Решение о назначении пенсии (пионервожатая)



Дело № 2-3663/2011

       РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    15 ноября 2011 года                                                                    город Чебоксары

    Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Смирновой Е.Д., при секретаре судебного заседания Григорьеве А.В., с участием истца Степановой Н.Г., представителя ответчика Енцовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степановой Н.Г. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в                    г. Чебоксары Чувашской Республики об обязании включить в специальный стаж периоды работы и назначить досрочную трудовую пенсию,

у с т а н о в и л :

Степанова Н.Г. обратилась в суд с иском к УПФР в г. Чебоксары Чувашской Республики о возложении обязанности включить периоды работы в должности пионервожатой в СШ г. Чебоксары, нахождения в отпуске по уходу за ребенком, нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и возложении на ответчика обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии по старости.

Исковые требования мотивированы тем, что ответчик своим решением от ДД.ММ.ГГГГ отказал ей в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения за пенсией. При этом необоснованно не включил в специальный стаж периоды работы в должности пионервожатой в средней школе г. Чебоксары с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Указывая, что данное решение является незаконным и необоснованным, нарушающим её конституционные права, законные права и интересы на социальное обеспечение, при этом ссылаясь на ранее действовавшее законодательство в области регулирования пенсионных отношений, и ныне действующее пенсионное законодательство, просила обязать ответчика включить вышеперечисленные периоды в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а также возместить расходы по уплате государственной пошлины.

Истец Степанова Н.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала по приведенным в иске основаниям и вновь привела их суду.

Представитель ответчика Енцова О.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала, полагая решение Управления Пенсионного фонда РФ в г. Чебоксары относительно периодов, не включенных в специальный стаж истца, правильным.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В ст. ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.

В силу ст. 55 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Это означает недопустимость необоснованного ограничения объема прав, сокращения гарантий.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости ранее достижения установленного законом возраста назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно ст. 55 ФЗ «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет (досрочную трудовую пенсию).

ДД.ММ.ГГГГ Степанова Н.Г. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Чебоксары с заявлением о назначении пенсии.

Решением УПФР в г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ Степановой Н.Г. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения за пенсией.

При этом в подсчет специального стажа не включены периоды работы в должности пионервожатой в средней школе <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

Записями в трудовой книжке и сведениями из пенсионного дела подтверждается, что истец Степанова Н.Г. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности старшей пионервожатой в средней школе г. Чебоксары.

На момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости и на момент рассмотрения дела судом действуют утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (ред. от 26.05.2009)

Отсутствует спор по виду учреждения, где работала истец в указанный период.

Однако указанным выше Списком должностей и учреждений должность старшей пионервожатой не предусмотрена.

Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 21 января 2002 года № 30 «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в РФ» установлено, что нормативные правовые акты РФ, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.

В период работы истца в должности старшей пионервожатой действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», пунктом 2 которого утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.

В примечаниях к указанному Перечню предусмотрено, что только работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных Перечнем, дает право на пенсию за выслугу лет. В графе «наименование должностей» отсутствуют должность «старшая пионервожатая».

Однако подпунктом «д» пункта 1 и пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, предусматривается, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается работа в школах в качестве штатных пионервожатых.

Соответственно, действовавшим в спорный период работы истца законодательством предусматривалось включение в специальный педагогический стаж работы учителей и других работников просвещения работа в должности пионервожатой в школах.

В связи с этим истец имеет право на включение указанного спорного периода работы в должности старшей пионервожатой в специальный педагогический стаж, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполняющими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право.

При этом суд учитывает, что статьи 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Указанная правовая позиция изложена и в п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 03 июня 2004 года № 11-П.

Пунктом 4 вышеупомянутого Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения предусматривается, что время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением № 1397, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

При изложенных обстоятельствах, учитывая, что продолжительность трудового стажа Степановой Н.Г. в должности пионервожатой в средней школе не превышает 1/3 требуемого для назначения пенсии специального стажа, на момент ее обращения в УПФ РФ в г. Чебоксары с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии имеется необходимый педагогический стаж 16 лет и 08 месяцев в соответствии с требованиями пункта 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, суд приходит к выводу, что период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионервожатой в средней школе г. Чебоксары подлежит включению в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей.

