решение о включении периодов работы в спецстаж, дающий право н досрочную трудовую пенсии по старости



Дело № 2-3519-2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 октября 2011 года             город Чебоксары

Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Степановой З.А., при секретаре судебного заседания Кольцова О.С., с участием истца Илларионовой Н.А., представителя ответчика Енцовой О.В., действующей по доверенности от 18 января 2010 года № 10901-20/70, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Дома юстиции гражданское дело по исковому заявлению Илларионовой Н.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, и возложении обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии по старости,

установил:

Илларионова Н.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, и возложении обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии по старости. С учетом внесенных в первоначальный иск дополнений, истица просит возложить на ответчика обязанность по включению в специальный медицинский стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей <данные изъяты> фельдшерского пункта в <данные изъяты> в льготном порядке как один год и три месяца за один год работы; периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работы в должностях <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождения на курсах повышения квалификации календарно, и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с момента обращения в пенсионный орган ДД.ММ.ГГГГ. Исковые требования мотивированы тем, что истец обратилась ДД.ММ.ГГГГ в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР - Чувашии с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения за пенсией. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа, в который неправомерно не включены вышеупомянутые периоды, а также неправильно произведен подсчет специального стажа. Вместе с тем в указанные периоды истица осуществляла лечебную деятельность, в связи с чем она считает, что спорные периоды подлежат включению в специальный стаж. В связи с тем, что работа в должности заведующей <данные изъяты> фельдшерского пункта в <данные изъяты> протекала в сельской местности, он подлежит зачету в льготном порядке.

В судебном заседании истец Илларионова Н.А. исковые требования и уточнения к нему, поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям, вновь привела их суду.

Представитель ответчика УПФ РФ в г. Чебоксары Енцова О.В., действующая по доверенности, требования истца не признала и просила отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в решении пенсионного органа об отказе в назначении пенсии.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского и пенсионного дел, суд приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается сведениями трудовой книжки, материалами пенсионного дела, что истец Илларионова Н.А. работала в периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей <данные изъяты> фельдшерского пункта в <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работы в должностях <данные изъяты>

В ст. ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вступившего в силу с 01 января 2002 года (с последующими изменениями и дополнениями), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного законом возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 года № 30 «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу указанных федеральных законов применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.

Соответственно, для определения права на включение указанного спорного периода в стаж, дающий право на назначение пенсии по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», подлежит применению законодательство, действовавшее в спорный период.

Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» были утверждены: Перечень учреждений, организаций и должностей, работы в которых дает право на пенсию за выслугу лет (далее Перечень 1959 года) и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее Положение 1959 года).

Раздел 2 Перечня 1959 года предусматривал включение работы в должности медсестры (независимо от наименования) в должностях врачи, фельдшеры, акушерки, медицинские сестры (все независимо от наименования должности) в амбулаторно-поликлинических учреждениях всех типов (в том числе фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах).

В п. 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» установлено, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и три месяца. В стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Согласно Списку, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, безусловному включению в выслугу лет подлежала работа в должности врача и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей <данные изъяты> фельдшерского пункта в <данные изъяты> подлежит зачету в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в льготном порядке - год работы за один год и три месяца.

При определении специального стажа в спорный период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работы в должностях <данные изъяты> также подлежит применению Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 464.

В соответствии с указанным Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 464, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, засчитываются работа в должности врача и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Соответственно включение периодов работы в специальный медицинский стаж не ставится в зависимость от названия должности, необходимо, чтобы должность относилась к среднему медицинскому персоналу.

Поскольку должность истца <данные изъяты> относится к среднему медицинскому персоналу, <данные изъяты> является лечебно-профилактическим учреждением здравоохранения, период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях <данные изъяты> подлежит включению в специальный медицинский стаж в календарном порядке.

По материалам пенсионного дела, справок, уточняющих периоды работы, занятость в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на курсах повышения квалификации за время работы в должностях <данные изъяты>

Положениями Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, отсутствуют какие-либо ограничения в части включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации.

В силу ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Поскольку истец в спорные периоды работала в должности <данные изъяты> в учреждениях здравоохранения, в силу специальных нормативных актов обязательным условием возможности выполнения указанной работы является повышение квалификации медицинского работника. В связи с эти истец была направлена работодателем на курсы повышения квалификации с сохранением места работы и среднего заработка, из которой работодатель в обязательном порядке по требованиям действующего законодательства РФ производит отчисления в Пенсионный фонд РФ.

На основании изложенного периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный медицинский стаж работы.

Истцом также заявлено требование о возложении на Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в <адрес> ЧР - Чувашии обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения в пенсионный орган, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

С заявлением о назначении пенсии Илларионова Н.А. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР - Чувашии ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая то, что к указанному времени, даже с учетом включенных судом периодов ее работы и нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж, Илларионова Н.А. не выработала необходимый 30-ти летний стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», требования истца о досрочном назначении такой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии обязанность по включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Илларионовой Н.А. периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей <данные изъяты> фельдшерского пункта в <данные изъяты> в льготном порядке - год работы за один год и три месяца; периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях <данные изъяты>»; нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ календарно.

В удовлетворении требований Илларионовой Н.А. о возложении на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии обязанности по досрочному назначению трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики путем подачи кассационной жалобы через Калининский районный суд г. Чебоксары ЧР в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:              З.А. Степанова