрение не подписывал. Каких-либо договоров с ООО «<данные изъяты>» в период его работы в должности директора ОАО «<данные изъяты>» не заключалось.

В ходе разбирательства данного дела по существу по запросу суда истребована из Арбитражного суда ЧР копия дела № по иску Лапина А.В. к ОАО «<данные изъяты> о взыскании долга, где имеются пояснения директора ООО «<данные изъяты>» по заявленным истцом требованиям, согласно которым указанное ООО было приобретено В.А.. у Д.А. на основании договора купли-продажи доли в уставном капитале от ДД.ММ.ГГГГ, при совершении данной сделки документов, касающихся договорных отношений с ООО «<данные изъяты>» и с Лапиным А.В., не передано.

Ответчиком в обоснование своих возражений о том, что ООО «<данные изъяты>» никаких работ по заказу ответчика не производило, а указанные в договоре подряда от ДД.ММ.ГГГГ работы произведены третьими лицами, представлены договор подряда № с- от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ОАО «<данные изъяты>» и ООО <данные изъяты> на выполнение последним строительно-монтажных работ на объекте: <адрес>; договор субподряда от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ответчиком и ООО «<данные изъяты>» на выполнение ООО «<данные изъяты>» дорожного покрытия и благоустройства на названном строительном объекте, сроки работ <данные изъяты>.

Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р «об утверждении акта приемки и разрешения на ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта «<данные изъяты> по <адрес>» утвержден акт приемки от ДД.ММ.ГГГГ и разрешение на ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта <данные изъяты> по (<адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ построенного заказчиком и генеральном подрядчиком - ОАО «<данные изъяты>

Из акта приемки законченного строительством объекта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ОАО «<данные изъяты>» предъявлен к приемке десятиэтажный трехподъездный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (поз. <данные изъяты>), строительно-монтажные работы осуществлены в период с ДД.ММ.ГГГГ, по результатам осмотра решено принять в эксплуатацию указанный жилой дом. В приложении к данному акту указан перечень субподрядных организаций, среди которых ООО «<данные изъяты>» не значится.

В подтверждение своих доводов о выполнении ООО «<данные изъяты>» своих обязательств пред ОАО «<данные изъяты>» истец представил копии актов выполненных работ за ДД.ММ.ГГГГ и ресурсные сметные расчеты, прошитые и пронумерованные, скрепленные печатью ОАО «<данные изъяты>», на которой указано «для финансовых документов», подписанные И., инициалы и должность не указаны.

Согласно сведениям ОАО «<данные изъяты> о том, что работника с такой фамилией, уполномоченного на выдачу подобных документов, в организации не имеется.

По ходатайству истца для подтверждения его доводов о заключении договора подряда ДД.ММ.ГГГГ и исполнении ООО «<данные изъяты>» обязательств по нему, из Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> истребовано решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ОАО «<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ .

Из указанного решения следует, что в нарушении ст. 250 Налогового Кодекса РФ ОАО «<данные изъяты> неправомерно занизило доходы в декларации по налогу за прибыль при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций за ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>. в результате завышения сумм расходов на строительство (создание) объекта недвижимости (жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>), по полученным строительно-монтажным работам от ООО «<данные изъяты>» на объекте: <данные изъяты> <адрес>) в ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей по договору подряда от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ОАО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>».

В ходе проведенной проверки налоговыми органными, по результатам которой принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ОАО «<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ , установлено, что работы по наружным сетям водопровода, ВК, наружным сетям канализации названного выше строительного объекта выполняло <данные изъяты> ОАО «<данные изъяты>», внешние коммуникации холодного и горячего водоснабжения, канализации сданы городским эксплуатирующим организациям ДД.ММ.ГГГГ, дорожное покрытие выполнило ООО <данные изъяты> объем работ, проведенных по благоустройству и озеленению не соответствует суммам, выставленным на оплату <данные изъяты>

В рамках данной налоговой проверки Лапину А.В. было выставлено требование от ДД.ММ.ГГГГ о представлении документов, в том числе договоров, на основании которых возникла задолженность ООО «<данные изъяты> пред Лапиным А.В. в размере <данные изъяты>, последний представил договор уступки прав (цессии) от ДД.ММ.ГГГГ и уведомление в адрес ОАО «<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, других документов не представил.

Также опрошен бывший руководитель ООО «<данные изъяты>» В.М.., который пояснил, что общество в период с ДД.ММ.ГГГГ годы не выполняло работы для ОАО «<данные изъяты> договор подряда он как директор ООО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ с ОАО «<данные изъяты>» не подписывал, в договоре стоит не его подпись. Договора об уступке права требования с Лапиным А.В. от имени ООО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ не заключал.

В рамках налоговой проверки в ОАО «<данные изъяты> произведена выемка в целях отыскания документов, подтверждающих проведение работ ООО «<данные изъяты>» по заказу ОАО, таких документов обнаружено не было.

По результатам проверки установлено, что подрядные работы ООО «<данные изъяты> в адрес ОАО «<данные изъяты> не выполнялись, оплата по данному договору не производилась, договор от ДД.ММ.ГГГГ, договор об уступке права требования (цессии) от ДД.ММ.ГГГГ не заключались. Данные работы уже были выполнены до ДД.ММ.ГГГГ и сданы по акту приемки законченного строительством объекта от ДД.ММ.ГГГГ. Решение ДД.ММ.ГГГГ не обжаловано и вступило в силу.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 60 ГК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Суду не представлено доказательств, подтверждающих право требования истца суммы долга, предъявленное к ответчику.

Истец обосновывает свои требования о взыскании с ответчика суммы долга, мотивируя тем, что на основании договора подряда от ДД.ММ.ГГГГ у ООО «<данные изъяты>» возникло право требования оплаты выполненных работ, которое впоследствии передано Лапину А.В. путем заключения договора уступки права (цессии) ДД.ММ.ГГГГ.

Как установлено в ходе налоговой проверки, ОАО <данные изъяты>» занизило доходы на прибыль организаций ДД.ММ.ГГГГ, указав суммы расходов по полученным строительно-монтажным работам от ООО «<данные изъяты> из приведенных доказательств и установленных фактических обстоятельств дела следует, что договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» не заключался, работы на строительном объекте 10-ти этажный 3-х подъездный жилой дом поз. <адрес> ООО «<данные изъяты>» не выполняло.

Суду не представлено подлинников, как самого договора подряда, так и документов, подтверждающих факт выполнения работ по данному договору.

Ст. 8 ГК РФ одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указывает, что гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;

Поскольку договор подряда ДД.ММ.ГГГГ между ОАО <данные изъяты>» не заключался, работы по нему не выполнялись, у ООО «<данные изъяты>» не возникло право требования <данные изъяты>.

П. 1 ст. 382 ГК РФ предусмотрены основания и порядок перехода прав кредитора к другому лицу, согласно которому право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.

Кредитор, уступивший требование другому лицу, обязан передать ему документы, удостоверяющие право требования, и сообщить сведения, имеющие значение для осуществления требования в соответствии с п. 2 ст. 385 ГК РФ.

Первоначальному кредитору по договору права требования (цессии) от ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» не принадлежало право требования у ОАО «<данные изъяты> суммы долга в указанном размере, следовательно несуществующее право не могло быть передано Лапину А.В.

На основании изложенного суд полагает, что требования истца удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Лапина А.В. к открытому акционерному обществу «<данные изъяты>» о взыскании суммы долга в размере <данные изъяты> по договору уступки прав (цессии) от ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 03 октября 2011 года.

Судья                                                                                                                       Е.В. Лащенова