Степановой Н.Г. также ставится вопрос об обязании включить в подсчет специального трудового стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно уточняющей справке от ДД.ММ.ГГГГ Степанова Н.Г. работала в муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа г. Чебоксары» с ДД.ММ.ГГГГ учителем иностранного языка по ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года находилась в отпуске по уходу за ребенком до трех лет.

Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, не предусмотрено включение в специальный трудовой педагогический стаж периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, свыше полутора лет, до трех лет.

Однако действующие в спорный период положения ст. 165 КЗоТ РСФСР                    (в редакции 1971 года) предусматривали предоставление женщинам отпуска по беременности и родам, а также предоставление женщине по её заявлению дополнительного отпуска без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года. Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком согласно части 3 статьи 167 КЗоТ РСФСР засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

    Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» в целях создания более благоприятных возможностей для материнского ухода за новорожденными и малолетними детьми были установлены частично оплачиваемый отпуск до одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, который предоставлялся с сохранением непрерывного трудового стажа по специальности.

    06 июля 1982 года постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС было утверждено Разъяснение «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до 1 года и дополнительного отпуска до 1. 5 лет», в соответствии с которым время частично оплачиваемого отпуска и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы засчитывалось как в общий, так и в непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий.

    22 августа 1989 года было издано Постановление Совета Министров № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей». Указанным постановлением было предусмотрено поэтапное увеличение частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет по ряду регионов с 1 декабря 1989 года, по остальным регионам с 1 июля 1990 года, а также об увеличении повсеместно с 1 декабря 1989 года продолжительности дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

    Разъяснением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 23/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 375/24-11, предусмотрено, что указанный отпуск вводится одновременно по всей стране с 1 декабря 1989 года. Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.

    Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в статью 71 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, в соответствии с которыми было предусмотрено предоставление частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

    Федеральным законом от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР» в статью 167 КЗоТ РСФСР внесены изменения, согласно которым отпуск по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях).

    Таким образом, указанные изменения исключают возможность зачета в специальный стаж, дающий право на льготную пенсию, периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком. Эти периоды могут засчитываться в специальный стаж для исчисления льготной пенсии до 06 октября 1992 года, т.е. до момента вступления в действие указанного Закона.

При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание, что отпуск по уходу за ребенком у истца начался ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период действия вышеназванных нормативных актов, предполагающих включение отпуска по уходу за ребенком в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж работы Степановой Н.Г., дающий ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Относительно требований Степановой Н.Г. о включении в специальный стаж работы периодов нахождения на курсах повышения квалификации суд исходит из следующего.

Из вышеупомянутой уточняющей справки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в период работы учителем иностранного языка в «Средней общеобразовательной школе          г. Чебоксары» Степанова Н.Г. находилась на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, согласно уточняющей справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МОУ «Гимназия », Степанова Н.Г., работающая учителем английского языка с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы.

Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работника на курсы повышения квалификации ему гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка, из которого производятся отчисления в Пенсионный фон РФ.

В связи с этим истец была направлена работодателем на курсы повышения квалификации с сохранением места работы и среднего заработка, из которой работодатель в обязательном порядке по требованиям действующего законодательства РФ производил отчисления в Пенсионный фонд РФ, что подтверждается справкой, уточняющей периоды работы.

При изложенных обстоятельствах периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в специальный педагогический стаж работы.

Как было указано выше, продолжительность специального педагогического стажа, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», установлена в 25 лет. Педагогический стаж Степановой Н.Г., исчисленный Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии, составил 24 года 8 месяцев. С учетом включения в специальный трудовой стаж спорных периодов работы, нахождения в отпуске по уходу за ребенком и на курсах повышения квалификации общая продолжительность специального педагогического стажа Степановой Н.Г. на день обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ составляла 25 лет 04 дня, то есть требуемый двадцатипятилетний педагогический стаж на указанный день у неё имелся.

        В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней. Днем обращения считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

           Судом установлено, что Степанова Н.Г. с таким заявлением обратилась ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Чебоксары Чувашской Республики включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости,

периоды работы Степановой Н.Г. в должности пионервожатой в средней школе г. Чебоксары с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Чувашской Республики через Калининский районный суд г. Чебоксары в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: судья                        Е.Д. Смирнова

Мотивированное решение составлено 16 ноября 2011 года.